Метанаучный уровень определения объективности




 

Наиболее значительной характеристикой объективной реальности, фигурирующей в научной рациональности, является требование и необходимость детерминистских отношений. Наука в принципе не может обойтись без априорного (до опытного) введения однозначной причинности - даже в тех областях современной науки, где используется вероятностный вывод, всегда присутствуют жесткие показатели, характеризующие саму вероятность. В противном случае наука не сможет делать осмысленных утверждений. Это естественно, но имеет нетривиальные следствия: автоматически возникает запрет на введение систем нестационарного типа. Любая попытка введения такой системы в качестве предмета интереса науки (т.е. любая попытка взять «природу» в чистом виде, а не ее идеальную реконструкцию, не исключая многообразия ее качеств и сторон) приводит к неопределенности вывода на множестве бесконечного количества отношений. В науке можно проследить, связанную с этим, стойкую тенденцию рассматривать всякое отношение в системе стационарного типа (в стабильных условиях), а всякий закон формулировать как принцип сохранения. Такой способ определения объекта получает поддержку и в логике вывода (доказательства) посредством легитимации (признания) механизма расчета погрешности.

Иначе говоря, объективная реальность как внешняя для субъекта стационарная система, потребовала негативного обоснования со стороны способа субъектных обращений к ней: смысл операции расчета погрешностей состоит в устранении из результатов исследования следствий причинного воздействия прибора и экспериментатора на предмет исследования. Интересно здесь то, что проблема нетождественности логики определения и логики вывода превращается в частную задачу расчета погрешностей, но принципиально не решается. Здесь ученый делает, вообще-то характерную для науки, ссылку на разумность: он берет на себя ответственность за ограничение разумными пределами своих сомнений относительно адекватности модели и объекта. Разумные пределы - это грань, за которой уходит в дурную бесконечность смысл самой науки: ученый, как само собой разумеющееся, перестает интересоваться проблемой, как только вопрос приобретает бесконечную форму - рассчитать погрешность погрешности или вообще погрешность энного порядка. В действительности, за ссылкой на разумность стоит специфический, не проговоренный в науке статус субъекта в науке - беспричинное состояние (т.е. наука соответствует такому историческому этапу, когда человек уходит от внешней причины как нормы своего действия).

Принцип детерминизма (важнейший принцип организации научного объекта), работающий на стороне объективной реальности, оказывается обоснованным за рамками самой объективной реальности, в субъекте науки: все, в чем обнаруживаются различенные и соразмерные друг другу причина и следствие вынесено субъектом науки в окружающую, внешнюю для человека реальность как несовместимое с человеком. Здесь наука сталкивается с проблемой, общей для всех формальных систем в момент содержательного самоопределения - возникает расселовский вопрос о брадобрее. Познавательный акт в науке идентифицирует весь набор объектов своего интереса в двух полюсах - либо причина, либо следствие. Но в какое из этих подмножеств входит сам познавательный акт? И в то, и в другое! Но в науке не принято говорить о призраках. Тень отца Гамлета зачисляется в разряд проблем ненаучных, и субъективность, вместе с содержательным определением науки, препровождается из храма науки.

Наука есть современная форма естествозания, в которой, посредством сочленения в относительном тождестве чувственно-данного и рационального, формируется отношение объективности как способ конструирования систем с причинной зависимостью.

С точки зрения объективной реальности субъект в науке неопределен и неопределен в силу того, что он принадлежит не объективной реальности (объективная реальность науки есть принадлежность, вернее представление момента исторического становления человека), а аксиологической. В научном акте субъект полагает первенство технического отношения над всяким другим и, в силу этой своей аксиологичности, обеспечивает полноценность научного акта как акта культурного. Спецификой области технического является предсказуемость результата любого действия, т.е. равнозначность всех причин и всех следствий, соразмерность действия и результата. Субъект в науке должен обладать операциональностью, реализуемой в модусе "так, как если бы". Так, как если бы любой объект был бы однороден с любым другим - не есть научная гипотеза, а аксиологическое условие возможности науки. Ученый, тем самым, оказывается выключенным из причинно-следственных связей объективной реальности, он есть, скорее, гарант и пользователь системы однородных отношений. В силу этого субъект в науке должен быть определен дважды - формально - это внешний своему предмету наблюдатель, парадоксальным образом укладывающий объективную реальность в рамки своей субъективности (в черепную коробку!); содержательно - это научное сообщество со специфической формой жизнедеятельности, в рамках которой аксиоматика целесообразного действия вводится на двух уровнях - эмпирическом(логика вывода), и теоретическом(логика определения). Если для Античности, субъект и его реальность тождественны и являются полем самопричинения фюсис, а для средневековья Божественный субъект всегда неизмеримо преобладает и над реальностью и над человеческим сознанием, то для науки субъект всегда определен конструктивно через акты полагания различных форм однородности в различных дисциплинарных аксиоматиках.

С пецифика формирования объекта в рамках науки приводит к возникновению в рамках научной рациональности такого феномена, как прогноз (совершенно не характерного для других, не научных форм культуры). Научное прогнозирование опирается, прежде всего, на допущение (характерное для науки в целом) о равномерности изменений в объекте с течением времени. Можно различать прогнозы по предметной направленности – прогнозирование протекания природных процессов (геологические процессы, атмосферные явления, эволюция космических объектов, трансформация биогеоценозов и т.д.) и социальное прогнозирование (экология среды обитания, развитие науки и техники, миграция населения, трансформация и взаимовлияние социальных групп, общественное мнение и т.д.). Различаются краткосрочные и долговременные прогнозы (это всегда зависит от степени изменчивости объекта, которая накладывает ограничения на достоверность прогноза). Основным методом прогнозирующего исследования является экстраполяция. Для ненаучных типов рациональности стремление к предсказанию будущего реализовывалось другими способами. Так, одной из первых форм предсказания был хилеазм, в котором будущее состояние объекта (системы социальных отношений) находилось в отношении принципиальной независимости от его настоящего и прошлого. Но такой “неординарный” подход к предсказанию – вовсе не повод для высокомерия со стороны современного ученого. Хилеазм так же хорошо в рамках своей культуры выполнял функцию предсказания. Истина предсказания вовсе не есть знание будущего. Человек, обладая самыми обширными знаниями все-таки еще сам создает себя таким, каким он будет, а не располагает уже этим знанием. Прогноз (как научный, так и не научный) сразу же становится фактором происходящего в действительности. Истинная ценность (истина) любого прогноза в приобретении избыточности и преобладания над настоящим, посредством его определения.

С уществует масса подходов к периодизации науки. Каждый из них реализует определенную цель. С философской точки зрения оправдано в качестве критерия периодизации выбрать проблему самообоснования науки.

В опрос начала науки в науковедении трактуется неоднозначно. Многие исследователи относят момент возникновения науки к Античности, указывая на зачатки астрономии, географии, механики и медицины в этот период. Иногда в качестве такого момента избирается Древний Китай или Египет. Такие подходы опираются на принятие, в качестве научного, всякого познавательного акта, дающего продуктивное знание. В этом случае под одним термином оказываются объединены различные типы знания, с различной и взаимоисключающей внутренней логикой формирования объекта: мистическое постижение и эксперимент, эстесис и гипотетико-дедуктивный метод. Поэтому здесь, чтобы иметь возможность рассматривать науку как целостное культурное явление, начало науки отнесено к Новому времени. ХYI - IXX века – период классической науки, когда происходит открытие и разработка следствий строгого детерминизма (научного, лапласовского) в рамках стационарных процессов, отработка экспериментального метода на макромоделях. Движение науки на этом этапе связано, прежде всего, с обоснованием предмета посредством ввода дисциплинарных аксиоматик и обоснованием научного метода посредством элиминации (выведения – работают оба смысла) субъекта науки из картины мира (объективной реальности).

Н ачало ХХ века - неклассическая наука. Этот период знаменуется открытием возможности конструирования более чем одной стационарной системы в рамках одной дисциплины; движение науки на этом этапе должно быть осмыслено как постановка проблемы дополнительности теорий (сначала в физике, затем в рамках других дисциплин), возникающей вследствие попытки установить соразмерность и взаимоприемлемость (сочетаемость структурного, функционального или другого порядка) стационарных моделей; здесь впервые ставится всерьез вопрос о естественности взгляда на науку как на движение от относительной истины к абсолютной. Оказывается, что всякая следующая научная теория задает новую позицию, которая не во всяком случае и не для всяких целей приемлема. Проблема дополнительности теорий встала в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как проблема дополнительности динамической и вероятностной модели объекта. Во-вторых, как проблема дополнительности теоретических определений объекта.

П ервое. С точки зрения классической механики, где начальные условия системы всегда однозначно определены, эффекты, возникающие в нелинейных средах (например, вихри и другие устойчивые структуры, в турбулентных потоках жидкостей) выглядят как парадокс. Возникает необходимость создать новую теоретическую модель объекта, причем модель самостоятельную и дополняющую прежнюю теорию, а не вытекающую из нее и не исключающую ее: целый ряд макроэффектов так и не удается описать как следствие динамических процессов на микроуровне (например, по причине большого, принципиально не учитываемого числа взаимосвязей). Этот выход был найден в трудах Клаузиуса и Больцмана, которые предложили вместо динамических (причинно-следственных) характеристик описывать объект в терминах состояния (посредством законов сохранения), сплошной среды, как целостную систему с соответствующими макропараметрами температуры, давления, энтропии и т.д. Это значит, что, не обращаясь к бесконечному следованию причин и следствий, можно выполнить их в предположении, дополнив их до целого, и, тем самым, иметь “полный”, завершенный объект (для которого есть возможность выписать те или иные параметры в конечной форме) – стационарную систему, замкнувший, по предположению, все причины и следствия в себе, т.е. объект с характеристикой быть единственным, но без такой характеристики, как, например, время: такой объект не может ни двигаться ни изменяться, поскольку «заполняет» «все» пространство и «все»(!) время. Он может иметь только состояние как суперпозицию причин, т.е. температуру, давление, энтропию и т.д., как вероятностное распределение следствий от большой совокупности причин. Такой способ представления объекта в науке постепенно оформился в синергетику, предметом которой является спонтанно самоорганизующаяся структура с собственной системой энергетических уровней; любое внешнее воздействие в такой системе «выталкивается» и система стремится к самовосстановлению, изолирует себя. Динамическое описание объекта (в терминах причин и соразмерных им следствий) в истории науки, вообще говоря, всегда было дополнительно к описанию в терминах вероятностного подхода (синергетического характера). Современные антиномии (выступающие в ХХ веке в форме «дополнительности») динамического и геометрического аспектов, континуального и точечного представлений вовсе не являются привилегией микро-тел и релятивистских движений (движений в искривленном пространстве-времени современной физики). В действительности дело обстоит иначе. Антиномичность кинематики и динамики была уделом всех классических механических понятий, всякой картины движения. Однако, внутри замкнутой теоретической системы антиномичности было невозможно обнаружить, она скрывалась в “порах” системы, была невидимой, определяя, однако, всю структуру формальных построений и выступая “тайным” импульсом всего развития физики от Галилея до Ньютона, от Ньютона до Максвелла, от Максвелла до Эйнштейна и Планка. Революция в физике ХХ века не открыла какую-то новую сущность, она, наоборот, впервые выявила для науки логическую противоречивость самих научных понятий времени и движения, которую уже И.Ньютон пытался выразить во взаимодополняющих системах динамики и кинематики.

В торое. Причинность, как основная характеристика объекта науки, возможна лишь при выполнении некоторых условий, а именно, в процессе конструирования объекта науки к последнему должны быть отнесены (считаться существенным для его определения) те и только те изменения, которые не затрагивают (т.е. не делают объектом) саму систему отсчета. Предполагается, что есть независимые эталонные величины массы, периодичности времени, длины и т.д., находящиеся во внешнем отнесении к объекту исследований: с точки зрения математического формализма, динамическое уравнение включает, например, лишь производную по времени, т.е. масштаб, временную шкалу для измерения продолжительности, т.е. описывает лишь последовательность статических состояний. Так описанный объект оказывается «безразличным» к направлению (симметричным относительно направления) хода времени: наука стремится представить любую закономерность явлений в виде линейного дифференциального уравнения – ибо во взаимодействие вступают соразмерные фрагменты (таковы уравнения Гамильтона, уравнения Максвелла и т.д.). В случае переопределения параметров, существенно характеризующих объект научного исследования (а такая ситуация впервые возникла в физике начала ХХ века и была связана с теорией относительности А.Эйнштейна), последний принципиально меняет конфигурацию. В первую очередь, процесс переопределения объекта затрагивает пограничное отношение объекта и системы отсчета (по большому счету - субъекта), которое является областью смыслопорождения в науке. А.Эйнштейн ввел “неестественное” для классической науки предположение о подчиненности причинным связям параметра времени: шкала времени, употребляемая в классической физике, в теории относительности перестала быть инструментом, внешним объекту (линейка перестала быть жесткой и служит уже не для измерения, а как объект, испытывающий и производящий воздействия). Если для классической физики исходным структурирующим понятием является сила, то в теории относительности на этом месте стоит энергия. Теория относительности пользуется иными шкалами, в которых, например, привычное и принципиальное для классической физики различение скорости и массы как независимых параметров не проводится. Такого рода дополнительность теорий, возникнув как факт истории науки, говорит о зрелом этапе ее развития, когда наука начинает осознавать субъектную определенность своего объекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: