Проведение старшеклассниками открытого урока о ценности пресной воды для учащихся младших классов.




Тема: «Урок чистой воды»

Цель урока: активное вовлечение школьников в исследования водных ресурсов России для того, чтобы сформировать у детей понимание ценности пресной воды не только на территории России, но и в целом в мире; донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России; побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи урока:

1. Донесение информации о водных ресурсах России, Владимирской области и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

2. Обсуждение мероприятий, в том числе экспедиций, направленных на изучение и оздоровление экологической водной среды своей малой родины – Кольчугинского района;

Основные содержательные линии урока

1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.

2 Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.

План урока:

1. Вступительное слово учителя географии.

(1 минута)

2. Показ фильма на тему «Вода – невероятно!!!».

(5 минут)

3. Информация об актуальности исследования водных ресурсов. (2 минуты)

4. Отчет о гидробиологической экспедиции по реке Бавленка, которая в течение несколько лет загрязняется сточными водами неисправных очистных сооружений поселка, знакомство учащихся с индикаторными представителями макрозообентоса. (10 минут)

5. Показ фильма о современном состоянии очистных сооружений в нашем поселке, созданного старшеклассниками, «Видеоэкскурсия на очистные сооружения поселка Бавлены». (10 минут)

6. Обсуждение будущей экологической экспедиции по реке Пекша. (2 минуты)

7. Интеллектуальная игра по теме «Вода». (30 минут)

8. Подведение итогов урока, награждение участников игры, заключительное слово учителя географии. (5 минут)

ХОД УРОКА:

Учитель. Сегодняшний урок у вас будут вести старшеклассники – участники проекта «Живые родники России», который организован Русским географическим обществом и Фондом поддержки образования «Ноосфера». Они расскажут вам о результатах наших экологических экспедиций и проведут с вами интеллектуальную игру по теме «вода».

 

Старшеклассники. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы будем говорить о воде и это не случайно. Почему? Давайте посмотрим и послушаем.

(просмотр фильма «Вода – невероятно!!!» - 3 мин 17 сек https://www.youtube.com/watch?v=0gaX1951HKg).

Текст фильма:

Вода – основа всего живого на Земле, источник самой жизни. Наше тело на 75-80% состоит из воды. Без пищи мы могли бы прожить около месяца, а без воды лишь несколько суток.

Такая простая формула H2O и такое несметное количество тайн и загадок, которые хранит привычная нам вода. Это единственное вещество на планете, способное в естественных условиях находиться сразу в трех состояниях: жидком, газообразном - в виде пара и твердом – это лед. Вода и её бесконечный круговорот в природе во многом определяют глобальный климат.

Кажется, что воды на Земле очень много, однако 97% водной поверхности планеты составляют океаны и моря – это соленая вода, непригодная для питья. 2% мировых запасов воды законсервированы в ледниках Арктики, Антарктики и высокогорных вершинах. Лишь 0,29% водных богатств планеты хранят в себе реки и озера.

Количество питьевой воды в мире уменьшается год от года, а население Земли увеличивается. За последние 50 лет, по данным ООН, потребление воды удвоилось. Рост промышленного производства, увеличение количества автомобилей, интенсивная хозяйственная деятельность человека приводят к загрязнению поверхностных и грунтовых вод. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80% заболеваний возникает из-за употребления некачественной воды.

Мы живем в России, стране с богатейшими водными ресурсами, именно в России сосредоточено 22% мировых запасов пресной воды, однако по назначению используется не более 2%.

Уникальный источник пресной воды – озеро Байкал. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то, благодаря Байкалу, жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет. В России протекают более 2,5 миллионов рек и ручьев. На их берегах проживают более 50 миллионов человек. Крупнейшие реки России – это Волга, Объ, Енисей, Лена, Амур.

Реки являются источником водоснабжения наших городов. Загрязняя реки сточными водами, мы наносим ущерб экологии нашей страны и своему здоровью. Прежде чем стать пригодной для питья, вода из открытых источников должна пройти тщательную очистку на станциях водоподготовки и с помощью бытовых фильтров – это надежный барьер на пути вредных примесей.

Старшеклассники. Итак, получается, что мы видим вокруг себя очень много воды, но доступно к использованию лишь 0,29 %. Если представить весь объем воды, существующий на Земле в виде литровой банки(1000 мл) доступно к использованию лишь 3 мл (набрать шприцем 3мл из полной литровой банки). И это количество постоянно уменьшается, так как растут потребности человечества в воде, да и людей становится все больше, к тому же происходит загрязнение воды. В конце концов, на Земле не останется чистой воды (вылить из шприца воду).

Как мы можем помочь в сбережении водных ресурсов? Об этом наша встреча.

Этот вопрос задают на международном уровне. Так, 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды, эмблемой его стал рисунок жителя Мурома Владимирской области, такого же как вы, учащегося 5 класса Дениса Ежова.

А Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила 2013 год «Международным годом сотрудничества в области водных ресурсов. «Страны мира должны объединить усилия для того, чтобы сделать водные ресурсы доступными для всех жителей планеты» - говорится в сообщении на сайте Всемирного водного форума.

А 22 марта вот уже на протяжении 21 года во всем мире празднуется международный день водных ресурсов. Именно к нему были приурочены мероприятия, прошедшие в нашей школе на прошлой неделе: экскурсия на очистные сооружения, флэшмоб «Голубая лента».

Сегодня мы хотим рассказать вам о нашей экологической экспедиции, которая продолжается уже несколько лет.

Отчет об экологической экспедиции по реке Бавленка

Старшеклассники. Несколько лет мы искали ответ на вопрос: Как помочь реке Бавленке?

В 2007 году на очистных сооружениях поселка Бавлены произошло обрушение несущих конструкций. Очистные сооружения, построенные в 1967 году, свой ресурс выработали полностью, в результате не очищенные сточные воды в объеме почти 300 тыс. куб. м ежегодно сбрасывались в реку Бавленку, которая загрязняла Кучку, Колокшу, наконец, Клязьму.

Заботясь о восстановлении очистных сооружений, местные власти не думали о восстановлении экологического равновесия в речном водоеме, оставалось лишь надеяться на способность реки к самоочищению. Поэтому, Целью экспедиции экологического объединения нашей школы стало изучение процессов самоочистки реки Бавленки через выявление условий, способствующих самоочищению и биоиндикацию экологического состояния реки.

Река Бавленка – левый приток реки Кучка (р. Кучка, около 20 км длиною, впадает в р. Колокша, которая, в свою очередь, впадает в р. Клязьма). Ее длина около 5 км. В состав речной системы Бавленки входят три крупных притока общей протяженностью около 4 км. Она берет начало с подземных источников к востоку от Бавленского пруда, сначала течет на восток, но, пересекая грунтовую дорогу пос. Бавлены – с. Бавлены, поворачивает на северо-восток. В 50 м от этой дороги на юго-востоке пос. Бавлены находятся очистные сооружения. Здесь происходит загрязнение реки и начинаются процессы её самоочистки.

Под Самоочищением водоемов мы понимаем свойство водоемов превращать органические и часть неорганических веществ в безвредные соединения.

Чтобы выявить влияние различных факторов самоочистки реки, мы проанализировали природную структуру русла реки и окружающей ее местности.

Природная структура русла реки включает участки с быстрым и медленным течением, мелкие и глубокие, открытые и заросшие высшей водной растительностью. Каждый из этих участков вносит свой вклад в процессы естественного самоочищения: водная растительность выделяет ценные ферменты, ускоряя процессы самоочистки, на дне «бобровых водохранилищ» оседают загрязняющие вещества, образуя ил, вода, перетекая бобровые плотины, насыщается кислородом, в обширных поймах реки весною во время половодья оседают загрязняющие вещества, в местах с замедленным течением на дно интенсивно оседают илистые частицы, в узких местах реки происходит насыщение воды кислородом.

Для оценки процессов самоочищения реки использовалась биоиндикация, отлавливались и определялись представители макрозообентоса – поденки, веснянки, водомерки, моллюски, личинки стрекоз, мух и комаров… Они представлены у вас на столах (учащиеся рассматривают представителей макрозообентоса, старшеклассники – гидробиологи отвечают на их вопросы).

На этом слайде вы видите результаты определения биотического индекса. Чем больше цифра, тем лучше вода. Мы обнаружили сильное влияние выбросов очистных сооружений на экосистему реки (сравните значение биотического индекса в створе 1 и 2), улучшение экологического состояния реки от места загрязнения к устью реки, которое происходит благодаря деятельности беспозвоночных организмов, крупным притокам реки, разбавляющим сточные воды (сравните значения индекса в створах 2,3,4,5 Улучшается?). Большое влияние на процессы самоочистки реки от загрязнений могут оказывать погодные условия, структура русла реки и млекопитающие (бобры), ускоряя или замедляя их.

Таким образом, несмотря на загрязнение реки Бавленки сточными водами разрушенных очистных сооружений, она выносит в реку Колокшу незначительно загрязненные воды (обратите внимание на значение индекса в створе 6).

Результаты наших исследований легли в основу заметки в газету, отчетов для Администрации Кольчугинского района, исследовательских работ, которые были представлены на районных, областных и даже всероссийских конкурсах.

Каждый из нас может поучаствовать в решении проблемы загрязнения реки Бавленки и помочь ей. Каким образом? Например, выйти на уборку Бавленского пруда, откуда начинается река Бавленка. Силами экологического отряда, мы это делаем ежегодно (участникам занятия предлагается рассмотреть фотоотчет о уборке на Бавленском пруду, данный фотоотчет – работа одного из старшеклассников, которая была представлена на всероссийском конкурсе «Зеленая планета»).

Местные же власти уже позаботились о том, чтобы улучшить качество воды в Бавленке, реконструировали очистные сооружения и экологический отряд лагеря «Солнышко» совершил туда экскурсию.

Просмотр видеофильма, созданного учащимися нашей школы по итогам экскурсии на очистные поселка Бавлены.

Рассказ к видеоэкскурсии о работе очистных поселка Бавлены (текст видеофильма):

Для знакомства с современным состоянием очистных сооружений поселка Бавлены мы посетили их с экскурсией.

Итак, все сточные воды поселка Бавлены по канализационной системе собираются здесь на насосной станции. Она выполняет несколько функций: во-первых, здесь происходит первичная механическая очистка воды от крупных примесей, вода проходит через решетки и очищается от веточек, бумаги, тряпок. Затем она поступает в резервуар насосного отдела. Когда он заполняется, включается насос, который гонит воду на очистные, находящиеся на возвышенности. Во время таяния снегов, обильных дождей или в банные дни скапливается много воды и очистные не могут справиться с ее очисткой, тогда избыток воды поступает в подземные резервуары насосной станции.

С насосной станции вода попадает в приемную камеру очистных сооружений. Далее в горизонтальную песколовку, на дне которой находятся решетки, задерживающие крупные частицы песка и ила. По трубе эти осадки поступают на специальные иловые площадки.

От песколовки по двум лоткам вода попадает в два двухъярусных отстойника, где может находиться в течение суток. За этот промежуток времени происходит ее расслаивание: мелкие частицы ила падают на дно. Этот осадок также удаляется на иловые площадки.

Далее вода поступает на биологическую очистку.

В огромных аэротенках находится активный ил – скопление колоний бактерий и простейших микроорганизмов, которые участвуют в очистке сточных вод. Бактерии очищают воду от органических примесей, пожирая их, делая воду все чище и чище. В связи с тем, что это аэробные бактерии, для них необходим теплый воздух, который создается в лаборатории и поступает по трубам в аэротенки.

В лаборатории, кроме этого, происходит обеззараживание сточных вод гипохлоритом натрия и ультрафиолетовыми лучами, убивающими микроорганизмы, способные вызвать у человека различные заболевания. А также дополнительная очистка при помощи коагуляции – осаждения загрязняющих веществ добавлением специальных реактиивов – коагулянтов, проверяется качество воды.

После чего еще несколько дней вода находится в отстойниках до полного разложения и улетучивания хлоросодержащих соединений, способных вызвать гибель живых организмов в реке.

И только после этого она поступает в реку Бавленку, вовлекаясь в мировой круговорот.

Так на очистных сооружениях поселка Бавлены происходит механическая, биологическая и химическая очистка с обеззараживанием сточных вод.

Старшеклассники. Сегодня мы начинаем подготовку к новой экспедиции по реке Пекше. Чтобы участвовать в такой экспедиции нужно много знать и уметь. А что вы знаете о воде? Давайте проверим. Сыграем в интеллектуальную игру по теме «Вода». Для этого нам понадобится 3 команды, вы их уже организовали.

Просим капитанов представить свои команды (капитаны называют свою команду, показывают эмблемы команд). Чтобы решить, какая команда будет отвечать первой, предлагаем конкурс капитанов. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы и угадать рисунок. (собираем пазлы на электронной доске) Что получилось? Ваше время…

Первой отвечает на вопросы команда…, второй…, третьей…

Пояснительная записка к интеллектуальной игре (за основу взята разработка Ранько Елены Алексеевны, учителя начальных классов МОУ лицей №21, город Иваново)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

ПО ТЕМЕ «ВОДА»

 

Игра состоит из пяти категорий по пять вопросов в каждой. Цена вопросов 10, 20, 30, 40 и 50 баллов.

 

v Три состояния воды

v Свойства воды

v Круговорот воды в природе

v Осадки

v Охрана воды

 

Игра начинается после прослушивания песни «Синяя вода» с нажатия кнопки «начать игру» на первом слайде.

 

– кнопка возврата на игровое поле.

Сыгравший номер при возврате на игровое поле окрашивается в синий цвет.

Право первого хода разыгрывается по жребию. При правильном ответе на счёт команды записывается число баллов, соответствующее цене вопроса. Если команда не может ответить на вопрос, который прозвучал, то право ответа переходит к следующей команде.

 

«Счастливый случай!» (слайд 10) – команда получает указанную сумму баллов просто так, без ответа.

Вопрос «Кот в мешке» (слайд 13) – право хода переходит к соперникам.

Вопрос - аукцион (слайд 23) – команда назначает любую цену на вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.

№ слайда Вопрос Ответ
ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ
Слайд 3 10 баллов Почему лёд во время ледохода плывёт по поверхности реки, а не тонет в ней? Лёд легче воды.
Слайд 4 20 баллов Может ли быть температура льда и снега выше 0°C? Нет, вода при этой температуре переходит в жидкое состояние.
Слайд 5 30 баллов Что такое облака?   Видимые в атмосфере скопления капель воды и кристалликов льда.
Слайд 6 40 баллов Есть ли на материке Антарктида, где температура круглый год ниже 0°C?, вода в газообразном состоянии? Да, снег и лёд испаряются при любой температуре и переходят в газообразное состояние.
Слайд 7 50 баллов Почему плывущие в тёплых водах океанов ледяные горы-айсберги обычно бывают окутаны тёплым туманом? В воздухе постоянно имеется водяной пар. Водяной пар более тёплого воздуха сгущается над холодной поверхностью айсбергов и превращается в скопление мельчайших капелек – туман.
СВОЙСТВА ВОДЫ
Слайд 8 10 баллов Почему воду хранят в вёдрах, банках, бочках? Вода обладает свойством текучести и принимает форму сосуда, в который налита.
Слайд 9 20 баллов Почему бутылка с водой на морозе лопается?   При замерзании вода расширяется, занимает больше места, чем в жидком виде и разрывает бутылку.
Слайд 10 30 баллов Счастливый случай Вопрос открывается при нажатии на знак вопроса.  
Слайд 11 40 баллов Вода – хороший растворитель. Почему же речная вода бывает мутной?   Потому что вода из глубин земли вымывает не только раство-римые, но и нерастворимые вещества, которые и делают её поток мутным.  
Слайд 12 50 баллов В стакан с водой всыпали чайную ложку сахара и чайную ложку лимонной кислоты. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? Нет, и сахар, и лимонная кислота растворяются в воде, и вместе с ней проходят через фильтр.
КРУГОВОРОТ ВОДЫВ ПРИРОДЕ
Слайд 13 10 баллов Кот в мешке. Вопрос открывается при нажатии на знак вопроса. Тема «Свойства воздуха» На каком свойстве воздуха основан принцип действия тормозов у автомобилей? На способности воздуха сжиматься и быть упругим.  
Слайд 14 20 баллов Куда попадает вода, упавшая на землю в виде осадков? Часть воды попадает в моря, океаны, другие водоёмы, часть уходит в почву, часть поглощается растениями.
Слайд 15 30 баллов День и ночь вода из ручьёв течёт в реки, а реки несут её в моря. Почему же моря не переполняются водой? Потому что вода постоянно испаряется с поверхности водоёмов в воздух.
Слайд 16 40 баллов Какую роль в круговороте воды играют зелёные растения? Они поглощают воду из почвы и испаряют её через листья в атмосферу.
Слайд 17-18 50 баллов Почему туман при нагревании земной поверхности исчезает, а облака нет? Когда земная поверхность нагревается, от неё нагревается воздух. Туман образуется ближе к поверхности Земли, где воздух нагревается быстрее – мельчайшие капельки воды (туман) испаряются. Высоко над землёй температура воздуха понижается. Водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака.
ОСАДКИ
Слайд 19 10 баллов В каком виде выпадают осадки в местах, где температура воздуха не поднимается выше 0°C? В твёрдом виде – снег, изморозь, иней.  
Слайд 20 20 баллов Справедливо ли утверждение: туман – скопление в воздухе водяного пара? Нет, туман – это скопление в воздухе мельчайших капелек воды, в которые превратился водяной пар в холодном воздухе.
Слайд 21 30 баллов Почему при зимнем морозе над незамерзающими местами реки клубится туман? Вода над незамерзающими местами реки испаряется в воздух, он насыщается водяным паром. В холодном воздухе при сильном морозе водяной пар превращается в туман.
Слайд 22 40 баллов С какой стороны будут замерзать хорошо заклеенные оконные стёкла: с внутренней или наружной? Почему? С внутренней. Влажный тёплый воздух комнаты при сопри-косновении с холодным оконным стеклом охлаждается. Водяные пары превращаются в капельки воды, а затем замерзают.
Слайд 23-24 50 баллов Вопрос – аукцион. Если в морозное время открыть двери из тёплого помещения в холодный коридор, образуется туман в комнате у порога и в коридоре у верхнего косяка входной двери. Почему?   Тёплый воздух комнаты, содержащий много водяного пара, соприкасается с холодным воздухом, поступающим из коридора. Водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды. Так как холодный воздух тяжёлый, он движется из коридора в комнату у порога, а тёплый воздух выходит в холодный коридор вверху у косяка двери. И в этих местах образуется туман.
СВОЙСТВА ВОДЫ
Слайд 25 10 баллов Почему необходимо бережно использовать пресную воду?   Запасы пресной воды на Земле невелики, а потребление из года в год растёт.  
Слайд 26 20 баллов Почему способ получения пресной воды из морской не получил широкого применения?   Он очень дорогостоящий.  
Слайд 27 30 баллов Возможно ли такое: воды одного океана сильно загрязнены, а другой океан остаётся чистым? Нет, потому что все океаны Земли сообщаются между собой и объединяются в единый Мировой океан.
Слайд 28 40 баллов Что надо делать, чтобы вода в реках оставалась чистой?   Сточные воды от предприятий пропускают через очистные сооружения. Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.
Слайд 29-30 50 баллов На берегу реки в походе школьники на привале отдохнули, пообедали. На траве лежат остатки пищи, бумаги, консервные банки. Одни предлагают выбросить всё это в реку. Другие – оставить на берегу. Какое решение приняли бы вы? Остатки пищи можно закопать, бумагу сжечь, консервные банки забрать с собой, чтобы выбросить в специальные мусорные ящики. Оставлять на берегу реки всё это нельзя, чтобы не загрязнять водоём.

 

Заключительное слово учителя географии. Итак, побеждает команда… и им вручается приз – самое дорогое, что может быть на Земле. Как вы думаете, что это? Неужели вы не поняли, мы же все занятие об этом говорили… Конечно, вода (бутылочки с водой).

Наш урок подходит к концу, но разговор о воде будет продолжен на уроках биологии, географии, физики, химии.

Мы всех благодарим за нашу встречу и просим:

Помните – мы никогда не будем иметь больше воды, чем имеем сейчас!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: