Организация мероприятий по антитеррору в образовательном учреждении
Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
- Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
- Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
- Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
-приказы министерства образования и молодёжной политики ЧР, приказы РУО, образовательного учреждения.
Опираясь на эти документы, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
- Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- Паспорт безопасности обучающихся.
- Инструкции, памятки.
Система обеспечения безопасности образовательных учреждений
Система безопасности образовательных учреждений — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых департаментом образования и науки Кемеровской области, муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с целью обеспечения постоянной готовности образовательных учреждений к безопасной повседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.
Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:
Организация физической охраны ОУ
Ее задачи:
· контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
· осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;
· защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.
Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел.
2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, решетки, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.
Организация инженерно-технического оборудования образовательного учреждения
Включает в себя системы:
· охранной сигнализации (в т.ч. по периметру ограждения);
· тревожно-вызывной сигнализацией (образованную локально или выведенную на «01»);
· телевизионного видеонаблюдения;
· ограничения и контроля за доступом (т.н. «рамки» с целью обнаружения оружия, ВВ, др. опасных предметов);
· радиационного контроля и контроля химического состава воздуха.
4. Плановая работа по антитеррористической защищенности ОУ («Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения»)
Обеспечение контрольно-пропускного режима
Выполнение норм противопожарной безопасности
Выполнение норм охраны труда и электробезопасности
Плановая работа по вопросам гражданской обороны
Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами
Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности
Финансово-экономическое обеспечение мероприятий
Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.
Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:
· обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;
· взаимодействие с органами исполнительной власти;
· взаимодействие с правоохранительными структурами;
· квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;
· проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность образовательных учреждений;
· совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;
· изучение и совершенствование нормативно - правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.
Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических акций.
Противодействие терроризму в организациях осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на снижение рисков терактов и защиту от опасностей, связанных с ними, а также путем содействия органам, ведущим борьбу с терроризмом.
Система органов и структур, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом, включает в себя:
- на федеральном уровне – Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в сфере их деятельности (ФЗ-35 от 06.03.2006 г.);
- на уровне субъекта федерации - Губернатор области, местные органы исполнительной власти.
Координаторами деятельности органов власти являются антитеррористические комиссии.
Муниципальная антитеррористическая комиссиясоздаётся по распоряжению главы города (района).
Антитеррористические комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом деятельности или с возникшей необходимостью.
В образовательном учреждении снижение риска терактов достигается путем проведения комплекса мероприятий.
К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:
- правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);
- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);
- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.
Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.
Применительно к правоотношениям в области дошкольного и общего образования (всех уровней) основным нормативно-правовым актом, содержащим положения об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является действующая редакция Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон об образовании), который в подп. 3 ч. 3 ст. 32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, а также работников данного учреждения во время образовательного процесса.
Положения вышеуказанной статьи основаны на общепринятых нормах международного и Российского законодательства в области защиты прав человека, и в частности ребенка. Так, ст. 6 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для нашего государства с 15.09.90 г. в результате ратификации ее постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 15591, закрепляет право каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие. В свою очередь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашей страны право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также предусматривает государственную защиту детства (ч. 1 ст. 38 и п. “ж” ч. 1 ст. 72).
В развитие этих положений Федеральный закон от 24.07.98 № 124 ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп.) декларирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении права ребенка (в т. ч. на жизнь и личную неприкосновенность) не могут ущемляться (ч. 1 ст. 9).
Кроме того, в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений различных типов и видов, также говорится о гарантированном Конституцией РФ праве каждого воспитанника на охрану жизни и здоровья. Например, п. 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2008 № 666, в качестве основной задачи ДОУ (независимо от вида) определяет охрану жизни и укрепление здоровья детей. Помимо этого требования об охране жизни и здоровья детей (а также работников образовательных учреждений) содержатся, в частности, в п.п. 4 и 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 (с изм. и доп.)), п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 (с изм. и доп.)), п. 3 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288 (с изм. и доп.).
На федеральном уровне вопросами обеспечения безопасности образовательных учреждений занимается Федеральное агентство по образованию (Рособразование) согласно отраслевой программе “Безопасность образовательного учреждения”. План мероприятий по исполнению данной программы утверждается агентством ежегодно и включает в себя в качестве основных направлений противопожарные и антитеррористические мероприятия. Последние реализуются в соответствии с требованиями, изложенными в Указе Президента РФ от 13.09.04 № 1167 “О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом”, а противопожарные мероприятия осуществляются исходя из требований Федерального закона от 21.12.94 № 69 ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.) и иных нормативно-правовых актов (в т. ч. ведомственных), принятых во исполнение данного федерального закона.
Отметим, что на сегодняшний день у любого образовательного учреждения имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.
В качестве основных направлений организации безопасности образовательных учреждений, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:
- обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);
- обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;
- охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;
Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.
Литература:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
2. Приказ Федерального агентства по Образованию от 21.12.2004 № 383 «О предупреждении и пресечении террористических проявлений на объектах образовательных учреждений»
3. Учебное пособие «О проблемах терроризма и способы борьбы с ним» МГЛУ 2011г. Авторы проф. Злобин и Картамазова