Современный потребительский рынок, основные направления его развития, проблемы и пути их решения




 

Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.

Анализ показывает, что за период рыночных преобразований изменения потребительского рынка и торговли в целом претерпели коренные изменения. Новый облик торговли определяется, главным образом, тем, что свыше 90 % предприятий торговли и общественного питания находятся в частной собственности, на долю государственной и муниципальной собственности приходится 2,6 %, смешанной - 3,1 %. Позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствуют дальнейшему увеличению оборота розничной торговли и платных услуг населению.

График 1. Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в % к среднему значению 2005 г.)

 

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в марте 2008г. составил 45,7%, непродовольственных товаров - 54,3% (в марте 2007г. - соответственно 45,6% и 54,4%).


Таблица 3. Оборот розничной торговли [3]

  Млрд. руб. В процентах к предыдущему году
  3765,4 109,3
  4529,3 108,8
  5641,8 113,3
  7038,3 112,8
  8627,5 113,4

 

Если оценивать оборот розничной торговли, то, по данным Росстата, в России он постоянно и динамично растет. В 2007 г. он вырос, по сравнению с прошлым годом, на 15,2%, до $457,1 млрд. В 2007 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной торговли составил 19,3%, тогда как в 2006 году – 14,5%. Оборот общественного питания также сохранил свою высокую динамику, его прирост по сравнению с 2006 годом составил 12,3% (в 2006 году – 8,3 %). В течение всего 2007 года рост торговли поддерживался как ростом доходов населения, так и банковским потребительским кредитованием. На долю потребительских расходов (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 80% всех денежных расходов населения. Оборот розничной торговлив марте 2008г.составил 1047,3 млрд. рублей, что в товарной массе на 16,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, а в I квартале 2008г. - 2936,0 млрд. рублей и больше на 16,7%.[4]

Важно отметить, что товарные рынки являются своего рода индикатором происходящих рыночных преобразований в экономике Российской Федерации. К положительным тенденциям, свидетельствующим о качественном изменении потребительского рынка в начале XXI века можно отнести:

-сократилось число убыточных предприятий, возросла прибыль, увеличились оборотные средства, повысилась доля денежных расчетов при реализации продукции;

-увеличивается товарооборот со странами СНГ, что стало возможным за счет ослабления ряда антидемпинговых процедур, создания зон свободной торговли в рамках СНГ, единого Таможенного союза;

-продолжается насыщение товарного рынка продукцией отечественных товаропроизводителей, что обеспечивает расширение спроса при сохранении импортозамещения на потребительском рынке;

-увеличивается производство конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом не только на российском рынке, и т.д.

В то же время рыночные преобразования экономики и ее субъектов характеризуются негативными тенденциями:

- преобладание импорта над экспортом;

- в сельском хозяйстве, по-прежнему, остается множество нерешенных проблем, в первую очередь это касается сферы животноводства;

- изношенность основных фондов (в некоторых отраслях до 70%), что негативно отражается на выпуске качественной конкурентоспособной продукции, и т.д.

Теперь понятно, что в современных условиях перехода к рыночной экономике формирование товарного предложения на рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как в продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны. Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров российских товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам российские производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения. По моему мнению, это связано с тем, что все большая часть потребителей отдает свое предпочтение покупке отечественных продуктов питания, оценивая по достоинству их качество, экологическую безопасность, относительно низкие цены и соответствия цены качеству реализуемых товаров. Поэтому важно отметить, что, с одной стороны, благодаря увеличению поступления потребительских товаров из-за рубежа усиливается конкуренция на потребительском рынке, что, в конечном итоге, стимулирует повышение качества и расширение ассортимента реализуемых товаров, а также способствует более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей. А значительное увеличение поступления импортных товаров на внутренний потребительский рынок способствует его насыщению и ликвидации дефицита по многим видам товаров. Кроме того, увеличение импорта по широкому кругу потребительских товаров приводит к тому, что на потребительском рынке страны, наряду с традиционными товарами, появились новые для наших потребителей товары, такие как последние модели теле-, видеоаппаратуры, бытовые ЭВМ, печи СВЧ, современная бытовая техника и т.д. В результате происходит формирование покупательского спроса на новые для нашего потребительского рынка товары. Но с другой стороны, в результате вытеснения с потребительского рынка отечественных товаров, производители России вынуждены значительно сокращать объемы своего производства, вследствие чего происходит сокращение числа занятых в хозяйстве, снижается уровень реальных денежных доходов населения, и, следовательно, происходит ограничение покупательского спроса.

Немаловажно отметить, что большинство видов выпускаемой пищевой продукции не способны конкурировать с импортной из-за высокой себестоимости, что обусловливается постоянным повышением стоимости энергоносителей, сырья, материалов, резкого роста стоимости перевозок всеми видами транспорта, несоответствие товарного вида и упаковки производимой продукции, а также низкой конкурентоспособностью продукции по сравнению с импортной и недостаточным уровнем сбыта на внутреннем рынке. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день импорт потребительских товаров за январь-май 2008 г. вырос на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, или на 98,7 млн. USD при общем росте товарного импорта на 0,3% или 9,6 млн. USD. За последние пять месяцев текущего года особенно существенно вырос импорт пищевых продуктов животного происхождения - на 39%, обуви и головных уборов - на 26,7%, фотоаппаратов, музыкальных инструментов - на 19,5%. В результате, доля потребительского импорта в общем объеме импорта увеличилась с 25,9% за январь-май прошлого года до 29% за январь-май текущего года.[5]

А как же обстоит дело с услугами на потребительском рынке?

Таблица 4. Внешняя торговля услугами Российской Федерации по основным странам-партнерам за 2002-2007 годы [6] (тыс. долларов США)

  Экспорт Импорт
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Всего 13 610 701 16 228 597 20 594 750 24 970 187 31 102 228 39 347 160 23 497 003 27 122 159 33 287 371 38 864 563 44 839 064 59 181 599
Страны СНГ 2 884 565 3 070 665 3 622 380 4 381 416 5 953 437 8 109 898 3 778 980 3 967 369 4 563 450 4 979 169 5 240 281 6 277 744
Страны дальнего зарубежья 10 726 136 13 157 932 16 972 370 20 588 771 25 148 791 31 237 263 19 718 023 23 154 790 28 723 921 33 885 394 39 598 783   52 903 855

Из приведенной таблицы следует сделать некоторые выводы:

1. Экспорт в 2007 г., по сравнению с 2002 г. возрос в 3 раза.

2. Импорт услуг в общем по странам дальнего зарубежья и СНГ возрос более чем в 2 раза, тем не менее он преобладает на экспортом. Я считаю, это связано с тем, что поставляемые на внешний рынок российские услуги отличаются не только по качеству и ассортименту услуг, но и по цене.

Немаловажно отметить, что за последние пять лет объем бытовых услуг на душу населения возрос почти в 3 раза. Поэтому понятно, если на услуги растет спрос, то и цены на них будет расти. Если сравнить цены 2000 и 2006 года, то можно заметить, что они возросли более чем в 3 раза. Если говорить о ситуации в 2007 году, то в прошедшем году сохранялась позитивная динамика потребительского спроса на платные услуги, что, в свою очередь, обусловлено развитием сферы услуг и замедлением роста цен и тарифов на платные услуги на 2,0% по сравнению с 2006 годом. Среди наблюдаемых видов услуг на протяжении последних лет наиболее динамично развивается рынок услуг связи. Сохранилась тенденция увеличения удельного веса услуг связи с 18,9% в 2006 году до 20,1% в 2007 году, что обусловлено расширением емкостей телефонных станций, развитием мобильной и почтовой связи.

По-прежнему неудовлетворительным остается и положение дел во внешнеторговой сфере. Товарный экспорт за пять месяцев 2008 года сократился на 0,9% или на 25 млн. USD. Сальдо текущего счета платежного баланса составило всего 28,1 млн. USD. Это несколько больше, чем в прошлом году, но недостаточно для того, чтобы говорить о стабильном положении страны на товарном рынке.[7]

Если оценивать качество отечественных и импортных товаров, поступивших на потребительский рынок в период с 2000 по 2006 г., то следует отметить, что за последние годы качество российских товаров улучшилось по некоторым видам продукции более чем в 2 раза, особенно продуктов питания. Если оценивать качество непродовольственных товаров, то следует отметить, что количество забракованных, сниженных в сортности товаров по некоторым показателям составляет 35% у отечественных, и около 45% у импортных товаропроизводителей. Иначе говоря, качество товаров оставляет желать лучшего.

Тем не менее, импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить потери при их производстве, переработке хранении. Однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспособной продукции необходима помощь государства и, прежде всего, местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. По моему мнению, данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.

На мой взгляд, наиболее приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России. Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям: развитие отечественного производства и переработки продуктов питания, развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

Я считаю, что немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, ряд исследований показал, что только 37,5% торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т. д. Большая же часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Поэтому, вследствие данной сложившейся ситуации, торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителей. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

По моему мнению, важную роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственных производителей данные предприятия могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые товары и обеспечивать достаточно широкий ассортимент при высоком качестве. Кроме того, фирменные магазины должны обеспечить реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей.

Я считаю, что вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынка отечественных потребительских товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны.

Если говорить о положении на Воронежском потребительском рынке, то можно заметить, что за годы рыночных преобразований в торговле и бытовом обслуживании произошли некоторые перемены к лучшему. Потребительский рынок товаров и услуг стал более насыщенный, исчез дефицит на многие товары, ликвидированы очереди, наблюдается прирост торговой сети за счет нежилых и подвальных помещений, ранее пустовавших. За последние годы наметилась тенденция увеличения объемов реализации бытовых услуг, имеются другие позитивные изменения.[8]

Таблица 5. Потребление основных продуктов питания по Воронежской области [9] (на душу населения в год; килограммов)

  1995г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г 2005г. 2006г.
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо                    
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко                    
Яйцо и яйцепродукты, штук                    
Рыба и рыбопродукты                    
Сахар                    
Масло растительное 10.9 10.8 11.0 11.1 11.3 11.4 11.5 12.0 12.0 12.2
Картофель                    
Овощи и бахчевые                    
Фрукты и ягоды                    
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые)                    

 

По данным таблицы видно, что в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, увеличилось среднедушевое потребление фруктов и ягод (на 83,3%), рыбы и рыбопродуктов (на 42,9%), мяса и мясопродуктов (на 25,6%), овощей и бахчевых культур (на 22,2%), яиц и яйцепродуктов (на 12.8%), масла растительного (на 9,9%), хлебных продуктов (на 4,2%), картофеля (на 3,1%), а молока и сахара осталось на том же уровне. Изменения среднедушевого потребления основных продуктов питания по сравнению с 2005 годом незначительны. Общие ресурсы овощей и бахчевых культур в 2006 г., по сравнению с 2005 г., по расчетам, увеличились на 25,3 %, мяса и мясопродуктов на 2,4%, картофеля - на 0,3%; в то же время ресурсы яиц и яйцепродуктов уменьшились - на 2,9%, молока и молокопродуктов - на 0,5%. Ресурсы картофеля, овощей и бахчевых культур, мяса и мясопродуктов, яиц и яйцепродуктов, сахара, растительного масла обеспечивались в основном за счет сельскохозяйственных товаропроизводителей. Доля их производства в поступлениях продуктов питания 2006 года (без учета запасов) составила по картофелю – 99,6%, овощам и бахчевым культурам – 98,6%, яйцу и яйцепродуктам – 94,6%, мясу и мясопродуктам – 73,2%, молоку и молокопродуктам – 57,7 %.

Однако, несмотря на положительные моменты, сегодня на потребительском рынке области четко прослеживается ряд негативных явлений и нерешенных проблем, не позволяющих отрасли стабильно и эффективно работать, повышать уровень торгового обслуживания населения. За последние годы после проведенной малой приватизации, действовавшая сеть магазинов и предприятий общественного питания, особенно в сельской местности, обветшала, отдельные магазины длительное время не работают, торгово-технологическое и холодильное оборудование устарело или полностью вышло из строя. В городах и районных центрах чрезмерно разрослась сеть киосков, уличная торговля носит малоорганиованный характер, хотя в последние месяцы текущего года администрация города активно борется с ней. А торговые предприятия, рынки, уличная торговля заполнены завозной, зачастую низкокачественной продукцией. Товарам местного производства в удовлетворении спроса населения отведено одно из последних мест. Особенно ярко это прослеживается на примере торговли алкогольными напитками и детским питанием. Организация массового питания (школьников, студентов, рабочих и служащих) не соответствует современным технологиям приготовления и потребления пищи, сертификация услуг общественного питания в области не начата. На селе практически свернута заготовительная деятельность потребительской кооперации. Частники, занимающиеся этим видом предпринимательства, заготовленную продукцию и сырье вывозят, в основном, за пределы области. А органы местного самоуправления до настоящего времени не определили четкой позиции в развитии инфраструктуры потребительских рынков и услуг, защите интересов производителей и потребителей.Итак, что же изменилось на потребительском рынке за годы рыночных преобразований? Во-первых, за последние годы резко возросло число частных предприятий, которые активно конкурируют между собой (чего не было при социализме с его монополиями). В настоящее время всё больше учитываются интересы, предпочтения и вкусы покупателей, значительно повысилось качество товаров. Во-вторых, увеличился оборот товаров и услуг, вызванный увеличением реальных доходов населения, что и расширило потребительский спрос; происходит насыщение рынка самой разнообразной конкурентоспособной продукцией и т.д. Но, к сожалению, за годы рыночных преобразований значительно возрос импорт товаров, которые, хоть и уступают по качеству, но чаще выигрывают по цене, и пользуются большим спросом у населения, тем самым создавая преграду для развития отечественных предприятий, в том числе затрудняя подъем и развитие российского аграрного сектора. Я считаю, что на сегодняшний день, потребительский рынок во многом зависит от государственных антимонопольных, таможенных, кредитно-банковских мер. И чем эффективнее будут осуществляться эти меры, тем стабильнее и динамичнее будет развиваться современный потребительский рынок, тем выше будет удовлетворенность покупателей и тем выше будет уровень жизни населения.

Список литературы

 

1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория – учебник для СПО. М.:ИД «Форум»-Инфра, 2006. С. 136-343.2. Белов Г. В., Белова Г. Б. Товары и услуги на потребительском рынке. М.: АКАДЕМКНИГА, 2003. С. 10-38.3. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал, 2007. №1-2. С. 1-12.4. О потреблении основных продуктов питания населением Воронежской области в 2006 году // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, Воронеж, 2007. С. 2-7.5. Оборот розничной торговли. – 2008. – // Официальный сайт правительства Российской федерации. - (https://www.rsnet.ru/main/ministry/).6. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2002-2006 годы (по материалам Росстата) // Вопросы статисктики, 2007. №1. С. 90-93.7. Остапкович Г. О социально-экономическом развитии СССР на рубеже 80-90-х гг. // Вопросы экономики, 1998. С. 153-159.8. Попов А.Н. Экономическая теория// 4-ое издание. Питер, 2006. С. 320-325.9. Потребление основных продуктов питания населением Воронежской области: Стат. сборник // Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, 2004, 2005, 2006, 2007. 4 с.10. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Росстат. М., 2006. 806 с.11. Френкель А.А. Прогноз развития экономики на 2008 год // Вопросы статистики, 2007. №2. С. 45-48.12. Харламов И.А. Статистика советской торговли//Экономика, 2001.С.15-19.

[1] Госкомстат СССР

[2] Российский статистический ежегодник. 2006

[3] Вопросы статистики 1/2007

[4] Федеральная служба государственной статистики

[5] Федеральная служба государственной статистики

[6] Вопросы статистики 2008

[7] Федеральная служба государственной статистики

[8] Постановление главы городского округа город Воронеж от 05.08.2005 N 1464 о программе развития потребительского рынка в городе Воронеже на 2005-2008 годы

[9] Воронежстат 2007



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: