Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников




Опытно-экспериментальная работа

 

 

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базеМОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» – экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» – контрольный класс), всего 28 человек.

Программа эксперимента предполагает выявление уровня развития письменной связной речи обучающихся, анализ учебного материала учебников по связной речи и выявление затруднений, которые испытывают учителя начальных классов в процессе развития связной речи обучающихся.

В объяснительной записке к программе по русскому языку в начальных классах отмечается, что работа по развитию речи детей начинается уже с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания и программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений.

Тематика сочинений определяется, в основном, темами и содержанием прочитанных произведений, рассматриваемых под руководством учителя картин, жизненными наблюдениями учащихся.

Программой исследования проблемы является анализ текстов учебников при работе по развитию письменной связной речи в вариативных моделях обучения («Школа России», «Школа 2100»), который проводился по определенным видам работ по развитию связной речи на основе текстов учебников по русскому языку.

Результаты анализа текстов учебника по русскому языку («Школа России» автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме (согласно данным таблицы 3).

 

Таблица 3 – Анализ видов работ по развитию письменной связной речи на основе текстов учебников (автор Т.Г. Рамзаева) (в %)

вид работы классы
       
сочинение по рисунку 3,88 3,36 1,35 1,7
анализ прочитанного   9,3 7,5 11,8
устный пересказ 0,7 1,3 0,9 0,7
словарная работа 7,65 9,1 12,6 12,87
устный рассказ по теме   2,84 1,2 2,6
письмо по памяти 5,43 7,5 7,67  
работа с пословицей - 3,1 3,15 1,6
редактирование текстов 1,5 1,8 6,6 9,2
развернутый ответ 5,47 7,75 8,6 5,9
тематическое сочинение - 1,8    
устный рассказ по плану -   0,9 -
работа с загадкой 1,8   5,4  
озаглавливание текстов   3,88 6,2 8,2
составление предложений 3,47 3,35 7,5 4,9
дополнение текстов 0,3 1,3 1,7  
работа с образцовыми текстами 12,6      
письменное изложение - -   5,2
Всего видов работ (кол-во)        

 

Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Т. Г. Рамзаевой ориентированы не только на знания о языковой теории, а, главным образом, на развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, количество которых увеличивается от 107 видов работ в 1-м классе до 394 – в 4-ом, (в 3,7 раза). Мы наблюдаем и качественные изменения видов работ, связанных с различным содержанием:

– объем образцовых текстов (от 12,6% до 40% к 4-му классу);

– словарная работа (от 7,65% до 12,87% соответственно);

– редактирование текстов (от 1,5% до 9,2% соответственно);

– озаглавливание текстов (от 2% до 8,2%);

– наиболее сложные виды упражнений (составление предложений, письмо по памяти, изложение и сочинения) (в среднем на 2 %).

Число некоторых видов работ снижается (сочинение по рисунку от3,88% до 1,7%). Это вызвано сменой уровня развития и возможностей обучающихся.

Определенная группа упражнений (устный пересказ, работа с пословицей и загадкой, развернутый ответ, рассказ по плану, составление предложений) выполняет роль тренировочных упражнений и постоянна по своему объему.

Результаты анализа текстов учебника по русскому языку УМК «Школа России» (автор Т.Г. Рамзаева) показывают, что, начиная с 1-го класса работа по развитию связной речи построена на основе системного подхода, с учетом возрастных возможностей учеников и идет от устной речи к текстам в письменной форме. Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи в УМК «Школа2100» показал следующие результаты (согласно данным таблицы 4).

 

Таблица 4 - Анализ текстов учебников для работы по развитию письменной связной речи (в %).

вид работы классы
         
анализ прочитанного 5,4 6,8 7,2 8,2
устный пересказ - - - -
словарная работа 32,4 25,85    
устный рассказ по теме 2,7   - -
письмо по памяти 2,7 0,8 0,6 2,4
работа с пословицей 1,4 1,2 1,1 -
редактирование текстов 10,8 15,9 14,98  
развернутый ответ 13,5 14,8   13,92
тематическое сочинение - 0,4   3,8
устный рассказ по плану - - 0,8  
работа с загадкой   0,4 - 0,8
озаглавливание текстов 2,7 5,3 4,67 3,46
составление предложений   10,2 9,6 10,5
дополнение текстов 1,4   3,2  
работа с образцовыми текстами 5,4 12,1   13,8
письменное изложение -   4,5  
Всего видов работ (кол-во)        

 

Данные таблицы показывают, что учебники русского языка Р. Н. Бунеева имеют необходимую базу для развитие речи обучающихся. В каждом классе (от 1-го до 4-го) в учебниках даются разнообразные виды работ по связной речи, число которых увеличивается в 4,5 раза от 1-го класса до 4-го. Также и изменяется содержание видов работ:

– объем образцовых текстов (от 5,4% до 13%);

– дополнение текстов (от 1,4% до 4%);

– анализ прочитанного (от 5,4% до 8,2%);

– письменное изложение (от 2% до 6%);

– тематическое сочинение (от 0,4% до 3,8%).

В связи с изменением уровня развития и возможностей обучающихся уменьшается процент: работы с загадкой (от 4% до 0,8%), к 4-ому классу работа с пословицами и устный рассказ по теме в учебнике по русскому языку встречаем в единичных случаях.

В качестве тренировочных и постоянных по своему объему выступают:

– словарная работа (27%);

– письмо по памяти (1,5%);

– редактирование текстов (12,5%);

– озаглавливание текстов (3%);

– составление предложений (11%);

– устный рассказ по плану (1%).

Полностью отсутствует в учебниках такой вид работы как устный пересказ. Следует отметить, что отсутствие некоторых видов работ и снижение объема упражнений по развитию речи вызвано интеграцией предметов (русский язык, литературное чтение и риторика). Одной из целей данной системы является направленность на работу учителя (организация совместной учебно-познавательной деятельности с переходом к самостоятельной деятельности). Следовательно, для достижения высокого уровня развития речи учителю необходимо учитывать интеграцию.

Так же, как и в учебниках Т. Г. Рамзаевой, с каждым учебным годом возрастает уровень сложности упражнений. Отличие данных учебников состоит в том, что упражнения, направленные на развитие письменной связной речи обучающихся, направлены, главным образом, на приобретение знаний о языковой теории, и в меньшей степени, на развитие речи.

Для проведения аналитической работы по выявлению уровня овладения письменной речью были выбраны следующие критерии:

– работа над словом;

– работа над словосочетанием;

– работа над текстом (согласно данным таблице 5).

 

Таблица 5 – Анализ заданий учебника по работе над развитием речи

Виды упражнений: №№ упражнений
I. Работа над словом Усвоение новых слов Обогащение словаря (справка из толкового словаря) Уточнение словаря Группировка слов по темам Работа над орфографией слов: – обозначение мягкости на письме – написание большой буквы – написание разделительного Ь в словах – написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах – правописание гласных в корне слова – написание предлогов со словами – правописание звонких и глухих согласных на конце слова II. Работа над словосочетанием и предложением: Восстановление сочетаний слов по смыслу Объяснение значений сочетаний слов Работа над предложением: 1) составление предложений – по данному слову – на определенную тему – по опорным словам – по сочетаниям слов 2) Восстановление предложения: – по картине – по смыслу – по схеме 3) Работа над пословицами, поговорками и загадками 4) Работа текста, напечатанного – без знаков в конце предложения – без точек и заглавных букв III. Работа над текстом: 1. Восстановление части текста: – по картинкам – по смыслу 2. Составление рассказа – по словам одной тематической группы 3. Придумывание продолжения текста   9 (экология, экономия) 15 (сноп), упр.99 (капель)   5 (эпизод), 13 (экскаватор) .42 (школа), 82 (зимний лес)   49,50   19,63   43, 45,60,61,.82

 

Обобщая анализ заданий учебника русского языка (автор Т.Г. Рамзаева), установим связь с теоретическими положениями методики развития речи. Итак, словарная работа в школе предусматривает 4 основные линии, проследим, как это отражается в учебнике по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев) (согласно данным таблицы 6).

 


Таблица 6 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе над словом

Основные этапы работы над словом Наличие задания в учебнике
1. Обогащение словаря (усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе) +
2. Уточнение словаря: 1) уточнение значений путем включения в контекст, составление близких по значению слов; 2) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических единицах; 3) усвоение иносказательных значений слов; 4) усвоение синонимов; 5) усвоение антонимов; 6) усвоение омонимов; 7) усвоение многозначных слов.     + – – – – + +
3. Активизация словаря (перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный) +
4. Устранение нелитературных слов (перевод из активного словаря в пассивный) +

 

В языке различаются уровни – уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень связной речи. Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического к синтаксическому. Рассмотрим работу над словосочетанием и предложением (согласно данным таблиц 7, 8).

 

Таблица 7 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе со словосочетаниями

Типы упражнений со словосочетаниями Русский язык
1. Постановка вопросов к подчиненным словам в предложение, выяснение связей между словами. +
2. Схематическое изображение связей между словами в предложении. +
3. Объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний. +
4. Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе деятельности. +
5. Составление словосочетаний в связи с изучением частей речи. +

 


Таблица 8 – Задания в учебнике (автор Р.Н. Бунеев) по работе с предложениями

Виды упражнений с предложением Русский язык
1. На основе образца. +
2. Конструктивные упражнения: 1) восстановление предложений из разрозненных слов, или «деформированного текста» 2) деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв 3) постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов, сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов 4) соединение 2 и 3 простых предложений в одно сложное 5) построение предложений заданного типа или по данной синтаксической формуле 6) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах     + +   + +   + +
3. Творческие упражнения: 1) Дается тема для составляемого предложения 2) Дается картинка – предметная или сюжетная, 3) предложение составляется по картине. 4) Дается 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении 5) Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью.   + + –   +   +

 

Все это является подготовкой к следующему этапу – связной речи. Для нас это является очень важным моментом, т.к. изложение и сочинение здесь является и упражнением и результатом обучения.

На этапе констатирующего исследования возникла необходимость выявить особенности деятельности учителя по обеспечению развития письменной связной речи обучающихся по вариативным учебникам. Уровень владения методами и приемами развития речи во многом определяет уровень развития речи детей. Без систематического и грамотного подхода практически невозможно успешное формирование грамотной речи обучающихся. С этой целью проведено анкетирование учителей начальных классов (286 чел.) и воспитателей ДОУ (113 чел.), которое показало затруднения педагогов в работе по развитию связной речи обучающихся.

Анкета составлена на основе диагностических материалов В. И. Андреева (см. приложение); выбраны критерии: решение методических задач, на основе которых дается оценка уровня владения системой упражнений по развитию речи.

Уровень определялся исходя из совокупности 2-х критериев (согласно данным таблицы 9).

 

Таблица 9 – Определение уровня владения методикой развития речи

  затруднения в решении методических задач ошибки при анализе видов работ по развитию речи
высокий уровень 0 -1 0 – 2
средний уровень 2 – 3 3 – 5
низкий уровень 4 - 6 6 - 8

 

Таблица 10 - Затруднения учителей начальных классов в деятельности по развитию связной речи обучающихся (в %)

  уровень Решение поставленных задач Самооценка владения методикой работы по развитию речи
Учителя начальных классов Высокий 25.5  
Средний 54.5 34.3
Низкий   46.7
Педагоги ДОУ Высокий    
Средний    
Низкий    

 

Анализ результатов свидетельствует об актуальности проблемы развития связной речи учащихся в школе, о затруднениях, которые испытывают педагоги при работе над текстами.

Ответы анкет учителей на вопрос «Является ли учебник русского языка основой развития речи обучающихся?» можно разделить на три группы:

Одни считают, что в учебнике достаточно хорошо сформирован комплекс упражнений, направленных на развитие речи обучающихся. Постоянно используют этот материал, и практически не используют дополнительные источники. (37%) В основном эту группу составляют учителя ведущие классы по программам «Школа России», «Гармония».

Вторые считают, что в учебниках продумана система упражнений по развитию речи младших школьников, но имеют замечания к расположению материала на страницах учебника. Используют комплекс упражнений, как и из учебника, так и из дополнительных источников. (52%)

Третьи считают, что учебник русского языка недостаточно оснащен материалом для развития речи обучающихся. Постоянно используют дополнительный материал, который и является основой системы работы по развитию речи младших школьников.

Однако все учителя отмечают, что в учебниках недостаточно таких упражнений как анализ прочитанного, работа с фольклором, изложение и сочинение. Особенно важным, как отмечают учителя, является наличие изложений и сочинений, так как данные виды работ должны соответствовать тематике проходимого материала и субъективному опыту обучающихся.

Заключительным этапом констатирующего исследования является мониторинг уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи проводилось в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» - экспериментальный класс; 4 класс, обучающийся по программе «Школа 2100» - контрольный класс) в общем количестве 28 человек. В качестве метода исследования письменной речи было выбрано сочинение на тему «Зимняя сказка». Анализ сочинений проводился по следующей схеме:

1. Количество учащихся, выполнявшие работу;

2. Объем текста (кол-во слов);

3. Последовательность предложений;

4. Связь между предложениями;

5. Распространенность предложений (кол-во слов);

6. Речевые ошибки в построении предложений;

7. Речевые ошибки в употреблении слов;

8. Орфографические ошибки (грамматические, пунктуационные ошибки, замены, недопись слов);

9. Коэффициент раскрытия темы текста.

Перед началом обследования была составлена общая характеристика обследуемых детей на основании индивидуальных медицинских карт и наблюдений классного руководителя с целью определения предполагаемых причин невыполнения работы и проведения коррекционно-развитвающей работы на формирующем этапе эксперимента (согласно данным таблиц 11 и 12).

 

Таблица 11 – Общая характеристика четвероклассников экспериментального класса (Нужъяльской ср. общеобр. шк.)

возраст Наличие речевых патологий Наличие умственной отсталости, ЗПР или др. нарушений Слух, зрение Успеваемость по русскому языку Успеваемость по остальным предметам
  10,7 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Отлично Хорошо
  11,2 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно удовлетворительно  
  11,1 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N хорошо Хорошо
  10,9 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно удовлетворительно  
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Отлично Отлично
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно удовлетворительно  
  10,5 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо Хорошо
  10,7 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно удовлетворительно  
  10,6 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо Хорошо
  11,2 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно удовлетворительно  
  11,1 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо Хорошо
  10,9 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо хорошо
  10,9 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо удовлетворительно  
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N хорошо удовлетворительно  

Таким образом, по данным таблицы видно, что в обследовании принимали участие обучающиеся 4-ого класса с различной успеваемостью:

- из 15% учащихся на отлично по русскому языку только 8% (1 ученик) имеют отличные оценки по остальным предметам;

- из 54% учащихся на хорошие оценки по русскому языку только 31% имеют хорошие оценки по остальным предметам;

- 31% учащихся, имеющих удовлетворительные оценки по русскому языку имеют удовлетворительные оценки и по остальным предметам.

 

Таблица 12. Общая характеристика обследуемых четвероклассников «Люльпанской средней общеобразовательной школы»

возраст Наличие речевых патологий Наличие умственной отсталости, ЗПР или др. нарушений Слух, зрение Успеваемость по русскому языку Успеваемость по остальным предметам
  10,5 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N отлично Хорошо
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N отлично Хорошо
  11,1 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно   удовлетворительно  
  11,2 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо удовлетворительно  
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно   удовлетворительно  
  10,7 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N отлично хорошо
  10,5 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно   удовлетворительно  
  10,7 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо удовлетворительно  
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N отлично отлично
  10,6 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N удовлетворительно   удовлетворительно  
  11,1 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо удовлетворительно  
  10,9 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N Хорошо хорошо
  10,9 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N отлично отлично
  11,0 Нет, речь Соответствует Возрастной норме Нет N хорошо удовлетворительно  

 

Таким образом, по данным таблицы видно, что в обследовании принимали участие обучающиеся 4-ого класса с различной успеваемостью:

- из 37% учащихся на отлично по русскому языку только 18% имеют отличные оценки по остальным предметам;

- из 37% учащихся на хорошие оценки по русскому языку только 8% имеют хорошие оценки по остальным предметам;

- 26% учащихся, имеющих удовлетворительные оценки по русскому языку имеют удовлетворительные оценки и по остальным предметам.

Таким образом, мы видим, что успеваемость по школьным предметам на прямую зависит от уровня знаний русского языка, дети имеющие удовлетворительную отметку по русскому языку, не могут учиться на отлично по остальным предметам.

Анализ сочинений показал следующие результаты (согласно данным таблицы 13).

 

Таблица 13 – Результаты работы над сочинением по критериям (экспер. класс)

Объем текста Коэффи циент раскры тия темы Распрастра ненность предложе ний Ошибки
Связь между предло жениями Последо вательность текста Связь между словами Употре бление слов Граммати ческие Пункта ци онные Замена значе ния Недопись слов
  116 N 0,9 N 13 N -   -       - -
    0,7 6 N               -
    0,65 7 N     - -     - -
    0,58 6 N               -
  124 N 0,94 N 14 N - - - -     - -
    0,68   -              
  109 N 0,8 N 10 N -   - -   -   -
    0,55                  
  101 N 0,77 7 N     -       - -
    0,68 7 N     - -       -
  104 N 0,74 8 N -   - -   - - -
  108 N 0,82 N 9 N -   - -     - -
    0,74 8 N -   - -     - -
  104 N 0,8 N 9 N -   - -     - -
Всего (норма) 100 – 120 0,8 – 0,9 6 – 8 До 2-х До 3-х До 1-ой До 1-ой До 3-х До 2-х -
В % верно   35,7 85,7       85,7 92,6 85,7 57,1 85,7

 

Таблица 14 Количество и характер допущенных ошибок. (контр. класс)

Объем текста Коэффи циент раскры тия темы Распрастра ненность предложе ний Ошибки
Связь между предло жениями Последо вательность текста Связь между словами Употре бление слов Граммати ческие Пункта ци онные Замена Значе ния Недопись слов
    0,83       -       - -
    0,99   - - - -     - -
    0,7         -        
    0,8   -   - -     - -
    0,67         -        
    0,95   - - - -   - - -
    0,62                 -
    0,72       - -     - -
    0,84     - - -   - - -
    0,59                  
    0,81     - - -     - -
    0,83   - - - -   - - -
    0,82   - - - -   - - -
    0,79               - -
Всего (норма) 100 – 120 0,8 – 0,9 6 – 8 До 2-х До 3-х До 1-ой До 1-ой До 3-х До 2-х -
Верно в % 57,1 57,1 78,6 92,9   92,9   85,7   71,4 78,6

 

Рисунок 2. Уровень развития речи Рисунок 3. Уровень развития речи

(экспер. класс) (контр. класс)

 

Уровни развития письменной связной речи определялись по совокупности трех критериев объема текста, коэффициента раскрытия темы и общего количества ошибок (согласно данным таблицы 15).

 

Таблица 15 - Уровни развития письменной связной речи.

  Объем текста Коэффициент раскрытия темы Общее количество ошибок
Высокий 115 - 149 0,9 – 1 0 - 2
Средний 90 - 110 0,7 – 0,89 3 – 10
Низкий 70 - 85 0,3 – 0,69 13 - 21

 

Одновременно с выявлением уровня развития письменной связной речи анализировалось общее развитие и выполнение нормы по развитию речи (согласно данным таблицы 16).

 


Таблица 16 – Выполнение нормы по развитию речи (в %)

  Объем текста Коэффициент раскрытия темы Распространенность предложений Ошибки
Связь между предложениями Последовательность текста Связь между словами Употребление слов Грамматические Пунктуационные Замена значения «Недопись» слов
экспер. класс В % верно   35,7 85,7       85,7 92,6 85,7 57,1  
контр. класс В % верно 57,1 57,1 78,6 92,9   92,9   85,7   71,4  

 

Результаты показывают, что в экспериментальном классе объем текста, написанного учениками классов имеет незначительный разностный показатель (0,7% учеников меньше, чем в контрольном классе верно выполнили работу). По таким критериям как «Распространенность предложений», «Связь между предложениями», «Последовательность текста», «Связь между словами» также показатели верно выполненного задания близки, что свидетельствует о доступности таких видов работ обучающимся обоих классов.

Однако коэффициент раскрытия темы значительно ниже в экспериментальном классе (35,7%), что на 21,4% ниже, чем в контрольном классе; на 14,3% ниже показатель «Замена значений». Это говорит о том, что обучающиеся экспериментального класса отстают в речевой развитии, т.е. испытывают затруднения в словарном работе и понимании идеи текста.

Результаты исследования (в соответствии с рисунками 2 и 3) показывают, что в контрольном и экспериментальном классах 15% испытуемых имеют высокий уровень развития письменной связной речи, 58% в экспериментальном классе и 50% в контрольном классе находятся на среднем уровне развития, 28% к экспериментальном и 35% в контрольном классах имеют низкий уровень развития письменной связной речи. Общая картина развития речи испытуемых примерно одинаковая.

Таким образом, диагностика уровня развития связной письменной речи обучающихся экспериментального и контрольного классов показывает, что на данном этапе исследования, обучаясь по разным учебникам, достигли фактически одинакового уровня. Однако качественные характеристики по отдельным критериям показывают отличия в готовности к письменной связной речи данных классов, что поможет в проведении формирующего эксперимента.

 

2.2 Формирующий эксперимент

 

Формирующий эксперимент проходил с января 2009 года по март 2009 года (8,5 недель). На данном этапе проводились уроки русского языка, направленные на развитие речи обучающихся. Следует отметить, что некоторые упражнения включены в комплекс по развитию речи как из материалов учебника, так и дополнительных источников (согласно данным таблицы 17).

 

Таблица 17 - Упражнения по развитию письменной связной речи.

<
Вид упражнения Источник Частота применения
  Работа над каллиграфическим навыком Доп.материал ежедневно
  Словарная работа Учебник Ежедневно
  Работа с пословицами, загадками и скороговорками Учебник + доп. материал Ежедневно
  Составление слов, предложений Учебник ежедневно
  Полные ответы Учебник ежедневно
  Фонетический диктант Доп.материал 1 раз/нед
  Заучивание наизусть Учебник 1раз/мес
  Редактирование предложений Учебник ежедневно
  Списывание Учебник + доп.материал ежедневно
  Озаглавливание текстов Учебник + доп.материал 2 раза/мес
  Игры Доп.материал 2 раза/мес
  Изложения Учебник 1 раз/мес
  Сочинения Учебник + доп.материал 1 раз/мес
  Пересказ (уст.) Учебник + доп.материал 1 раз/нед
  Словарный диктант


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: