Урок 22. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ




19.08.2014 4729 0

·

· 1

· 2

· 3

· 4

· 5

 

Задачи: сформировать понятие «почва», раскрыть значение почв в природе и жизни людей; показать научный подвиг и значе­ние работ В. В. Докучаева; познакомить с особенностями почвооб­разовательного процесса, научить объяснять роль почвообразую­щих факторов; изучить структуру почвенного профиля и класси­фикацию почв по структуре и составу; развивать навыки самостоя­тельного анализа предложенных источников информации.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых зна­ний.

Изучение новой темы следует начать с систематизации ранее усвоенных знаний о почве. Вопросы для беседы по опорным зна­ниям:

• Что такое почва?

• Из каких частей она состоит?

• По каким признакам различаются плодородные и неплодо­родные почвы?

• Из курса географии материков вспомните, какие почвы жар­кого и умеренного поясов относятся к плодородным, а какие к не­плодородным?

• Какие мероприятия проводятся с целью повышения плодоро­дия неплодородных почв?

Обобщая ответы учащихся, учитель дает определение почве (оно записывается в тетрадь), называет главное свойство почвы.

Учитель. Почва - это верхний тонкий слой земной коры (от де­сятков сантиметров до 2-3 м), обладающий плодородием.

I. Получение новых знаний.

1. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о раз­витии русского почвоведения и о вкладе В. В. Докучаева в науку о почвах.

«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изу­чение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первооб­разная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что поч­ва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Доку­чаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Материалов накопилось много, и надо было свести массу разнородных сведений в единую систему. Значит, нужна классификация. Но что должно лечь в её основу? Как про­изошли почвы? Почему они разные? Что является основной причи­ной образования различных типов почв? Вопросов перед Докучае­вым стояло много.

Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, ре­зультат взаимодействия природных факторов: климата, материн­ской породы, растительности и животных, а также рельефа. Эти знания стали классическими и входят теперь во все учебники».

 

«В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, ос­нователь научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

В. В. Докучаев доказал, что почвы на территории России и на всем земном шаре распределяются закономерно. Он определил ос­новные почвообразующие факторы и установил их роль в образо­вании почв. Докучаев показал, что почва - это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и нежи­вой природе. Почва обладает плодородием, благодаря чему на ней могут жить и развиваться растения».

 

2. Сущность сложного процесса почвообразования лучше вос­принимается школьниками, если используется схема «Условия почвообразования».

Учитель. Почва образуется в течение длительного времени из поверхностных слоев горных пород под совместным воздействием рельефа, климата, воды, животных, растений, микроорганизмов и деятельности человека.

Перечислив почвообразующие факторы, учитель устанавливает роль каждого из них в отдельности.

Учитель. Процесс почвообразования начинается с физического и химического выветривания горных пород. При физическом вы­ветривании породы разрушаются, измельчаются, но это еще не почва. Только с появлением жизни на Земле началось почвообразо­вание. Таким образом, особая роль принадлежит биологическому выветриванию. Почвы образуются в результате длительного взаи­модействия горных пород с растительностью и животными орга­низмами при достаточном количестве тепла и увлажнения.

 

Велика роль микроорганизмов - бактерий, микроскопических водорослей, грибов, которые разрушают горные породы, изменяют их химический состав, выделяя в процессе жизнедеятельности ки­слоты и другие вещества, а также ускоряют реакции разложения органических остатков животных и растений на минеральные ве­щества.

Растительный опад, попадая в почву, при оптимальных клима­тических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

На плодородие почвы оказывает влияние количество солнечно­го тепла, поглощенное поверхностью, годовое количество, режим и виды осадков, увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные - землерои, дождевые черви, муравьи, беспозвоноч­ные - разрыхляют и удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Разрыхлением животные способствуют проникновению в почву воздуха, влаги и лучшему её нагреванию. Дарвин считал, что почва есть результат деятельности животных, и рекомендовал называть её животным слоем. Им подсчитано, что каждый червь перерабатывает в течение года около 0,5 га почвы, а количество их на площади в 1 га состав­ляет в среднем 75 тысяч.

Конечный этап почвообразовательного процесса в течение дли­тельного геологического времени характеризуется накоплением почвенного перегноя (гумуса), количество которого в почве опре­деляет её плодородие. Известно, что все почвы можно разделить на две группы - плодородные и неплодородные. В России самыми плодородными почвами являются черноземы степей с содержанием гумуса 7-10 %. К неплодородным почвам относятся подзолистые почвы лесной зоны (содержание гумуса 2,5-4 %).

Таким образом, все факторы природы во взаимодействии и це­лостности влияют на образование почвы. Докучаев утверждал, что «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, зем­лей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Очень важно показать учащимся, что не только почвообразую­щие факторы оказывают влияние на почву, но и почва может вли­ять на природные компоненты.

Учитель. Влияние почв на рельеф выражается в следующем: почвенный покров предохраняет горные породы от разрушения, препятствуя таким образом образованию эрозионных форм релье­фа. Не закрепленные корнями растений почвы подвергаются ин­тенсивной ветровой и водной эрозии, которая постепенно охватывает все более глубокие горизонты горных пород. Их разрушение и снос приводят к образованию разветвлённой сети оврагов, которые за­трудняют обработку почв.

Аккумулируя солнечное тепло, почвы оказывают отепляющее воздействие на климат.

Велико значение почв в формировании растительного покрова. Рост и развитие растений, их видовой состав и биомасса зависят не только от климата и рельефа, но и от степени плодородия почв.

3. На этом этапе урока рассматривается почвенный профиль. Схему строения почвенного профиля учащиеся могут рассмотреть на с. 93 учебника, поэтому повторять её изображение в тетрадях не обязательно. Определение «почвенный профиль» школьники само­стоятельно выписывают в тетрадь (с. 94-95 учебника).

Учитель. До Докучаева почвой называли лишь верхний гори­зонт - гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозем, бурозем, серозем). Докучаев ввел такие названия, как луговые почвы, солонцы и т. д. Он доказал, что при формировании почв образуются почвенные горизонты, которые характеризуют строение почвы. Различные типы почв, как правило, имеют сход­ный почвенный профиль, состоящий из четырех почвенных гори­зонтов. Горизонты связаны между собой перераспределением ве­ществ и влаги. Они отличаются друг от друга окраской, структу­рой, химическим составом. На схеме они обозначаются латинскими буквами: А1 - горизонт перегноя (гумуса), А2 - горизонт вымыва­ния, В - горизонт вмывания, С - почвообразующая горная порода.

С краткой характеристикой почвенных горизонтов ученики могут познакомиться, используя раздаточный материал «Строение почвенно­го профиля». При изготовлении раздаточного материала учитель может взять за основу текст учебника Раковской Э. М., Бариновой И. И. При­рода России. 1995 г. (§ 19, с. 90-91). После этого можно задать уча­щимся несколько вопросов на повторение.

• Из каких горизонтов состоят почвы?

• По какому признаку их можно различить на почвенном про­филе?

• Как образуется гумус?

• От чего завис ит его мощность?

• Какие почвообразугощие процессы происходят в горизонтах вымывания и вмывания?

4. Изучение новой темы завершается вопросом о классифика­ции почв по структуре и составу.

Классификация почв
По структуре По составу
Структура почвы - это различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены поч­венные частицы. I. Структурные почвы. Диаметр почвенных комочков в верхнем перегнойном слое дости­гает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую струк­туру, таковы, например, чернозе­мы. Структурные почвы плодо­родны, так как в порах между ко­мочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Воз­дух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и разви­тию растений 1. Глинистые. 2. Суглинистые. Эти типы почв являются влаго­емкими, они содержат достаточ­ное количество элементов пита­ния. Наиболее благоприятны для земледелия. 3. Песчаные. Бедны гумусом, маловлагоемкие и хорошо водопроницаемые. 4. Супесчаные. Обычно бесструктурные, бедные гумусом и элементами питания. Требуют улучшения физических и химических свойств при ис­пользовании в земледелии
II. Бесструктурные почвы. Со­стоят из пылеватых частиц с диа­метром от 0,001 до 0,5 мм. Это малоплодородные почвы, так как во время дождей они образуют мелкую вязкую массу, в которую очень медленно проникает воздух. После высыхания на поверхности почвы образуется плотная корка, которая препятствует поступле­нию воздуха и влаги к корням рас­тений и тем самым замедляет их рост и развитие  

 

При наличии времени можно предложить учащимся опреде­лить механический состав почвы самостоятельно. Для этого пона­добится небольшое количество сухой почвы и вода. Лучше прово­дить этот опыт как демонстрацию.

Возьмите на листочек картона немного почвы, разотрите её и увлажните до получения «теста». Теперь попытайтесь скатать из него шнур и свернуть его в кольцо. Если шнур не получится - поч­ва песчаная, если шнур получился, но кольцо распалось - почва суглинистая, если получился шнур и кольцо - почва глинистая.

III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1) Что такое почва?

2) Чем почва отличается от горной породы?

3) Как различаются почвы по содержанию перегноя?

4) Как почвы различаются по механическому составу?

5) Как почвы различаются по структуре?

6) С какой целью необходимо знать механический состав и структуру почвы?

7) Какие компоненты природы принимают участие в формиро­вании почв?

8) Какую роль выполняют растения, животные, тепло и увлаж­нение, горные породы в почвообразовательном процессе?

9) Объясните, как климат и растения влияют на накопление гу­муса в почве.

10) При каких климатических условиях в почвах не происходит накопления гумуса в достаточном количестве?

11) Докажите, что геологическое время - важный почвообразо­вательный фактор.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 15, ответить на вопрос № 4, с. 95 пись­менно.

Урок 23. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ

19.08.2014 7184 0

 

 

Задачи: выяснить главные особенности зональных типов почв; изучить закономерности размещения почвенных зон на тер­ритории России; научить работать с почвенной картой; сформиро­вать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и расти­тельностью.

 

Ход урока

 

I. Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие».

 

Возможные варианты проверки:

 

1. Индивидуальный устный опрос.

 

1) Что такое почва? Дайте её определение и расскажите о зна­чении почвы в природе и жизни человека.

 

2) Расскажите о роли горных пород в образовании почв. Что такое механический состав почвы? Каково его влияние на свойства почв?

 

3) Охарактеризуйте роль живых организмов в почвообразова­нии.

 

4) Объясните роль климата, вод, рельефа в почвообразовании.

 

5) Какое влияние оказывает почва на другие компоненты при­роды?

 

6) Охарактеризуйте структуру почвенного профиля.

 

7) Что такое структура почвы? На какие группы делятся почвы по структуре?

 

2. Письменный опрос по карточкам.

 

КАРТОЧКА 1

 

1) Что называется почвенным профилем? Из каких горизонтов он состоит?

 

2) Обоснуйте тезис «Почва - зеркало ландшафта».

 

КАРТОЧКА 2

 

1) На какие группы делятся почвы по механическому составу?

 

2) Докажите, что свойства почв зависят от соотношения тепла и влаги, растительности, почвообразующей породы, рельефа.

 

КАРТОЧКА 3

 

1) На какие группы делятся почвы по структуре?

 

2) Объясните, как климат и растения влияют на накопление гу­муса в почве. При каких климатических условиях в почвах не про­исходит накопления гумуса в достаточном количестве?

 

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

 

Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания. В про­цессе беседы учитель использует следующие вопросы:

 

• Какие из факторов, влияющих на формирование почв, под­чиняются широтной зональности?

 

• Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не под­чиняющиеся широтной зональности?

 

• Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории России, зная особенности размещения факто­ров почвообразования?

 

III. Получение новых знаний.

 

1.Изучение типов почв и их размещение следует начать с рабо­ты по почвенной карте.

 

• Рассмотрите и охарактеризуйте почвенную карту (с. 18-19 атласа).

 

• Что означают условные знаки?

 

• Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории России.

 

• Где нарушается широтная зональность почв?

 

• Определите основные зональные типы почв с севера на юг.

 

2.Практическая работа № 11. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв. Эта прак­тическая работа выполняется одновременно с объяснением учителя и под его руководством. В подготовленном классе можно выпол­нить ее самостоятельно.

 

 

Пояснения учителя. В лесостепях и степях распространены черно­земы и каштановые почвы. Примерно половина мировой площади чернозем­ных почв находится в России. На долю чернозёмов и каштановых почв при­ходится 8 % от всей площади страны. Они образуются под густой травяни­стой растительностью с сильно развитой корневой системой. Корни степных трав пронизывают почву на большую глубину и способствуют образованию зернистой структуры черноземов. Богатый животный мир почв тоже благо­приятствует их плодородию. Это самые плодородные почвы. Климат в сте­пях умеренно теплый с продолжительным жарким летом. Увлажнение не­достаточное, коэффициент увлажнения от 0,8 до 0,5. При таком климате почвы хорошо обогащаются перегноем, который не вымывается в нижние слои. Содержание гумуса в черноземах достигает 15 %, а мощность гумусо­вого горизонта доходит до 150-180 см (на Кубани до 2,5 м). Горизонт вымы­вания перегноя черноземных почв насыщен кальцием, что препятствует вымыванию гумуса из почвы. Улучшению плодородия этих почв способст­вуют такие меры, как снегозадержание, высаживание полезащитных лесных полос, глубокая вспашка, севообороты, внесение удобрений и искусственное орошение в сухих степях.

 

В 1900 году Докучаев говорил: «Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном богатстве России, стоящем неизмеримо выше богатств Урала, Кав­каза, богатств Сибири, все это ничто в сравнении с ним; нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет кормильцем России». Чернозем - наше национальное богатство. При разумном использовании этих почв можно получать большие урожаи сельскохозяйственных культур. В начале XX века на Всемирной выставке в Париже в русском павильоне был выставлен куб русского черно­зема, вырезанный в Воронежской области. Его размеры 2x2x2 м показывали мощность плодородного слоя, что вызвало удивление и восхищение посети­телей.

 

Каштановые почвы образуются в областях сухих степей к северу от

 

полупустынь. Они формируются в условиях жаркого продолжительного лета при недостаточном увлажнении. Сухость климата отражается на раститель­ном покрове, который не имеет сплошного распространения. В связи с этим перегноя в почвах содержится меньше, чем в черноземах. Почвы нуждаются в орошении, защитных работах от эрозии и во внесении удобрений.

 

Пояснения учителя. В полупустынях и пустынях распространены бурые полупустынные почвы и солонцы. Они образуются в условиях конти­нентального и крайне сухого климата, где испаряемость в 10-15 раз превы­шает годовое количество осадков. Растительность многолетняя и отличается сильной разреженностью. В результате этого в почвах содержится незначи­тельное количество перегноя. Эго малоплодородные почвы с содержанием гумуса до 1 %, в них мало влаги, азота и фосфора.

 

Длительное поступление в почву из материнской горной породы же­леза объясняет их бурый цвет. Засоление почв тоже связано с засушли­востью климата. Почвы полупустынь и пустынь не способствуют росту и развитию растений, но при орошении они за счет большого количест­ва минеральных солей превращаются в культурно-поливные плодород­ные почвы (почвы оазисов). На них можно получать высокие урожаи винограда, хлопка, садовых культур. Избыточное орошение почв неред­ко сопряжено с опасностью вторичного засоления их вследствие подъе­ма после полива грунтовых вод. Для профилактики засоления следует применять умеренное орошение и промывать почвы в сочетании с дре­нажем.

 

Об этих почвах Докучаев пишет: «Ценна здесь не земля, а вода. Зем­ля, за которую не дают ломаного гроша, как только удастся ее оросить, стоит баснословные деньги. Она дает прекрасные урожаи хлопчатника,

 

Пояснения учителя. Красноземы и желтоземы - почвы влажных субтропиков. Для них характерно низкое содержание гумуса, что объясня­ется энергичным разложением органических остатков почти круглый год. Красноземы и желтоземы представляют собой почвы более древнего воз­раста, чем почвы умеренных широт, поэтому они обладают большой мощ­ностью и повышенным содержанием железа и алюминия. Именно окислы железа и алюминия делают эти почвы очень плодородными. Хорошо вы­раженная структурность почв обеспечивает беспрепятственное проникно­вение к корням растений воздуха и воды. При внесении азотных и фосфор­ных удобрений красноземы и желтоземы дают высокие урожаи чая, плодо­вых, цитрусовых культур, винограда и др. Террасирование склонов гор предупреждает водную эрозию. А выращивание культур бобовых имеет большое значение как зеленое удобрение.

3. Закончив характеристику главных типов почв на территории России, необходимо перейти к рассмотрению вопроса о высотной поясности почвенного покрова.

 

Учитель. Особенности высотной поясности почв в горах объ­ясняются их географическим положением, высотой, а также соста­вом горных пород. Так, на Кавказе выделяется семь типов почв: от горно-луговых до красноземов и сероземов. Для горных систем Восточной Сибири высотная поясность ограничена 2-3 типами почв. Общим свойством почв является щебнистость, грубость ме­ханического состава.

 

IV. Закрепление материала.

 

Подводя итоги работы, учитель обобщает полученные учащи­мися знания о типах почв, их распространении на территории Рос­сии. Отмечает, что они научились работать с почвенной картой, давать характеристику почвам, определять особенности условий почвообразования.

 

Вопросы и задания для закрепления и обоб­щения знаний:

 

1) Где в России находятся плодородные почвы? Как они назы­ваются? Как используются в хозяйстве?

 

2) Где в России находятся неплодородные почвы? Как они на­зываются? Какие мероприятия проводятся в этих почвенных зонах с целью повышения их плодородия?

 

3) Объясните, почему в подзолистых почвах наблюдается вы­мывание перегноя и минеральных солей из верхних почвенных го­ризонтов.

 

4) Почему для тундровых почв типичен процесс образования глея?

 

5) Объясните, в каких почвах наблюдается засоление и при ка­ких условиях это происходит.

 

6) Почему краснозёмы плодородны, несмотря на то что в них содержится незначительное количество перегноя?

 

7) Объясните, почему к почвам нужно относиться бережно, по­вышать их плодородие.

 

8) Как называются почвы нашего края? Плодородны ли они? Какие меры принимаются в вашей области с целью предохранения их от эрозии и повышения плодородия?

 

V. Подведение итогов урока.

 

Домашнее задание: § 16, письменно ответить на вопрос: «Почему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?»

 

 

Урок 25. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПОЧВЫИ ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ»

19.08.2014 6718 0

 

 

Задачи: осуществить тематическое обобщение знаний; про­верить знания и умения учащихся, сформированные в процессе изучения темы.

 

Ход урока

 

Традиционно контрольная работа состоит из трех блоков:

 

а) вопросы теоретического характера; б) проверка знания новых терминов и понятий; в) цифровой диктант, позволяющий прове­рить знание особенностей различных типов почв.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

 

Вариант 1

 

1. Что такое почвообразующие факторы? Какую роль играют растения в почвообразовательном процессе?

 

2. Как почвы различаются по структуре?

 

3. Почему для тундровых почв характерен процесс образования глея?

 

Вариант 2

 

1. Что такое почвообразующие факторы? Какую роль играют тепло и увлажнение в почвообразовательном процессе?

 

2. Как почвы различаются по механическому составу?

 

3. В каких почвах наблюдается засоление и при каких условиях оно происходит?

 

ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ ТЕРМИНОВ

 

Вариант 1

 

1. Почва.

 

2. Земельные ресурсы.

 

3. Мелиорация, основные виды мелиорации.

 

Вариант 2

 

1. Почвенный профиль.

 

2. Почвенные ресурсы.

 

3. Эрозия почв и причины её развития.

 

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ

 

Выделите особенности, характерные для различных типов почв, используя предложенные признаки. Вариант 1 - краснозёмы и серые лесные, вариант 2 - тундрово-глеевые и чернозёмы.

 

1. Содержат 1-2 % перегноя, однако являются очень плодород­ными за счет повышенного содержания железа и алюминия.

 

2. Образуются под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой.

 

3. Формируются под широколиственными и смешанными лесами.

 

4. Содержание гумуса достигает 9 %.

 

5. Характерна карликовость почвенного профиля.

 

6. Наблюдается энергичное разложение органических остатков круглый год.

 

7. Содержание гумуса достигает 15 %.

 

8. Почвенный профиль состоит только из двух горизонтов: пе­регнойного и глеевого.

 

9. Почвы влажных субтропиков.

 

10. Заболоченность.

 

11.Перегнойный горизонт сверху покрыт подстилкой из нераз- ложившихся растительных остатков.

 

12. Почвы лесостепей и степей.

 

13. Почвы дают высокие урожаи чая, цитрусовых, винограда.

 

14. Почвы имеют комковатую и ореховую структуру, мощный гумусовый горизонт.

 

Ответы к цифровому диктанту:

 

Вариант 1

 

Краснозёмы - 1, 6, 9, 13.

 

Серые лесные почвы - 3, 4, 14.

 

Вариант 2

 

Тундрово-глеевые почвы - 5, 8, 10, 11.

 

Чернозёмы - 2, 7, 12.

 

Дополнительное задание:

 

Это задание можно предложить для выполнения хорошо подго­товленным учащимся.

 

Составьте характеристику одного из типов почв по плану:

 

1. Географическое положение по территории России.

 

2. Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, ха­рактер растительности).

 

3. Особенности почвенного профиля.

 

4. Содержание гумуса.

 

5. Плодородие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: