Живопись эпохи Средневековья




 

В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы, темы и перспективы для творчества. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.

Распространились книжные миниатюры – таким образом пытались усовершенствовать и украсить книги, делая их более привлекательными для потенциальных покупателей. Появилась и настенная живопись, а также мозаика, которыми украшали внешние и внутренние стены церквей – это за это следовало благодарить орден францисканцев, для которого строилось большое количество подобных сооружений. Все это произошло уже после тринадцатого века – прежде живописи не уделялось столь пристального внимания, она играла скорее второстепенную роль, не считалась чем-то важным. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток.

С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен - это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Как правило, каждая картина имела своего заказчика, и заказы эти совершались исключительно с какой-то целью – полотна покупали для знатных домов, для церквей и так далее. Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы – это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Зато живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно; игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта; изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине

Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Эти картины, вернее, иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.

Говоря о культуре Средневековья, нельзя не сказать хотя бы пары слов о живописи в Византии в Средние века. Это было единственное место, где оставались верны старым добрым традициям эллинистического искусства. Византийская культура ухитрялась гармонично соединять зрелищность и спиритуализм ("дух превыше тела"), который пришел к ней с Востока. Под влиянием Византии впоследствии формировались и культуры многих других стран – в частности, России.

Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. На полотнах, как правило, в полный рост изображались человеческие фигуры – в центре Иисус Христос или Богоматерь, различные святые, за ними и рядом – остальное их окружение. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Особенностью изображения персонажей на картинах была их схематичность вкупе со значительностью. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.

Зато византийцы очень трепетно следовали одному из правил средневековой живописи – все фигуры, которые присутствовали на их полотнах, для большей наглядности изображены отнюдь не в реальных размерах и с нарушением пропорций: то с очень крупной головой и огромными глазами, то с удлиненной шеей и вытянутым туловищем, то с отсутствием конечностей и так далее. Характерно, что с натуры художники не писали. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности.

В эпоху раннего Средневековья не знали, что такое перспектива. Если взглянуть на картины того периода, можно увидеть, что персонажи все будто выстроены в одну линию. Для того чтобы подчеркнуть главенство какой-то фигуры над остальными, живописцы просто-напросто делали ее большей по размеру (иногда – значительно большей). Такой прием позволял уловить, «кто в доме хозяин», однако лишал возможности уделить внимание второстепенным вещам. Именно поэтому живопись раннего Средневековья схематична. живопись в византии в средние векаРоль фресковой живописи и иконописи в Средневековье, как уже говорилось, была достаточно велика. И еще в период процветания романского стиля у мастеров появился новый прием – они попробовали накладывать краски поверх не высохшей еще штукатурки. Требовалось работать очень быстро, однако фрески и иконы, написанные таким образом, долгое время оставались неповрежденными и выглядели очень ярко. Чуть позже стали разрабатывать и перспективу – под влиянием возникшей необходимости реальной передачи вещей и объемов. В течение долгих лет мастера обучались этой технике, которая более-менее сложилась к эпохе господства готического стиля. Сюжеты Как уже не раз упоминалось, основной тематикой живописи Средневековья была религия. Часто изображались Рождество Христово, Мадонна с младенцем Христом, распятие Христа. Помимо этого, пользовались популярностью мрачные сюжеты о грядущей каре человечества, наступающем Апокалипсисе, фантастические мотивы. Итальянцы Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Она была простой, тяжелой и очень прочной. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Она сильно отличалась от византийской – во многом благодаря стараниям известного мастера ДжоттодиБондоне. Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив абсолютно новый способ изображения пространства. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Люди, изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось.

7. История развития живописных систем и техник живописи. Эпоха Возрождения.

Развитие живописи в европейском искусстве эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Северное Возрождение.

8. Развитие живописи в Западной Европе в первой половине XIX в. Основные тенденции развития искусства в Западной Европе в XIX веке. Романтизм в европейском искусстве рубежа XVIII и XIX столетий. Стилевые особенности живописи первой половиныXIX в.

9. Краткосрочные этюды овощей и фруктов.

Этюды из 2-х предметов, сближенных по цвету, но различной цветовой насыщенности. Поиск цвета различной насыщенности в условиях заданного освещения и среды. Поиски цветовых рефлексов на предметах и фоне.

Изучение явления «цветовых пар» в нейтральной среде. Изучение локального цвета в свету, полутени, тени. Окраска предметов постановки должна соответствовать основным цветам цветового круга (например: красные, синие, жёлтые). Фон ‑ нейтральный по окраске цветовой экран или однотонная драпировка. Освещение естественное (верхнее боковое).

Выполняется до 4 быстрых этюдов в различных техниках («отмывка», «по сырому» и т. д.). Материал – акварель.

10. Этюд натюрморта из контрастных по цвету предметов на нейтральном или светлом фоне.

Формирование навыков «живописи объективного наблюдения». Изучение цветовых рефлексов и изменений цветовой среды в зависимости от изменения тональной окраски предметов. Выполняется 2 быстрых этюда натюрморта из контрастных по цвету предметов на нейтральном фоне.

Материал – акварель.

11. Этюд постановки из предметов близких по цвету и тону на тёмном фоне.

Организация общей цветовой среды, поиски цветовых рефлексов и их различия в зависимости от цвета фона. Изучение понятия «цветовой тон», качество цветового оттенка. Передача объема, цветовой среды, фактуры. Предметы, составляющие натюрморт, должны быть различны по материалу, форме и размерам, но близки по цвету и тону.

Выполняется 2 быстрых этюда Материал – акварель.

12. Этюды двух постановок в холодной и тёплой гаммах.

Обязательно выполнение двух работ. Изучить понятие «цветовые ассоциации», закономерности ассоциативного восприятия цвета. Использование ограниченной цветовой палитры в организации колорита этюда. Передача общего состояния цветовой среды, тепло-холодности.

Освещение естественное, верхнее, боковое. Материал – акварель.

13. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но различной цветовой насыщенности.

Организация общей цветовой среды в условиях ограничения цветовой палитры и цветовой сближенности предметов. Использование ограниченного набора красок (ограничение цветовой палитры). Передача объема, цветовой среды и цветовой сближенности. Для постановки выбираются предметы домашнего обихода, различные по материалу, форме, размерам.

Материал – акварель.

14. Натюрморт из светлых предметов на фоне ярких драпировок.

Изучить взаимовлияния цветовых тонов в натюрморте, состоящим из светлых предметов и ярких драпировок. Изучить качество цветового оттенка рефлексов. Отследить зависимость свойств воспринимаемых цветов от условий восприятия. Передать основные физические характеристики предметов натюрморта в заданных условиях освещения.

Освещение естественное, верхнее, боковое.Материал – акварель.

15. Развитие живописи в Западной Европе во второй половине XIX в.

Критический реализм во французском искусстве XIX века. Импрессионизм как явление в искусстве.

16. Развитие европейской живописи в начале XX в.

Живопись постимпрессионизма.Развитие символизма в европейской живописи начала XX в.

17. Русское искусство XIX века.

Русское искусство живописи первой половины XIX в. Основные направлениям развития русской живописи конца XIX в. Русские «передвижники».

18. Русское искусство конца XIX-начала XX века.

Основные направления развития русской живописи конца XIX ‑начала XXв. Модерн в живописи. Объединение «Мир искусства» и русский импрессионизм.Символизм в русской живописи.

19. Трансформации основных живописных течений и живописных систем в XX в. Живопись авангарда. Формирование стилевых течений: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм.

20. Стилистические основания развития современной живописи.

Стилистические основания развития искусства живописи в XX в. Постмодернизм.Развитие иррационалистических тенденций в искусстве авангарда XX в.Жанровые и технологические характеристики искусства конца XX -начала XXI в. Формирование стилевых течений: сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм. Соцреализм как явление в искусстве живописи XX в.

21. Этюд постановки из контрастных по цвету предметов (8ч.).

Изучить цветовые контрасты на примере постановок, составленных по признаку «цветовых пар»: зелёный – красный, синий – оранжевый, фиолетовый – жёлтый. Изучить оптические свойства противоположных пар цветов, их равновесия и взаимодействия, взаимного притяжения и отторжения. Установить гармоническую связь между контрастными по цветовой характеристике предметами, изучить закономерности цветообразования рефлексов.Передать колористическое единство натюрморта, материальность предметов натюрморта.

Освещение естественное, дневное. Материал – акварель.

22. Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками. Этюд натюрморта в ограниченной цветовой гамме.

Используя ограниченный набор красок – охру светлую, охру красную, чёрную, белую (ограничение цветовой палитры), передать общее состояние цветовой среды, колористическое единство учебного этюда.

Освещение естественное, дневное. Материал – гуашь.

23. Краткосрочные этюды двух постановок (фронтальный и боковой свет). Анализ возможностей передачи объемной формы предметов, освещённых ‑ (1) фронтальным и ‑ (2) боковым светом. Выполнение этюдов натюрморта с упрощенной передачей глубины пространства: плоскостное и объёмное изображение. Резкие тени (во втором случае) несут цветовой и ритмический контраст. Материал – гуашь.

24. Натюрморт из предметов, контрастных по цвету, на нейтральном по цвету фоне. Изучение взаимодействия контрастных цветов, организация цветовой среды в контрастных и нейтральных отношениях. Изучение цветовых рефлексов и изменений цветовой среды в зависимости от изменения тональной окраски предметов. Передача материальности предметов натюрморта.

Освещение естественное, дневное. Материал – гуашь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: