Индивидуальная карта развития подростка (ИКР)




 

Цель: составление индивидуальной карты развития осуществляется для обобщения данных психологической диагностики развития основных познавательных процессов, эмоциональной сферы, ценностно-мотивационной сферы личности подростка. ИКР позволяет вести мониторинг развития учащегося, вырабатывать рекомендации для учителей, родителей и других специалистов.

Процедура составления: на основе диагностической работы с конкретным ребенком в бланк ИКР вписываются результаты проведенных исследований. В выводах дается краткая интерпретация общего уровня развития, наличия отклонений, проблем.

 

(бланк)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ №_______

Фамилия, имя ученика ___________________________________________

Класс______________ ФИО классного руководителя__________________

Учебный год _______________

 

Основные категории Уровень развития
1. Индивидуально-типологические особенности личности акцентуации характера  
самооценка  
2. Эмоциональные проблемы тревожность  
агрессивность  
3. Ценностно-мотивационная сфера Мотивация учения  
4. Сфера межличностных отношений и общения Межличностные отношения в учебном коллективе  
Социально-психологическая адаптация  

 

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Особенности диагностической работы с учащимися раннего юношеского возраста (10-11 классы)

 

Диагностическая работа с учащимися раннего юношеского (старшего школьного) возраста (15-16 лет) имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать:

1. Общая психологическая характеристика возраста и особенности диагностики. У старшеклассников меняется социальная ситуация развития. Становится особо актуальной задача выбора жизненного пути. Изменяются взаимоотношения с окружающими. Появляется интерес к общению со взрослыми. С ними обсуждаются вопросы профессионального самоопределения и жизненные перспективы. Актуальной становится профориентационная работа психолога.

2. Познавательная сфера старшеклассников. Мышление характеризуется более высоким уровнем овладения формальными операциями. Развивается способность к индукции и дедукции. Способность к оперированию гипотезами. Возрастают интеллектуальные способности. Возможно применение психодиагностических методом измерения коэффициента интеллекта. Возрастают показатели произвольного внимания, что позволяет поддерживать высокий темп работы более длительное время. Увеличивается продуктивность опосредованного запоминания. Т.о. психические познавательные процессы старшеклассника находятся в готовности к выполнению работы взрослого человека.

3. Личность старшеклассника. Характеризуется увеличением числа качеств, связанных со взрослостью, критичностью, объективностью. Происходит создание жизненного плана. Развиваются умения и навыки, связанные с трудом, общением. Актуальны биографические методы диагностики. Методики исследования жизненных планов личности. Необходимо исследование коммуникативных и творческих способностей, раскрывающихся в этом возрасте.

4. Эмоциональная сфера старшеклассника. Значительно отличается от подростка. Нервная система становится более уравновешенной. Поэтому юноши менее раздражительны, более оптимистично смотрят на жизнь. Отличительная черта эмоций в этот период – их высокая избирательность. Юноши лучше управляют своими эмоциями, чем подростки. К концу обучения в школе возможно усиление тревожности, связанное со страхом неопределенности будущего, смены привычного социального окружения и образа жизни.

 

Необходимый план-минимум для диагностической работы

С учащимися раннего юношеского возраста

Направление работы Методика для диагностики
1. Исследование личности старшеклассника («Я-концепция») Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан)
2. Исследование профессионального самоопределения ДДО Е.А. Климова
3. Исследование ценностно-мотивационной сферы Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
4. Исследование способностей Творческие способности Методика диагностики творческого мышления «Круги» Э. Вартега
Коммуникативные способности Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
5. Составление индивидуальной карты развития старшеклассника (ИКР) Бланк ИКР

 

МАТЕРИАЛЫДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Изучение особенностей Я-концепции (Е. Пирс,

Д. Харрис, А.М. Прихожан)

 

Цель: исследование особенностей Я-концепции старших школьников.

Процедура проведения: опросник предназначен для испытуемых 12-16 лет. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.) На следующих страницах представлен текст методики. На последней странице в рамке - место для записи оценок и выводов по результатам исследования. Применяются два варианта бланков - для мальчиков и для девочек. Методика проводится фронтально- с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 25-30 мин.

Обработка: объединяются ответы “верно” и “скорее верно, чем неверно” рассматриваются вместе (обозначаются в ключах знаком “+”), ответы “скорее неверно, чем верно” и “неверно” также объединяются (обозначаются в ключах знаком “-”).

Выявляется тенденции к социальной желательности ответов. Ответы по шкале социальной желательности сопоставляются с ключом.

Варианты ответов Пункты шкалы
“+” 6 24 25 42 60 62 72
“-” 15 53 83

В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, результаты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать социально желательные ответы. В этом случае к результатам, полученным по шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как ориентировочные.

Необходимо провести дополнительное исследование с использованием другого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение и т.п.).

Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты испытуемого сопоставляются с ключом. Совпадение с ключом - один балл.

1. --- 23. --- 46. + 69. ---
2.+ 24.соц жел 47.+ 70.---
3.--- 25.соц жел 48.--- 71.+
4.--- 26.--- 49.+ 72.соц жел
5.+ 27.+ 50.--- 73.---
6.соц жел 28.+ 51.--- 74.---
7.--- 29.--- 52.--- 75.---
8.--- 30.--- 53.соц жел 76.+
9.--- 31.+ 54.+ 77.---
10.+ 32.+ 55.--- 78.+
11.--- 33.+ 56.+ 79.+
12.--- 34.+ 57.--- 80.+
13.+ 35.--- 58.+ 81.+
14.--- 36.--- 59.+ 82.+
15.соц жел 37.+ 60.соц жел 83.соц жел
16.--- 38.--- 61.+ 84.+
17.+ 39.+ 62.соц жел 85.---
18.+ 40.+ 63.+ 86.+
19.+ 41.+ 64.--- 87.---
20.+ 42.соц жел 65.+ 88.---
21.+ 43.--- 66.+ 89.---
22.--- 44.+ 67.--- 90.+

Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с которым определяется уровень самоотношения. Выделяется 5 уровней самоотношения.

Кол-во баллов Стенайн Уровень
0-19    
20-33    
34-45    
46-51    
52-57  
58-62    
63-68  
69-75    
Более 75    

 

Значение уровней самоотношения:

I уровень - очень высокий уровень самоотношения, может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе.

II уровень высокий уровень, соответствующий социальному нормативу

III уровень - средний уровень самоотношения

IV уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения

V уровень - предельно низкий уровень самоотношения, группа риска

 

Подсчитываются баллы по отдельным факторам. Совпадение с ключом - один балл. Результаты фиксируются в соответствующих графах.

Фактор (ключ) Интерпретация, кол-во баллов
I. Поведение (П): 13+ 14- 16 - 26 - 27+ 29- 38- 39+ 64- 70 –77- 85 - 86 + Всего 13 пунктов А/ 0-4 балла Подросток рассматривает свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых; Б/ 6-9 баллов Обычно свидетельствует о реалистичном отношении к своему поведению В/ 10-13 баллов Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требованиям взрослых Для групп А и В дополнительно полезно выявить отношение к такому поведению (оно может характеризовать негативистическое отношение к требованиям - “я веду себя плохо и очень этим доволен”; Подросток может переживать из-за того, что продолжает выполнять требования взрослых (как маленький), и относится к этому отрицательно, возможны и оценка, соответствующая оценке взрослых.
П. Интеллект, положение в школе (И): 5+ 10+ 18+ 19+ 23- 28+ 30- 34+37+ 47+ 54+ 66 + 75- 79+ 80 всего 15 пунктов А/ 0-5 баллов Низкая самооценка интеллекта, школьной успешности Б/ 6-10 баллов Самооценка интеллекта и школьной успешности среднего уровня В/ 11-15 баллов Высокая самооценка. Самооценку в этой области целесообразно сопоставить с уровнем реальной успешности. Важно также проанализировать отношение подростка к своей школьной успешности.
Ш. Ситуация в школе (Ш) 8- 11- 13+ 31+ 35- 50- 56+ всего 7 пунктов А/ 0-2 балла - подросток оценивает школьную ситуацию как неблагоприятную. Школа вызывает у него неприязнь, тревогу, скуку. Б/ 3-4 балла - нейтральное отношение к школе В/ 5-7 баллов - позитивное восприятие школьной ситуации Необходимо проанализировать причины негативного восприятия школьной ситуации.
IV. Внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников (В) 9- 17+ 33+ 44+ 46+ 61+ 68+ 73- 78+ 82+ 85- всего 11 пунктов А/ 0-3 балла. Низкая самооценка внешности, физических качеств Б/ 4-7 баллов Средняя самооценка В/ 8-11 баллов Высокая самооценка. Низкая (а нередко и средняя) самооценка внешности – фактор риска, она может быть причиной низкой общей самооценки подростка, его общей неудовлетворенности собой.
V. Тревожность (Т). 4+ 7+ 8+ 11+ 32- 41- 43+ 49- 55+ 84- 89+ всего 11 пунктов Следует обратить внимание на то, что знаки в данном случае обратны по отношению к общему ключу А/0-4 балла - высокий уровень эмоционального благополучия, низкий (адаптивный) уровень тревожности Б/ 5-7 баллов – средний уровень тревожности В/ 8-11 баллов - высокий уровень тревожности Подростки группы “В” нуждаются в психологической помощи.
VI. Общение (О). Популярность среди сверстников, умение общаться: 1- 3- 7- 12- 17+ 22- 31+ 37+ 45- 51- 55- 56+ 58+ 65+ 66+ 71+ 74- 76+ 78+ всего 19 пунктов А/ 0-6 баллов - низкая самооценка популярности среди сверстников, умения общаться. Свидетельствует о неудовлетворенности потребности в общении у подростка. Б/ 7-13 баллов - средняя самооценка В/ 14-19 баллов - высокая самооценка в общении, характеризующая переживание удовлетворенности в этой сфере. Следует сопоставить эти данные с результатами объективного исследования положения школьника среди сверстников
VII. Счастье и удовлетворенность (У): 2+ 40+ 44+ 50- 57- 59+ 67- 88- 90+ всего 9 пунктов А/0-2 балла – переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией Б/ 3-5 баллов - реалистичное отношение к жизненной ситуации В/ 6-9 баллов - полное ощущение удовлетворенности жизнью
VIII.Положение в семье (С) 16- 19+ 29- 36- 43- 67- 70- 81+ всего 8 пунктов А/ 0-2 балла - подросток не удовлетворен своим положением в семье Б/ 3-5 баллов - средняя степень удоволетворенности В/ 6-8 баллов - высокая степень удовлетворенности. Низкая степень удовлетворенности ситуацией в семье может рассматриваться как фактор риска
IX. Уверенность в себе 5+ 9- 10+ 14 - 18+ 20+ 21+ 28+ 39+ 40+ 48- 63+ 69- 85- 86+ 87- 90+ всего 18 пунктов А/ 0-5 баллов - неуверенность в себе Б/ 6-15 баллов - средний уровень уверенности в себе, реалистичная самооценка. В/ 16-19 баллов - чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего носит компенсаторно-защитный характер. Вместе с тем, особенно у младших подростков свидетельствовать об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности. В психологической помощи нуждаются как неуверенные в себе, так и чрезмерно уверенные в себе школьники.

 

Стимульный материал

 

Вариант для мальчиков

 

Фамилия, имя___________________________________

Возраст _____________________ Класс_____________

Дата проведения___________ Время проведения______

 

На следующих страницах приведены высказывания о поведении, мыслях, чувствах человека. Под каждым из них четыре варианта ответа: “ВЕРНО”, “СКОРЕЕ ВЕРНО, ЧЕМ НЕВЕРНО”, “СКОРЕЕ НЕВЕРНО, ЧЕМ ВЕРНО” и “НЕВЕРНО”. Внимательно прочти каждое предложение, подумай, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, твои качества. Если ты согласен с высказыванием, подчеркни слово “ВЕРНО”. Если согласен, но не полностью, подчеркни ответ “скорее верно, чем неверно”. Если скорее не согласен, подчеркни ответ “скорее неверно, чем верно”. Если совершенно не согласен, подчеркни ответ - “НЕВЕРНО”.

Не думай долго над ответом. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечая на вопросы, ты просто сможешь рассказать о себе, о том, что ты думаешь и чувствуешь.

Запомни: нельзя давать на одно предложение несколько ответов на одно предложение, не пропускай предложений, отвечай на все подряд.

 

Давай потренируемся:

Утверждение Верно Скорее верно, чем неверно Скорее неверно, чем верно Неверно
Я ЛЮБЛЮ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР        
МОЙ ЛЮБИМЫЙ УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА        

 

Основной материал

Утверждение Верно Скорее верно, чем неверно Скорее неверно, чем верно Неверно
1. Мои одноклассники смеются надо мной        
2. Я счастливый человек        
3. Мне трудно приобретать друзей        
4. Я часто грущу        
5.Я находчивый        
6. Я всегда сдерживаю свои обещания        
7. Я робкий        
8. Я нервничаю, когда учитель вызывает меня к доске        
9. Меня беспокоит моя внешность        
10. Когда я вырасту, я займу важное положение в обществе        
11. Сильный страх на контрольных, тестах и экзаменах мешает мне хорошо выполнять задания        
12. Сверстники не уважают меня, не считаются со мной        
13. Я хорошо веду себя в школе        
14. Если что-то происходит не так, я обычно сам виноват        
15. Я часто сплетничаю        
16. Родителей огорчает мое поведение        
17. Я сильный        
18. У меня много хороших идей        
19. Дома считают, что я умный, прислушиваются к моему мнению        
20. Обычно я люблю все делать по-своему        
21. У меня умелые руки        
22. Я легко уступаю другим        
23. Я плохо учусь        
24. Я всегда говорю только правду        
25. Я никогда не раздражаюсь и не сержусь        
26. Я часто поступаю плохо        
27. Я умею владеть собой        
28. Я сообразительный        
29. Дома я плохо себя веду        
30. Обычно я долго сижу над домашними заданиями, и все равно не могу доделать их до конца        
31. Я пользуюсь авторитетом в классе        
32. Я обычно совершенно спокойна        
33. У меня красивые глаза        
34. Я могу сделать хороший доклад на уроке        
35. В школе мне постоянно хочется спать        
36. Я часто надоедаю брату, сестре, другим близким родственникам        
37. Моим друзьям нравятся мои идеи        
38. Я часто попадаю в неприятные ситуации        
39. Я веду себя так, как считаю правильным        
40. Я удачлив        
41. Я беспокоюсь только тогда, когда для этого есть очень серьезный повод        
42. Я всегда слушаюсь родителей и других взрослых родственников        
43. Мои родители ждут от меня слишком многого, мне трудно будет оправдать их ожидания        
44. Я нравлюсь себе таким, какой я есть        
45. Среди ровесников я нередко чувствую себя лишним        
46. У меня красивые волосы        
47. На уроках я часто сам вызываюсь отвечать        
48. Я хотел бы быть другим        
49. Я хорошо сплю по ночам        
50. Я ненавижу школу        
51. Для совместных прогулок, занятий, игр сверстники выбирают меня в последнюю очередь        
52. Я часто чувствую неуверенность в себе, в своих силах        
53. Иногда мне не хочется идти в школу        
54. Я эрудированный человек, я многое знаю и много умею        
55. Я часто сомневаюсь в хорошем отношении ко мне других людей        
56. Мои одноклассники считают, что со мной интересно общаться        
57. Я несчастлив        
58. У меня много друзей        
59. Я веселый        
60. Я никогда не говорю о том, чего не знаю        
61. Я хорошо выгляжу        
62. Я выполняю все советы родителей и других близких взрослых        
63. Я активен, бодр, деятелен        
64. Я часто ввязываюсь в драку        
65. Сверстники - мальчики - уважают меня        
66. Ко мне часто обращаются за советом, интересуются моим мнением о чем-либо.        
67. Моя семья разочаровалась во мне        
68. У меня приятное лицо        
69. Когда я очень стараюсь что-то сделать, у меня ничего не получается        
70. Дома я ко всем пристаю, всем мешаю        
71. Я всегда впереди, я могу повести за собой других        
72. Я никогда никому не грублю        
73. Я неуклюжий        
74. Со мной не хотят дружить        
75. Я забываю то, что учил        
76. Я хорошо лажу с людьми        
77. Я легко выхожу из себя        
78. Я нравлюсь девочкам        
79. Я люблю читать        
80. Мне легко учиться хорошо по всем предметам        
81. Мне нравятся мой брат, сестра, другие близкие родственники        
82.У меня хорошая фигура        
83. Нередко я хвастаюсь        
84. Я редко испытываю страх        
85. Я все время что-нибудь разбиваю или ломаю        
86. На меня можно положиться        
87. У меня плохой характер        
88. Я часто думаю о плохом        
89. Мне часто хочется плакать        
90. Я хороший человек        

 

Вариант для девочек

 

Фамилия, имя___________________________________

Возраст _____________________ Класс_____________

Дата проведения___________ Время проведения______

 

На следующих страницах приведены высказывания о поведении, мыслях, чувствах человека. Под каждым из них четыре варианта ответа: “ВЕРНО”, “СКОРЕЕ ВЕРНО, ЧЕМ НЕВЕРНО”, “СКОРЕЕ НЕВЕРНО, ЧЕМ ВЕРНО” и “НЕВЕРНО”. Внимательно прочти каждое предложение, подумай, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, твои качества. Если ты согласна с высказыванием, подчеркни слово “ВЕРНО”. Если согласна, но не полностью, подчеркни ответ “скорее верно, чем неверно”. Если скорее не согласна, подчеркни ответ “скорее неверно, чем верно”. Если совершенно не согласна, подчеркни ответ - “НЕВЕРНО”.

Не думай долго над ответом. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечая на вопросы, ты просто сможешь рассказать о себе, о том, что ты думаешь и чувствуешь.

Запомни: нельзя давать на одно предложение несколько ответов на одно предложение, не пропускай предложений, отвечай на все подряд.

 

Давай потренируемся:

Утверждение Верно Скорее верно, чем неверно Скорее неверно, чем верно Неверно
Я ЛЮБЛЮ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР        
МОЙ ЛЮБИМЫЙ УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА        

 

Основной материал

Утверждение Верно Скорее верно, чем неверно Скорее неверно, чем верно Неверно
1. Мои одноклассники смеются надо мной        
2. Я счастливый человек        
3. Мне трудно приобретать друзей        
4. Я часто грущу        
5.Я находчивая        
6. Я всегда сдерживаю свои обещания        
7. Я робкая        
8. Я нервничаю, когда учитель вызывает меня к доске        
9. Меня беспокоит моя внешность        
10. Когда я вырасту, я займу важное положение в обществе        
11. Сильный страх на контрольных, тестах и экзаменах мешает мне хорошо выполнять задания        
12. Сверстники не уважают меня, не считаются со мной        
13. Я хорошо веду себя в школе        
14. Если что-то происходит не так, я обычно сама виновата        
15. Я часто сплетничаю        
16. Родителей огорчает мое поведение        
17. Я обаятельная        
18. У меня много хороших идей        
19. Дома считают, что я умная, прислушиваются к моему мнению        
20. Обычно я люблю все делать по-своему        
21. У меня умелые руки        
22. Я легко уступаю другим        
23. Я плохо учусь        
24. Я всегда говорю только правду        
25. Я никогда не раздражаюсь и не сержусь        
26. Я часто поступаю плохо        
27. Я умею владеть собой        
28. Я сообразительная        
29. Дома я плохо себя веду        
30. Обычно я долго сижу над домашними заданиями, и все равно не могу доделать их до конца        
31. Я пользуюсь авторитетом в классе        
32. Я обычно совершенно спокойна        
33. У меня красивые глаза        
34. Я могу сделать хороший доклад на уроке        
35. В школе мне постоянно хочется спать        
36. Я часто надоедаю брату, сестре, другим близким родственникам        
37. Моим друзьям нравятся мои идеи        
38. Я часто попадаю в неприятные ситуации        
39. Я веду себя так, как считаю правильным        
40. Я удачлива        
41. Я беспокоюсь только тогда, когда для этого есть очень серьезный повод        
42. Я всегда слушаюсь родителей и других взрослых родственников        
43. Мои родители ждут от меня слишком многого, мне трудно будет оправдать их ожидания        
44. Я нравлюсь себе такой, какая я есть        
45. Среди ровесников я нередко чувствую себя лишней        
46. У меня красивые волосы        
47. На уроках я часто сама вызываюсь отвечать        
48. Я хотела бы быть другой        
49. Я хорошо сплю по ночам        
50. Я ненавижу школу        
51. Для совместных прогулок, занятий, игр сверстники выбирают меня в последнюю очередь        
52. Я часто чувствую неуверенность в себе, в своих силах        
53. Иногда мне не хочется идти в школу        
54. Я эрудированный человек, я многое знаю и много умею        
55. Я часто сомневаюсь в хорошем отношении ко мне других людей        
56. Мои одноклассники считают, что со мной интересно общаться        
57. Я несчастлива        
58. У меня много друзей        
59. Я веселая        
60. Я никогда не говорю о том, чего не знаю        
61. Я хорошо выгляжу        
62. Я выполняю все советы родителей и других близких взрослых        
63. Я активна, бодра, деятельна        
64. Я часто ввязываюсь в ссоры, перебранки        
65. Сверстницы уважают меня        
66. Ко мне часто обращаются за советом, интересуются моим мнением о чем-либо.        
67. Моя семья разочаровалась во мне        
68. У меня приятное лицо        
69. Когда я очень стараюсь что-то сделать, у меня ничего не получается        
70. Дома я ко всем пристаю, всем мешаю        
71. Я всегда впереди, я могу повести за собой других        
72. Я никогда никому не грублю        
73. Я неуклюжая        
74. Со мной не хотят дружить        
75. Я забываю то, что учила        
76. Я хорошо лажу с людьми        
77. Я легко выхожу из себя        
78. Я нравлюсь мальчикам        
79. Я люблю читать        
80. Мне легко учиться хорошо по всем предметам        
81. Мне нравятся мой брат, сестра, другие близкие родственники        
82.У меня хорошая фигура        
83. Нередко я хвастаюсь        
84. Я редко испытываю страх        
85. Я все время что-нибудь разбиваю или ломаю        
86. На меня можно положиться        
87. У меня плохой характер        
88. Я часто думаю о плохом        
89. Мне часто хочется плакать        
90. Я хороший человек        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: