Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине




№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. Раздел 1. Методологическая основа стратегического менеджмента ОПК-2 Тестовые задания, собеседование, письменный опрос
2. Раздел 2. Долгосрочное и стратегическое планирование ОПК-2 ПК-3 ПК-5 Тестовые задания, собеседование, письменный опрос
3. Раздел 3. Системы стратегического управления ОПК-2 ПК-5 Тестовые задания, собеседование, письменный опрос
4. Раздел 4. Методы принятия решений на уровне корпорации и на бизнес-уровне ПК-3 ПК-5 Тестовые задания, собеседование, письменный опрос

 

Типовые контрольные задания или иные материалы

Итоговый контроль результатов изучения дисциплины осуществляется в форме экзамена. Минимальный объем выполненных заданий для получения экзамена по текущей успеваемости:

- успешное решение итогового теста из Фонда оценочных средств, включающего вопросы для самостоятельного изучения;

- успешное решение бизнес-кейсов и задач на семинарских занятиях;

- успешное выполнение письменных работ в процессе экспресс-опросов на семинарских занятиях по текущим рассматриваемым темам.

Типовые варианты заданий и критерии оценивания приведены ниже.

Экзамен

а) типовой вариант теста

№ п.п. Содержание задания
1. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Ориентация на максимально эффективное использование имеющихся возможностей развития организации (потенциала организации) является основным содержанием... 1. оперативного управления 2. тактического управления 3. стратегического управления 4. нормативного управления
2. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Проявлением нестратегического управления в организациях является... 1. формулирование миссии организации на основе интуиции владельца бизнеса 2. формирование системы целей развития организации с учетом мнения различных групп сотрудников организации и сторонних заинтересованных лиц 3. выработка стратегии на основе результатов анализа внутренних возможностей и ресурсов организации
3. Задание. Напишите основные положения и характеристики, раскрывающие суть «реактивной ориентации руководителей в планировании».
4. Задание. Напишите основные положения и характеристики, раскрывающие смысл применения в организации модели максимизации прибыли.
5. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В рамках школы дизайна формирование стратегии рассматривается как: 1. процесс предвидения 2. реактивный процесс 3. процесс трансформации 4. процесс осмысления 5. формальный процесс
6. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В рамках школы обучения формирование стратегии рассматривается как: 1. процесс предвидения 2. развивающийся процесс 3. процесс трансформации 4. процесс осмысления 5. переговорный процесс
7. Задание. Выберите правильный вариант ответа. При определении характеристик изменений условий предпринимательской деятельности И. Ансофф выделял в самостоятельную группу... 1. производственно-рыночные факторы 2. внешнюю социально-политическую среду 3. социальные факторы 4. экономические факторы
8. Задание. Выберите правильный вариант ответа. К системам управления на основе гибких / экстренных решений (по И. Ансоффу), относится... 1. управление на основе ранжирования стратегических задач 2. целевое управление 3. управление посредством выбора стратегических позиций 4. стратегическое планирование
9. Задание. Напишите название стратегии организации, основным содержанием которой является приобретение в собственность или получение сильного контроля за работой дистрибьюторов и продавцов.
10. Задание. Напишите название стратегии организации, основным содержанием которой является продажа всех активов компании
11. Задание. Выберите правильные варианты ответа. Переменными величинами в матрице BCG являются... 1. темп роста рынка 2. относительная доля фирмы на рынке 3. конкурентоспособность бизнеса 4. привлекательность рынка
12. Задание. Раскройте сущность концепции заинтересованных групп.
13. Задание. Укажите, в каком случае (при каких условиях) внешние возможности развития организации могут стать угрозами.
14. Задание. Выберите правильные варианты ответа. Примерами угрозы организации являются... 1. рост продаж замещающего продукта 2. конкурентные недостатки организации 3. неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии 4. возрастание силы торга у покупателей и поставщиков
15. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Метод составления... позволяет оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. 1. SWOT-матрицы 2. матрицы возможностей 3. матрицы угроз 4. профиля среды
16. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Уяснение текущей стратегии организации является процессом на этапе... 1. выбора стратегии организации 2. определения миссии организации 3. определения целей организации 4. анализа внутренней среды организации
17. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Основным критерием оценки стратегических альтернатив является... 1. выполнимость миссии и достижимость целей организации при реализации стратегии 2. соответствие стратегии состоянию и требованиям окружения 3. соответствие стратегии потенциалу и возможностям организации 4. приемлемость риска, заложенного в стратегии
18. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Выведение своей продукции на рынок в новых географических районах является основным содержанием стратегии... 1. прямой интеграции 2. горизонтальной диверсификации 3. развития рынка 4. конгломеративной диверсификации
19. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Объединение с другой компанией для проведения работ над специальным проектом является основным содержанием стратегии... 1. прямой интеграции 2. развития продукта 3. горизонтальной диверсификации 4. создания совместного предприятия
20. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Планирование будущего развития организации на основе экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста характерно для... 1. стратегического планирования 2. долгосрочного планирования 3. тактического планирования 4. оперативного планирования 5. среднесрочного планирования
21. Задание. Выберите правильный вариант ответа. ... - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. 1. Стратегическая альтернатива 2. Стратегия организации 3. Миссия организации 4. Генеральная линия развития организации
22. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В рамках школы планирования формирование стратегии рассматривается как: 1. процесс предвидения 2. реактивный процесс 3. аналитический процесс 4. процесс осмысления 5. формальный процесс
23. Задание. Выберите правильные варианты ответа. Примерами возможности организации являются... 1. возможность получения экономии от роста объема производства 2. возрастание силы торга у покупателей и поставщиков 3. возможность выхода на новые рынки или сегменты рынка 4. самодовольство среди менеджеров конкурирующих фирм
24. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Система управления посредством выбора стратегических позиций характеризуется... 1. планированием потенциала организации при одновременном планировании стратегии организации 2. планированием стратегии организации 3. планированием стратегических позиций организации
25. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В системе управления посредством ранжирования стратегических задач несрочные и важные задачи передаются для решения... 1. проблемно-ориентированным проектным группам 2. функциональным структурным подразделениям 3. информационно-аналитическим службам 4. сторонним организациям на договорной основе
26. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Ранние и неточные признаки наступления стратегически важных событий называются... 1. слабыми сигналами 2. управленческой информацией низкого качества 3. стратегической информацией низкого качества 4. стратегической информацией 5. слухами
27. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Основным фактором, определяющим выбор системы стратегического управления, является... 1. императивы внешней среды 2. ресурсный потенциал организации 3. временной фактор
28. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Сущность понятия ограниченной рациональности раскрывается в формулировке... 1. Чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в среде. 2. Проблемы, сложность которых превышает некоторый определенный уровень, не могут быть решены. Следовательно, необходимо упрощение бизнеса, либо уход из отдельных видов бизнеса.
29. Задание. Укажите условия эффективного применения в коммерческой организации системы стратегического планирования (по И. Ансоффу)
30. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Матрица... может быть применена для определения производственной программы организации. 1. I. Ansoff 2. M. Porter 3. C.H. Hofer / D.E. Schendel 4. BCG
31. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В модели BCG стратегия увеличения доли бизнеса организации на рынке рекомендуется к применению в отношении продуктов, являющихся 1. «звездами» 2. «трудными детьми» 3. «дойными коровами» 4. «собаками»
32. Задание. Выберите правильный вариант ответа. При применении модели Shell / DPM для вида бизнеса сделаны следующие выводы: предприятие занимает слабые позиции в непривлекательной отрасли. Это соответствует позиции 1. «Продолжать бизнес с осторожностью или частично свёртывать производство» 2. «Удвоить объём производства или свернуть бизнес» 3. «Стратегии частичного свертывания» 4. «Стратегия свертывания бизнеса»
33. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В модели GE / McKinseycохранение и упрочение позиции на рынке путем инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью, а также концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса рекомендуется в отношении бизнеса, являющегося 1. «Победителем 1» 2. «Победителем 2» 3. «Победителем 3» 4. «Создателем прибыли»
34. Задание. Выберите правильный вариант ответа. В модели Shell / DPM характеристикой конкурентоспособности бизнеса является 1. Цена покупателя 2. Уровень использования отраслевых мощностей 3. Кривая опыта 4. Заменяемость продукта
35. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Переменными величинами (факторами) в модели BCG являются 1. Темп роста рынка и относительная доля продукта организации на рынке 2. Привлекательность рынка и конкурентная позиция 3. Стадия жизненного цикла продукта и относительное положение вида бизнеса на рынке 4. Стадия жизненного цикла рынка (отрасли) и относительная конкурентная позиция вида бизнеса в отрасли
36. Задание. Выберите правильный вариант ответа. Анализ пяти конкурентных сил (по М. Портеру) предполагает изучение 1. всех стейкхолдеров организации 2. поставщиков, потребителей, конкурентов 3. собственников, топ-менеджеров, персонала, инвесторов, конкурентов 4. ключевых факторов успеха
37. Задание. Выберите правильный вариант ответа. При применении модели ADL / LC конкурентная позиция вида бизнеса была охарактеризована следующим образом: Бизнес является единственным представителем отрасли на рынке. Позиция является результатом квази-монополии или сильно защищенного технологического лидерства. Организация устанавливает стандарт для отрасли и контролирует поведение других конкурентов. Ведущий бизнес имеет широкий выбор стратегических вариантов, которыми он может воспользоваться по собственному усмотрению. Это соответствует конкурентной позиции 1. Ведущей 2. Сильной 3. Заметной 4. Прочной
38. Задание. Охарактеризуйте позицию продукта организации, называемую «звезды» в матрице BCG
39. Задание. Опишите сущность стратегии лидерства по издержкам (по М. Портеру)
40. Задание. Укажите характеристики привлекательности отрасли, используемые в модели GE / McKinsey.
41. Задание. Прочитайте ситуацию и ответьте на приведенный ниже вопрос. Описание ситуации. Генеральный директор, являющийся одновременно и собственником крупной финансовой компании, просматривая очередной отчет, обратил внимание, что его сотрудники часто берут больничные, плохо справляются с поставленными задачами и в большинстве своем не выполняют KPI. Вопрос: Какие первоочередные меры по разрешению проблемы можно предложить? Выберите правильные варианты ответа. 1. Оценить значения KPI по SMART-характеристикам 2. Провести анализ структуры заболеваний сотрудников 3. Оценить уровень вознаграждения сотрудников компании и влияние его на мотивацию к труду 4. Заняться пропагандой здорового образа жизни
42. Задание. Анализ условий ведения бизнеса показал, что: 1. На рынке появились новые недорогие, надежные каналы сбыта продукции 2. Фирма очень преуспевает в своем бизнесе 3. Существуют новые непроработанные и ненасыщенные рынки 4. Фирма располагает ресурсами 5. Основная отрасль фирмы развивается достаточно быстро. Какая стратегия в наибольшей степени соответствует описанным условиям? Выберите правильный вариант ответа. 1. Конгломеративная диверсификация 2. Развитие рынка 3. Развитие продукта 4. Концентрическая диверсификация
43. Задание.Рассчитайте относительную долю рынка стратегического хозяйственного подразделения по следующим отчетным данным: объем продаж организации – 2542 тыс. ед., объем продаж ведущего конкурента – 2806 тыс. ед. Емкость (размер) рынка составляет 10700 тыс. ед. Выберите правильный вариант ответа. 1. 0,91 2. 1,10 3. 0,24 4. 0,32
44. Задание. Анализ ситуации показывает, что ожидается быстрый рост рынка на продукцию (рост отрасли), а конкурентная позиция фирмы сильная. Укажите, в какой последовательности целесообразно оценивать стратегические альтернативы при выборе наилучшей стратегии организации? 1. … а) концентрация 2. … б) вертикальная интеграция 3. … в) центрированная диверсификация
45. Задание. При построении модели BCG было установлено, что относительная доля продукта компании низкая, а темп прироста рынка высокий. Выберите вариант ответа, соответствующий положению продукта в матрице. 1. «звезда» 2. «трудный ребенок» 3. «дойная корова» 4. «собака»

 

б) критерии оценивания компетенций (результатов)

При проведении экзамена в форме теста основным критерием оценивания компетенций является количество правильных ответов на задания теста.

в) описание шкалы оценивания

Рекомендуемая шкала оценки знаний студентов следующая:

- «отлично» - правильные ответы в 86-100 % заданий теста;

- «хорошо» - правильные ответы в 66-85 % заданий теста;

- «удовлетворительно» - правильные ответы в 51-65 % заданий теста;

- «не удовлетворительно» - правильные ответы в 0-50 % заданий теста.

Если студент выходит на комиссионную сдачу, а также в других случаях (например, сдача экзамена при переводе студента из другого вуза), экзамен проводится в устной форме по приведенному перечню вопросов.

 

Вопросы, выносимые на экзамен:

1. Временные ориентации руководителей

2. Глобальные, корпоративные (портфельные), функциональные стратегии

3. Долгосрочное планирование: процесс, условия эффективного внедрения и применения

4. Матрица H.L. Ansoff

5. Матрица M. Porter

6. Методика управления по слабым сигналам. Условия эффективного применения управления по слабым сигналам

7. Методологическая основа стратегического менеджмента

8. Модели поведения организации

9. Модель BCG

10. Модель GE / McKinsey

11. Неопределенность как фактор выбора эффективной системы управления

12. Понятие «организация» и классификация организаций в контексте стратегического менеджмента. Цели и задачи организаций. Критерии оценки эффективности и производительности организаций

13. Понятие «стратегия»

14. Понятия «стратегический менеджмент», «тактический менеджмент» и «оперативный менеджмент»

15. Понятия нестабильности внешней среды

16. Стратегии диверсифицированного роста

17. Стратегии интегрированного роста

18. Стратегии концентрированного роста

19. Стратегии сокращения

20. Стратегические неожиданности. Характеристики чрезвычайных ситуаций

21. Стратегические позиции организации: понятие, выбор

22. Стратегическое планирование: анализ и выбор стратегических альтернатив

23. Стратегическое планирование: процесс, условия эффективного внедрения и применения

24. Трактовка будущего при различных подходах к планированию и управлению

25. Управление в условиях стратегических неожиданностей

26. Управление по слабым сигналам

27. Управление по целям (результату) и управление по вкладу

28. Управление посредством выбора стратегических позиций

29. Управление посредством ранжирования стратегических задач

30. Управление сопротивлением в организации

31. Условия выбора стратегии горизонтальной диверсификации

32. Условия выбора стратегии горизонтальной интеграции

33. Условия выбора стратегии концентрической диверсификации

34. Условия выбора стратегии обратной вертикальной интеграции

35. Условия выбора стратегии прямой вертикальной интеграции

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Управление развитием организации

2. Основные положения когнитивной школы

3. Основные положения школы власти

4. Основные положения школы внешней среды

5. Основные положения школы дизайна

6. Основные положения школы конфигурации.

7. Основные положения школы культуры

8. Основные положения школы обучения

9. Основные положения школы планирования

10. Основные положения школы позиционирования

11. Основные положения школы предпринимательства

12. Модели поведения организации

13. Временные ориентации руководителей

14. Проблемы стратегического управления, обусловленные особенностями современного социально-экономического развития РФ, региона, муниципалитета

15. Характеристика социально-экономической ситуации, тенденций и перспектив развития экономики

16. Потенциал организации

17. Стратегическое планирование: условия эффективного внедрения и применения

18. Стратегическое планирование: анализ внешней и внутренней среды

19. Управление по целям (результату) и управление по вкладу

22. Условия выбора стратегии горизонтальной диверсификации

23. Условия выбора стратегии горизонтальной интеграции

24. Условия выбора стратегии концентрической диверсификации

25. Условия выбора стратегии обратной вертикальной интеграции

26. Условия выбора стратегии прямой вертикальной интеграции

27. Корпоративные (портфельные) стратегии

28. Функциональные стратегии

29. Матрица H.L. Ansoff

30. Стратегические позиции организации: понятие, выбор

31. Управление посредством выбора стратегических позиций

32. Методика ранжирования стратегических задач

33. Примеры управления по слабым сигналам

34. Методика управления по слабым сигналам. Условия эффективного применения управления по слабым сигналам

35. Стратегические неожиданности. Характеристики чрезвычайных ситуаций. Информация

36. Неопределенность как фактор выбора эффективной системы управления

37. Применение модели BCG

38. Применение модели GE/McKinsey

39. Применение модели Shell/DPM

40. Применение модели C.H.Hofer/D.E.Schendel

41. Применение модели ADL/LC

Бизнес-кейсы

а) типовые задания (вопросы)

Пример кейса для групповой работы на семинарских занятиях (из открытых интернет-источников):

Кейс 1. «Непосвященный?» В компанию «Аленький цветочек» руководством холдинга был назначен новый генеральный директор. После ухода предыдущего обстановка в компании накалилась, слухи и самые невероятные прогнозы плодились с фантастической скоростью, поэтому явления нового первого лица все ждали с нетерпением. Но если рядовой персонал надеялся на лучшее, то топ-менеджеров одолевали сильные сомнения: господин Ирищев в их отрасли не отработал ни дня, значит, с ее спецификой не знаком. Как же он будет работать?

Первое же совещание подтвердило самые худшие опасения: Ирищев был вызывающе некомпетентен, а учиться, судя по всему, был не готов. Команда топов, которые были настоящими профессионалами в своем деле, мягко говоря, была озадачена. Позже озадаченность сменилась растерянностью, в которой они и пребывают до сего дня. То ли нужно тратить время, нервы и силы и объяснять генеральному директору азбучные истины, то ли стоит немного подождать, пока он сам уйдет. Все, что предлагают Ирищеву подчиненные, он отметает, так как ему все непонятно и до этого он делал по-другому. Его распоряжения достойны рубрики «Рога и копыта» в журнале «Крокодил», так как они просто абсурдны. Топы начали задумываться, а стоит ли ограничиваться двумя вариантами решения этой задачи? Может быть, выбрать третий и просто уйти?

Что HR-у делать в данной ситуации, потому что не только топ-менеджеры, но и другие сильные кадры работать под началом такого генерального директора не хотят? Какой стратегии придерживаются участники описанной ситуации?

Кейс 2 «Сверхнагрузка колл-центра?». Западный колл-центр, специализирующийся на сборе долгов российских банков, задумался о повышении эффективности работы и усилении контроля над сотрудниками. Запись и анализ разговоров с клиентами – это надежная практика, но в данном случае недостаточная, решило руководство. Чтобы повысить качество работы и конкурентоспособность центра, было решено ввести новые требования к работникам и выставить новые планы:

Рабочий день – 8 часов, перерывы на обед, перекур и личную гигиену короткие, производятся по расписанию, время отсутствия сотрудника на месте фиксируется.

Каждый работник должен в день сделать по 500 звонков и представить в конце дня отчет, в котором должно быть указано не менее 150 контактов и краткое описание итогов переговоров.

Первый звонок должен быть совершен не позднее чем через три минуты после того, как сотрудник включил компьютер.

Система штрафов – каждая лишняя минута отсутствия на рабочем месте наказывается, минуты простоя в течение дня тоже.

Кроме того, новые меры приводили к изменения требований к сотрудникам: в подобный колл-центр нужно брать людей, обладающих опытом аналогичной работы и с повышенной стрессоустойчивостью. Этого вывода сделано не было, в колл-центр продолжали набирать по объявлениям всех желающих.

В итоге молодежь не выдерживала подобного прессинга и испытательный срок заканчивался максимум через две недели. А возрастные кадры в силу возраста и жизненного опыта не могли четко следовать таким жестким регламентам и процедурам в общении. Текучесть персонала быстро выросла до 90% в месяц. Компания вместо ожидаемой прибыли стала нести серьезные убытки. Клиенты (банки, пострадавшие от ипотечных заемщиков) стали отказываться от сотрудничества с колл-центром, так как он постоянно нарушал сроки и не обеспечивал заявленное число контактов.

Что, по вашему мнению, следует изменить в регламенте работы колл-центра, в функциональных стратегиях и, возможно, в бизнес-стратегии?

Каких людей следует набирать и чему обучать? (вопрос для обучающихся по направленности «Управление человеческими ресурсами»)

 

б) критерии оценивания компетенций (результатов)

Критериями оценивания компетенций (результатов) являются активное и конструктивное участие обучающегося в процессе разработки решения, его оценивания, подготовке презентации и самой презентации результатов работы. При этом критериями оценивания компетенций являются полнота ответа, точность ответа, адекватное понимание современных условий применения теории и ее ограничений.

На семинарских занятиях оцениваются и учитываются все виды активности студентов: устные ответы, дополнения к ответам других студентов, участие в дискуссиях, работа в группах, инициативный обзор проблемного вопроса, письменная работа реферативного типа и т.д.

 

в) описание шкалы оценивания

Рекомендуемая шкала оценивания заданий:

«Зачтено» (1-3 балла в Балльно-рейтинговой системе) – обучающийся продемонстрировал владение профессиональными терминами, знаниями, навыками и умениями при решении практико-ориентированного задания, понимает особенности применения теоретические знания при решении задания и применил их, дал ответ достаточно полный и точный.

«Не зачтено» (0 баллов в Балльно-рейтинговой системе) - обучающийся неверно применяет профессиональные термины, не понимает их смысл, не смог продемонстрировать знания, навыки и умения при решении практико-ориентированного задания, не применил теоретические знания при решении задания, не может установить связи между знаниями и практикой, плохо ориентируется в теоретическом материале, не может привести развернутые примеры применения теории в практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: