Схема психологического анализа урока.





1. Психологическая оценка урока:

- уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);

- соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;

- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

- темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;

- соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;

- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).

2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

- наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»);

- преобладающее отношение к классу;

- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;

- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);

- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

- способность к делегированию полномочий учащимся;

- умение слушать;

- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;

- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формирова­нию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно - эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

- формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

- соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;

- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;

- увлеченность преподаваемым предметом;

- адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;

- внешний облик учителя (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

- позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);

- владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);

- преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;

- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;

- наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;

- наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;

- отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);

- роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);

- склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);

- раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

- отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);

- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).

2. Заполнить карту наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие.

 

Положительная характеристика Балл Отрицательная характеристика При меры
Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность  
Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие  
Поощрение инициативы обучаемых 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы  
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)  
Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)  
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)  
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности (нет индивидуального подхода)  

 

После заполнения карты наблюдения проведите количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы и проинтерпретировать их, используя следующий ключ. Сформулируйте вывод, включающий в себя количественный и качественный анализ результатов наблюдения.

45-49 баллов – очень высокая оценка.

44-35 баллов - высокая оценка.

34-20 баллов – средняя оценка.

19-11 баллов - низкая оценка.

10-7 - очень низкая оценка.





Читайте также:
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.014 с.