Цель: исследование уровня умственного развития и особенностей мышления младших школьников.
Процедура проведения: для младших школьников было разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Задания предъявляются испытуемому в устной форме.
Обработка: В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего". Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.
Третий субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям. В первых трех субтестах правильные ответы выделены курсивом, а в 4 субтесте даны в скобках.
Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.
|
Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:
100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;
79-60 баллов - средний уровень;
59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;
39-20 баллов - низкий уровень развития;
меньше 20 баллов - очень низкий уровень.
При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.
Стимульный материал
Субтест 1.
Инструкция для испытуемого: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».
Задание | Баллы |
1. У сапога есть… шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы | 1.9 |
2. В теплых краях обитает… медведь, олень, волк, верблюд, пингвин | 2.8 |
3. В году… 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев. | 2.7 |
4. Месяц зимы… сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март. | 2.3 |
5. В нашей стране не живет… соловей, аист, синица, страус, скворец | 2.6 |
6. Отец старше своего сына… часто, всегда, никогда, редко, иногда | 2.2 |
7. Время суток… год, месяц, неделя, день, понедельник | 2.8 |
8. Вода всегда… прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная | 3.4 |
9. У дерева всегда есть… листья, цветы, плоды, корень, тень | 2.8 |
10. Пассажирский транспорт… комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз | 2.6 |
Субтест 2.
|
Инструкция испытуемому: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?»
Задание | Баллы |
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка | 2.6 |
2. Река, озеро, море, мост, болото | 2.3 |
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата | 2.7 |
4. Киев, Донецк, Одесса, Вашингтон, Львов | 2.6 |
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, ракита | 2.4 |
6. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк | 2.5 |
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат | 2.5 |
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля | 2.3 |
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение | 3.0 |
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный | 2.7 |
Субтест 3.
Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза -..."
Задание | Баллы | |||
Огурец | Роза | 2.0 | ||
Овощ | сорняк, роса, садик, цветок, земля | |||
Огород | Сад | 2.4 | ||
Морковь | забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | |||
Учитель | Врач | 2.2 | ||
Ученик | очки, больница, палата, больной, термометр | |||
Цветок | Птица | 2.6 | ||
Ваза | клюв, чайка, гнездо, перья | |||
Перчатка | Сапог | 2.4 | ||
Рука | чулки, подошва, кожа, нога, щетка | |||
Темный | Мокрый | 2.1 | ||
Светлый | солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный | |||
Часы | Термометр | 2.5 | ||
Время | стекло, температура, кровать, больной, врач | |||
Машина | Лодка | 2.2 | ||
Мотор | река, маяк, парус, волна | |||
Стол | Пол | 2.2 | ||
Скатерть | мебель, ковер, пыль, доски, гвозди | |||
Стул | Игла | 2.1 | ||
Деревянный | острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная | |||
Субтест 4.
|
Инструкция испытуемому: «Каким общим словом можно назвать...?»
Задание | Баллы |
1. Метла, лопата… - (инструменты) | 2.6 |
2. Лето, зима… - (времена года) | 2.1 |
3. Окунь, карась… - (рыбы) | 3.0 |
4. Огурец, помидор… - (овощи) | 2.2 |
5. Сирень, шиповник… - (кустарники) | 2.6 |
6. Шкаф, диван… - (мебель) | 3.0 |
7. Июнь, июль… - (месяцы) | 2.4 |
8. День, ночь… - (время суток) | 2.8 |
9. Слон, муравей… - (животные) | 2.2 |
10. Дерево, цветок… - (растения) | 2.2 |
Методика «Лесенка»
Цель: исследование самооценки младших школьников и особенностей их отношения со значимыми взрослыми.
Процедура проведения:
Часть 1. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками. Инструкция 1, предъявляемая испытуемому: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Часть 2. У ребенка выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена такая же лесенка. Ему объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. После вводят инструкцию и просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей.
Инструкция 2, предъявляемая ребенку после выполнения первой инструкции: «Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и близких тебе людей».
Обработка:
Часть 1. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.
Способ выполнения задания | Тип самооценки |
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала». | Неадекватно завышенная самооценка |
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». | Завышенная самооценка (норма) |
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. | Адекватная самооценка (норма) |
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». | Заниженная самооценка |
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Часть 2. Осуществляется качественный анализ методики. Каких членов семьи ребенок расположил ближе к себе, каких – дальше. Всех ли нарисовал. Какое место занимает учитель.
Стимульный материал