Глоссарий по психокоррекции




Абсолютная чувствительность - психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.

Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который зак­лючается в использовании понятий и логических конструкций.

Агрессия — осознанные действия, которые причиняю или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способ­ностей, нравственней качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной труд­ности и с требованиями окружающих.

Адлер Альфред (Adler A., 1870-1937). Основатель индивидуальной психоло­гии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекцион­ного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполно­ценности.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и пове­дения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник вос­производится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе кото­рого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрог­раммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма-- это активное преодо­ление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой ак­тивности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Актуальная (корригирующая) самооценка отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.

Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их со­четаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с анома­лиями личности. При акцентуациях характера}' каждого типа имеется своя «ахиллесо­ва пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.

Александер Франц {Alexander F. О., 1891-1964). Немецкий психоаналитик, психиатр, исследователь психосоматиче­ских заболеваний. Под психосоматическим подходом А. понимал одновременное использование физиологического и психологического ме­тодов и представлений. Он исходил из не­обходимости при психосоматических ис­следованиях как детального описания пси­хологических закономерностей, так и клинико-инструментального контроля за соматовегетативными процессами.

Амбивалентность - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или пережи­вание, связаннoe с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одно­временным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания несогласованные, противоречащие друг другу (положи­тельные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

Анальная стадия вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделе­ния. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к форми­рованию анального характера в двух своих формах; ананльно-удержиеоющий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и ананльно-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.

Анима и Анимус – это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души. В своем бессознательном – женщина, а каждая женщина – мужчина. Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же, как персона – к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума.

Арттерапия (art — искусст­во, artterapy (буквально) — терапия ис­кусством) особенно распространен в стра­нах с англоязычным населением и означа­ет чаще всего лечение пластическим изоб­разительным творчеством с целью воздей­ствия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапев­тической литературе используются также термины «изотерапия» или «художествен­ная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужа­ют его смысл.

Архетип, по Юнгу, - это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Ассимиляция процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к су­ществующим у индивида схемам действий (схема действия — это сеисомоторный эк­вивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточ­няет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).

Атрибуция приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общ­ности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

Аттрактор цели одно из основных понятий синергетики — конечное состояние раз­вивающейся системы, цель ее развития.

«Аутентичность» (подлинность) – понятие, введенное М.Хайдеггером и развитое К.Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность – это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

Аффективная реакция ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональ­ный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального со­стояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.

Аффективная сфера совокупность переживаний человеком своего отношения к окру­жающей действительности и к самому себе.

Аффективное поведение поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций -

Аффективно-защитная функция воображения функция воображения, которая за­ключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конф­ликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.

Аффективность бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.

Аффекты на себя аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.

Аффилиативная потребность потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.

Базальная тревога интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасно­сти и одиночества.

Базисные ошибки - когнитивные образования, формирующие специфические жесткие и неэффективные модели поведения (Адлер).

Базовое (или базальпое) доверие положительное эмоциональное отношение к окру­жающему, прежде всего социальному, миру формирующееся у ребенка в раннем дет­стве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Бек Аарон (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Ос­нователь когнитивной психотерапии, од­ной из наиболее влиятельных и эмпириче­ски валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Б. внес большой вклад в современную психиатрию и психо­логию, так как предложенная им психоте­рапия оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги.

рапия.

Биоэнергетический анализ Лоуэна. Основное внимание в этой пси­хотерапии уделяется исследованию функ­ций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и харак­тер отражаются в физическом строении, не­врозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Движе­ние рассматривается с точки зрения основ­ных физических законов, т. е. для него не­обходимо высвобождение энергии, при котором действие равно противодействию

Биодинамическая ткань движения — гармоничная система мельчайших фрагментов (им­пульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую орга­нами движения при выполнении этого акта.

Близость - тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную змпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Вербальная агрессия выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохра­нять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.

Вербальные функции процесс оперирования различными формами знакового (словес­ного) материала.

Вербальные функции интеллекта функции интеллекта, связанные с оперированием слонами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понима­ние смысла слов и др.

Витальные потребности жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологическо­го существования, и выступающее источником его активности.

Внимание направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

Внутренняя речь вил речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции по­ведения.

Возрастно-психологический контекст возрастная специфичность потребностей и цен­ностей.

Воображение — процесс преобразования представлений,отражающих реальную действи­тельность, и создания па этой основе новых представлений.

Восприятие целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в со­знании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.

Враждебность - агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Вторичная (долговременная) память память, обеспечивающая сохранение и возмож­ность воспроизведения информации на длительный срок.

Высшие психические процессы - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших пси­хических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышле­ние, речь и др.

Высшие чувства эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение чело­
века к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную пози­цию.

Гендерные особенности особенности, связанные с признаками половой принадлежно­сти.

Гендерные роли существующая в данной культуре модель полового поведения, опреде­ляемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.

Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Генерализованные движения двигательная активность, подтверждающая (или сопро­вождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одно­временными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

Генетическая психология изучает проблемы возникновения и развития психических про­цессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обуслов­ленных унаследованным от родителей набором генов.

Генотип совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Гетеросоциальный характер общения общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.

Гетерохронность разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз раз­вития отдельных органов и функций,

Гешталь-терапия - Метод, создан­ный американским психологом и психоте­рапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влия­нием идей гештальт-психологии, экзистен­циализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологиче­ских проявлениях вытесненного психоло­гического материала. Г.-т. возникла в рус­ле феноменологического подхода, подчер­кивающего необходимость осознания па­циентом настоящего и важность непосред­ственного эмоционального переживания. Перлз перенес закономерности образо­вания фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в об­ласть мотивации человеческого поведе­ния. Возникновение и удовлетворение по­требностей он рассматривал как ритм фор­мирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуля­ции организма. Человек находится в равно­весии с самим собой и окружающим его ми­ром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислу­шиваться к потребностям организма

Генерализация - распространение поведения или специфических реакций на ситуации, отличные от тех, в которых оно было приобретено.

Гunepmuм — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного тина являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичиость, социальная гибкость и легкость в общении, не­которая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое от­ношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограниче­ние их активности.

Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при ак­центуациях по неустойчивому и конформному типам.

Гипоталамус {син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — от­дел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными аф­ферентными и эфферентными связями.

Гипотеза несоответствия положение когнитивной теории, согласно которому в воз­расте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.

Голосовые реакции - воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (че­ловеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).

Гомосоциалъный характер общения — общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.

Двигательные навыки навыки выполнения определенных движений.

Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нрав­ственных норм поведение.

Декларативные знания знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окру­жающего мира описательного характера.

Депрессия угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.

Депривация лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности И" значе­нию для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Дефицит поведения – отсутствие в поведенческом репертуаре навыков,

Деформация поведения - негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».

«Диалог» - понятие, выдвинутое и разработанное М.Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я-ты», «Я-оно». По Буберу, основное слово «Я-ты» порождает и утверждает мир отношений в отличие от «Я-оно», которое порождает опыт.

Дивергентпост ъразвития многообразие появляющихся входе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.

Дилеммы – это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, он зависим.

Динамические стереотипы интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.

Директивно-распорядительный способ взаимодействия форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают команды и распоряжения.

Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа.

Дистресс стресс разрушительный, деструктивный; вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к исто­щению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

Дихотомическое мышление – склонность впадать в крайности при оценке событий.

тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним и;(компонентов творчества.

Дифференциация - сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уров­ни, формы разнородно-сложны с и внутренне-расчлененные. Результатом дифференци­ации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление но­вых взаимосвязей между ними, т. с. усложнение системы.

Диффереицированностъ экспрессии соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.

Диффузностъ самоидентичности «рассеянное», «размытое» восприятие и отражение субъектом того, что относится к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и поте­рей собственного Я.

Долговременная память — вид памяти, благодаря которому человек способен длитель­ное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.

Доминанта функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придаю­щая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя ак­тивность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмерный, мелочный контроль за по­ведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций ха­рактера гипсртимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психа­стенического типов (усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, не­решительность).

Доминирующие установки — готовность, предрасположенность субъекта к определен­ной форме реагирования.

Дооперациональная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.

Дооперационное мышление ~ понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является ак­тивный процесс интериоризации внешних действий с Предметами и формирование на­глядных представлений.

Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Естественная сепарация — в отличие от эмоционального отвержения — инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

 

Жизненный мир - понятие, введенное и разработанное Э.Гуссерлем. это то, что имеет значимость для сознания. «Жизненный мир» - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического.

Жизненный сценарий постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые че­ловек намерен совершить в будущем.

Завышенная оценка - уровень одобрения выше уровня реальных достижений или объек­тивных характеристик.

Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Закон выгоды (приобретения): образцы поведения, которые приводят к приятным для индивида последствиям.

Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Заниженная оценка — уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень нео­добрения выше степени негативности — не соответствует объективности.

Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.

Защитно-психологический механизм механизм сведения к минимуму осознания не­соответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцисй и актуальным опытом.

Защитные механизмы физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприят­ных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.

Зеркальный Я-образ - отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.

Зона ближайшего развития это область еще несозревших, но созревающих психичес­ких процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осу­ществляемых под контролем зрения.

Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях вос­производят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

Ид – первичная инстанция. Она является резервуаром энергии, ее единственным источником. Ид охватывает врожденные элементы. Инстинктивные влечения. Это иррациональная и аморальная инстанция, которая живет по принципу удовольствия, заключающемуся в снятии напряжения при удовлетворении потребности. Ид занимает господствующее положение, поскольку ведает главным – энергией, обеспечивающей всю активность

Идеальная самость – представление человека о себе как об идеале

Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное пережи­вание личностью своей тождественности.

Идентичность — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, сво­ем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конк­ретных предметов и явлений.

Изоляция разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального обще­ния с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате невозможнос­ти или неспособности достичь взаимности.

Иерархия – процесс отбора анализа и ранжирования по степени трудности или опасности ситуаций или навыков с изменением их пространственно-временных, содержательных или социально-психологических характеристик.

Избирательное восприятие – чрезмерное внимание к несущественным деталям и игнорирование иной, более существенной, информации

Инстинкты – это силы, побуждающие человека к деятельности. Физические инстинкты – потребности; психологические – желания.

Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном.(Юнг)

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, предста­витель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носи­тель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Индивидуальность - «глубина личности» — предстает как результат единства и согла­сованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Индивидуальный стиль деятельности индивидуально-своеобразная система психо­логических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуально­сти с предметами и внешними условиями деятельности.

Инертность отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и без­волию в деятельности и застою в достижениях.

Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медлен­ным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.

Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не яв­ляется самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.

Интеграция сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее раз­нородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсив­ностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и са­моорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.

Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, харак­теризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных спо­собностей человека.

Интеллектуальные чувства переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. н.

Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур че­ловеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельнос­ти.

Интернальность личностное образование, присущее людям, которые принимают от­ветственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Кларификация - четкая фокусировка значимых деталей в психоанализе

Классическое обусловливание – процесс формирования связи между первоначально нейтральными стимулами и моторной частью безусловного рефлекса (безусловной реакцией) в результате сочетания во времени условного и безусловного стимулов. Классификация способность классифицировать группy объектов по какому-то признаку.

Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи, которую оказывает

Когнитивная составляющая Я-образа представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении.

Когнитивные процессы совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сен­сорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Когнитивные свойства свойства, характеризующие деятельность познавательных про­цессов и способностей человека.

Когнитивный компонент самооценки комплекс убеждений о себе, которые могу г быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или катего­ричная) выражения суждений о себе.

Комплекс оживления позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком

Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.

Конгруэнтност ь - соответствие между чувствами и содержанием высказываний непосредственность поведения; неотгороженность; инструментальность концепции;

искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Контр-обусловливание – метод поведенческой психотерапии, заключающийся в том, что страх последовательно замещается эмоцией, со страхом не совместимой (злостью, сексуальным возбуждением; в современных формах – релаксацией, удовольствием от пищи, чувством уверенности в себе). После серии сеансов формируется условная связь ситуации, которая раньше вызывала страх, с новой эмоцией, замещающей страх.

Конвергентное мышление вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие использует­ся как синоним «консервативного или «ригидного?- мышления.

Конвергентностъ развития сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление из­бирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.

Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающейдействительности.

Консервация термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индиви­да видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Конформность тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

Концентрация внимания одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Коллективное бессознательное - содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению (Юнг).

Косвенная агрессия агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся очень кратким сохране­нием воспринимаемой информации.

Кризис трехлетнего возраста этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и корди-нальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и перехо­дом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кри­зиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появ­лении чувства «Я» как системного новообразования.

Кросскультурные исследования (ант. cross — перекрестный) — исследования однород­ных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (эт­нических групп) с целью установления влияния культуры па эти имения.

Кумулятивностъ развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям а их развитии.

Латентный период (по 3. Фрейду) — внутри четырех стадий психосексуального разви­тия 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстника­ми того же пола.

Латентный (скрытый) период период времени, в течение которого в силу опреде­ленных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за ка­ким-либо предметом или явлением.

Лепет — несвязная, неразборчивая речь ребенка.

Либидо психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексу­альных и влечения к жизни).

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: i) субъект соци­альных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельнос­ти и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на осно­ве частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: