На рубеже XX-XXI вв. в системе мирового хозяйства произошли значительные внутренние и внешние изменения. Современная западная цивилизация стремительно развивается, осваивая все новые технологические, экономические и социальные рубежи. Однако для большинства развивающихся стран подтягивание уровня своего развития к «европейскому эталону» представляется трудно разрешимой проблемой прежде всего ввиду культурно-исторических (в том числе религиозных) различий.
Ислам на протяжении многих веков сумел сохраниться в практически в неизменном виде. В условиях всемирной глобализации мусульманское общество, защищая свои самобытные традиции и обычаи, вырабатывало свою линию действий - возврат к первоосновам ислама (исламский фундаментализм).
Консерватизм, свойственный любому вероисповеданию, не позволяет исламу изменять свою религиозно-философскую, духовную и нравственную природу. В этом - сила и одновременно уязвимость мусульманской религии, отрицающей нововведения последнего времени, ставящие под сомнение ее извечную правоту.
• В последние несколько десятилетий обращение к исламским корням способствовало возникновению мощного и динамичного движения политизированного ислама (после исламской революции 1979 г. В Иране), имеющего глобальные экономические и военно-стратегические задачи.
• реализация исламистских замыслов о создании исламского халифата (создание единого исламского государства невзирая на национальные границы существующих государств) предполагает глубинную и широкомасштабную социальную трансформацию мирового сообщества и перманентно несет в себе радикальный заряд.
• Основной целью радикальных идеологий является оправдание практической деятельности исламского радикализма, социальная и политическая мобилизация сторонников для участия в «священной войне» за «истинную веру». Как социально-политическая практика, исламизм выступает инструментом конкретных политических сил, средством и одновременно способом давления на политику.
|
Социально-психологические теории терроризма (Цыцарев): РОЛИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛНЯЮТ ТЕРРОРИСТЫВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППАХ
• Лидеры изначально, как правило, переживают чувство собственной неадекватности и легко проецируют его на общество, полагая, что общество неадекватно и должно быть изменено. Такие личности имеют ясное представление о целях террористической группы и о корнях ее идеологии. Роль лидера привлекательна для личностей нарциссического и параноидного типов.
• Авантюрист обычно имеет все необходимые навыки для участия в террористической группе. Как правило, это антисоциальный тип личности, часто имеющий историю криминального поведения до вхождения в группу («солдаты удачи», платные киллеры, участники разных вооруженных групп в рамках организованной преступности). Идеология в их поведении может существенно варьироваться или вообще отсутствовать. Поиск сильных ощущений в актах агрессии привлекает их больше всего.
• Идеалистом является, как правило, молодой человек с наивным взглядом на социальные проблемы и возможность социальных изменений, который всегда неудовлетворен состоянием его общества или организации. Он является идеальным объектом для «промывания мозгов», источниками которых могут быть идеологические, политические или религиозные влияния. Феномен фанатизма может наблюдаться среди этого типа террористов.
|
Три типичные когнитивные ошибки
должны быть внедрены в сознание террористов, для того чтобы уверенно вести борьбу с истинными или воображаемыми врагами.
1. Сверхгенерализация (грехи врага распространяются на все население).
2. Дихотомическое мышление, в котором люди видятся или определенно хорошими (своими), или определенно плохими (чужими).
3. «Туннельное зрение», при котором субъект полностью и исключительно сфокусирован на уничтожении цели. Когда такое мышление захватывает субъекта, ценность человеческой жизни резко снижается.
ТРИ ТИПА ТЕРРОРИСТОВ (данные Цыцарева С.В.)
• Тип 1 — политически мотивированные террористы.
• Тип 2 — уголовники (например, заказные убийства в рамках организованной преступности).
• Тип 3 — иррациональные террористы (психически больные).
При всех различиях между этими группами общая для всех мотивация — это стремление к publicity путем устрашения.
Терроризм и психическая патология
• Отсутствуют надежные данные о психической болезни как объяснительной причине террористического поведения.
• Осторожность, детальное планирование и своевременное выполнение, которые характеризуют большое число террористических актов, не типично для психически больных.
• Террористы чрезвычайно отчуждены от общества, но отчуждение не обязательно означает психическое заболевание
• Психически больные люди, как правило, совершают одиночные акты. Террористическая группа отбраковывает кандидатов с непредсказуемым поведением (они являются потенциально опасными для выживания группы).
|
Мотивационная теория террористического поведения
Не существует универсального психологического типа личности террориста. Терроризм - особая деструктивная разновидность человеческой деятельности. Мотивы занятия террористической деятельностью:
- Меркантильные мотивы
- Идеологические мотивы
- Мотивы преобразования, активного изменения мира
- Мотив власти над людьми
- Мотив интереса и привлекательности терроризма как особой деятельности
- «Товарищеская мотивация» эмоциональной привязанности
- Мотив самореализации
Психологические характеристики членов террористических групп
• В целом террористы чувствуют себя отчужденными от общества,
• обижены на него или расценивают себя как жертву несправедливости.
• Они преданы своим политическим или религиозным целям и ценностям и
• не оценивают свои насильственные действия как преступные.
• Они не обнаруживают опасения, жалости или раскаяния.
• Они лояльны к друг другу,
• но относятся к нелояльным членам группы хуже, чем к врагам.
Психологические особенности террористических групп
Ф. Ферракути использовал теорию субкультур для объяснения терроризма:
• Членство в группе обеспечивает ощущение принадлежности,
• чувство уверенности и
• новую системы ценностей, которая определяет террористический акт как нравственно приемлемый, а цели группы — как цели первостепенной важности.
• Группа радикализирует индивидуальные взгляды,
• создает иллюзию неуязвимости, ведущую к чрезмерному оптимизму и чрезмерному риску,
• предлагает этику группы,
• Формирует одномерное восприятие врага как зло и нетерпимость к чужим убеждениям и взглядам
• Террористические группы подобны религиозным сектам или культам. Они требуют полного подчинения; часто запрещают отношения с посторонними, регулируют и иногда запрещают сексуальные отношения; требуют взаимозависимости и доверия и пытаются «промывать мозги» членам с помощью своей специфической идеологии.