Абсолютная чувствительность - психофизическая характеристика чувствительности индивида, которая характеризует способность индивида ощущать предельно малые по интенсивности воздействия объектов реального мира.
Абстрактно-логическое мышление — особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Агрессия — осознанные действия, которые причиняю или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственней качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
Адлер Альфред (Adler A., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполноценности.
Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма-- это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Актуальная (корригирующая) самооценка — отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции или оптимизации.
Акцентуация характера — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности. При акцентуациях характера}' каждого типа имеется своя «ахиллесова пята», делающая личность уязвимой в отношении ситуаций определенного типа. В то же время личность может проявлять хорошую или даже повышенную устойчивость к другим типам жизненных ситуаций.
Александер Франц {Alexander F. О., 1891-1964). Немецкий психоаналитик, психиатр, исследователь психосоматических заболеваний. Под психосоматическим подходом А. понимал одновременное использование физиологического и психологического методов и представлений. Он исходил из необходимости при психосоматических исследованиях как детального описания психологических закономерностей, так и клинико-инструментального контроля за соматовегетативными процессами.
Амбивалентность - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связаннoe с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.
Амбивалентные переживания — несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.
Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.
Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; ананльно-удержиеоющий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и ананльно-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.
Анима и Анимус – это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души. В своем бессознательном – женщина, а каждая женщина – мужчина. Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же, как персона – к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума.
Арттерапия (art — искусство, artterapy (буквально) — терапия искусством) особенно распространен в странах с англоязычным населением и означает чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние больного. В отечественной психотерапевтической литературе используются также термины «изотерапия» или «художественная терапия», однако они не тождественны англоязычному аналогу и несколько сужают его смысл.
Архетип, по Юнгу, - это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы. Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.
Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сеисомоторный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).
Атрибуция — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.
Аттрактор цели — одно из основных понятий синергетики — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.
«Аутентичность» (подлинность) – понятие, введенное М.Хайдеггером и развитое К.Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно – проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность – это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
Аффективная реакция — ярко выраженное, бурно протекающее действие; эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие; резкая перемена эмоционального состояния; переход к состоянию, противоположному прежнему.
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Аффективное поведение — поведение, действие или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций -
Аффективно-защитная функция воображения — функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.
Аффективность — бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность.
Аффекты на себя — аутонаправленная негативная эмоциональная реакция.
Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей.
Базальная тревога — интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.
Базисные ошибки - когнитивные образования, формирующие специфические жесткие и неэффективные модели поведения (Адлер).
Базовое (или базальпое) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Бек Аарон (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Б. внес большой вклад в современную психиатрию и психологию, так как предложенная им психотерапия оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги.
рапия.
Биоэнергетический анализ Лоуэна. Основное внимание в этой психотерапии уделяется исследованию функций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Движение рассматривается с точки зрения основных физических законов, т. е. для него необходимо высвобождение энергии, при котором действие равно противодействию
Биодинамическая ткань движения — гармоничная система мельчайших фрагментов (импульсов) двигательного акта, которые заполняют всю траекторию, описываемую органами движения при выполнении этого акта.
Близость - тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную змпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).
Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.
Вербальные функции — процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.
Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с оперированием слонами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.
Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Внутренняя речь — вил речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.
Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей.
Воображение — процесс преобразования представлений,отражающих реальную действительность, и создания па этой основе новых представлений.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.
Враждебность - агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.
Вторичная (долговременная) память — память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.
Высшие психические процессы - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение чело
века к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
Гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.
Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Генерализованные движения — двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.
Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.
Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.
Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.
Гетеросоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.
Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций,
Гешталь-терапия - Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма
Генерализация - распространение поведения или специфических реакций на ситуации, отличные от тех, в которых оно было приобретено.
Гunepmuм — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного тина являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичиость, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности.
Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.
Гипоталамус {син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.
Гипотеза несоответствия — положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.
Голосовые реакции - воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).
Гомосоциалъный характер общения — общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.
Двигательные навыки — навыки выполнения определенных движений.
Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.
Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.
Депрессия — угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.
Депривация — лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности И" значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.
Дефицит поведения – отсутствие в поведенческом репертуаре навыков,
Деформация поведения - негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних сил».
«Диалог» - понятие, выдвинутое и разработанное М.Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я-ты», «Я-оно». По Буберу, основное слово «Я-ты» порождает и утверждает мир отношений в отличие от «Я-оно», которое порождает опыт.
Дивергентпост ъразвития — многообразие появляющихся входе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.
Дилеммы – это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Например, у клиента есть выраженное стремление к близости с другим человеком. Однако возникающая форма близости такова, что при этом клиент теряет самостоятельность, возникает ощущение зависимости. Самостоятельность же означает полную противоположность близости и вызывает чувство одиночества. Таким образом у клиента возникает дилемма: либо он самостоятелен, но одинок, либо он близок с любимым человеком, он зависим.
Динамические стереотипы — интегральная система первичных условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда. Вся система условно-рефлекторных ответов разворачивается в полном объеме при предъявлении даже одного стимула, имеющего ответ в цепочке рефлексов.
Директивно-распорядительный способ взаимодействия — форма общения в процессе совместной деятельности, при которой преобладают команды и распоряжения.
Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа.
Дистресс — стресс разрушительный, деструктивный; вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие индивида, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.
Дихотомическое мышление – склонность впадать в крайности при оценке событий.
тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним и;(компонентов творчества.
Дифференциация - сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложны с и внутренне-расчлененные. Результатом дифференциации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. с. усложнение системы.
Диффереицированностъ экспрессии — соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.
Диффузностъ самоидентичности — «рассеянное», «размытое» восприятие и отражение субъектом того, что относится к нему самому (к его телу и духовному содержанию); комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.
Долговременная память — вид памяти, благодаря которому человек способен длительное время сохранять и воспроизводить полученную им информацию.
Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.
Доминирующая гиперпротекция (гиперопека) — чрезмерный, мелочный контроль за поведением ребенка. Особенно неблагоприятна в плане формирования акцентуаций характера гипсртимного типа (усиливает реакцию эмансипации), астенического и психастенического типов (усиливает неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нерешительность).
Доминирующие установки — готовность, предрасположенность субъекта к определенной форме реагирования.
Дооперациональная стадия — один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.
Дооперационное мышление ~ понятие, используемое Ж. Пиаже для обозначения стадии развития мышления ребенка (2 до 7 лет), главной особенностью которой является активный процесс интериоризации внешних действий с Предметами и формирование наглядных представлений.
Драйв — сильный стимул, который побуждает организм к действию.
Естественная сепарация — в отличие от эмоционального отвержения — инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся предпочтительно в возрасте 6-7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.
Жизненный мир - понятие, введенное и разработанное Э.Гуссерлем. это то, что имеет значимость для сознания. «Жизненный мир» - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического.
Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Завышенная оценка - уровень одобрения выше уровня реальных достижений или объективных характеристик.
Завышенная самооценка — неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
Закон выгоды (приобретения): образцы поведения, которые приводят к приятным для индивида последствиям.
Закономерность - способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Заниженная оценка — уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности — не соответствует объективности.
Заниженная самооценка — неадекватное недооценивание себя субъектом.
Защитно-психологический механизм — механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я-концепции или между Я-концепцисй и актуальным опытом.
Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.
Зеркальный Я-образ - отражает то, как воспринимается личность значимыми другими.
Зона ближайшего развития — это область еще несозревших, но созревающих психических процессов. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения
Ид – первичная инстанция. Она является резервуаром энергии, ее единственным источником. Ид охватывает врожденные элементы. Инстинктивные влечения. Это иррациональная и аморальная инстанция, которая живет по принципу удовольствия, заключающемуся в снятии напряжения при удовлетворении потребности. Ид занимает господствующее положение, поскольку ведает главным – энергией, обеспечивающей всю активность
Идеальная самость – представление человека о себе как об идеале
Идеальное Я — представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов.
Идентификация — отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.
Идентичность — эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Избирательность внимания — выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.
Изоляция — разобщение, обособление; лишение или отсутствие эмоционального общения с окружающими; отсутствие эмоционального контакта в результате невозможности или неспособности достичь взаимности.
Иерархия – процесс отбора анализа и ранжирования по степени трудности или опасности ситуаций или навыков с изменением их пространственно-временных, содержательных или социально-психологических характеристик.
Избирательное восприятие – чрезмерное внимание к несущественным деталям и игнорирование иной, более существенной, информации
Инстинкты – это силы, побуждающие человека к деятельности. Физические инстинкты – потребности; психологические – желания.
Интуиция – способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном.(Юнг)
Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Индивидуальность - «глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.
Индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами и внешними условиями деятельности.
Инертность — отсутствие инициативы и должной энергии, приводящее к вялости и безволию в деятельности и застою в достижениях.
Инертный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся медленным протеканием нервных процессов. Данный тип нервной системы свойствен людям с флегматическим темпераментом.
Инструментальная агрессия — агрессия, при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а является средством достижения какой-либо иной цели.
Интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом объема и интенсивностью взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образование с появлением качественно новых свойств.
Интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.
Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. н.
Интериоризация (лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.
Кларификация - четкая фокусировка значимых деталей в психоанализе
Классическое обусловливание – процесс формирования связи между первоначально нейтральными стимулами и моторной частью безусловного рефлекса (безусловной реакцией) в результате сочетания во времени условного и безусловного стимулов. Классификация — способность классифицировать группy объектов по какому-то признаку.
Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи, которую оказывает
Когнитивная составляющая Я-образа — представления индивида о себе, основанные как на объективном знании, так и на субъективном мнении.
Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.
Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могу г быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта самооценочных суждений, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе.
Комплекс оживления — позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком
Конфронтация используется для того, чтобы показать клиенту, что он чего-то боится, избегает, для выделения, обособления того психического феномена, который должен стать предметом анализа.
Конгруэнтност ь - соответствие между чувствами и содержанием высказываний непосредственность поведения; неотгороженность; инструментальность концепции;
искренность и пребывание таким, какой психолог есть.
Контр-обусловливание – метод поведенческой психотерапии, заключающийся в том, что страх последовательно замещается эмоцией, со страхом не совместимой (злостью, сексуальным возбуждением; в современных формах – релаксацией, удовольствием от пищи, чувством уверенности в себе). После серии сеансов формируется условная связь ситуации, которая раньше вызывала страх, с новой эмоцией, замещающей страх.
Конвергентное мышление — вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного или «ригидного?- мышления.
Конвергентностъ развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.
Конкретные страхи — эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающейдействительности.
Консервация — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.
Конформность — тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.
Концентрация внимания — одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.
Коллективное бессознательное - содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению (Юнг).
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.
Кратковременная память — вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и корди-нальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.
Кросскультурные исследования (ант. cross — перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры па эти имения.
Кумулятивностъ развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям а их развитии.
Латентный период (по 3. Фрейду) — внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.
Латентный (скрытый) период — период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.
Лепет — несвязная, неразборчивая речь ребенка.
Либидо — психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).
Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: i) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории