Потребительский рынок товаров и услуг при социализме и в первые годы после него




 

Последние двадцать лет стали для России периодом небывалых преобразований. На смену коммунистической диктатуре явилась многопартийная демократия. Централизованная плановая экономика преобразована в капиталистическую, в основу которой положены рыночные отношения и частная собственность. В 90-е годы прошлого века Россия существовала, имея глубоко деформированную, разваливающуюся плановую экономику, испытывая острый дефицит потребительских товаров и неся тяжелое бремя военного аппарата.

Поэтому именно сейчас, в фокусе потребительского рынка, наиболее четко видны как позитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики и все существующие противоречия. Особенно остро они проявились в условиях транзитивной экономики России 90-х годов. Реализуемые экономические реформы привели к спаду производства, высоким темпам инфляции, несоответствию предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса. Нельзя не отметить, что сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при внешней видимости насыщенности рынка потребительскими благами. На этом фоне рельефно проявилось разделение различных групп населения по уровню доходов, вызванное существенным обесценением основного ресурса производства - труда, и как следствие, резкое падение уровня потребления основной массы экономически активного населения страны.

Разбалансированность финансовой системы на рубеже 90-х гг. привела к кризису потребительского рынка, всеобщему дефициту, ажиотажному спросу, принявшему форму инфляции, а также резкому росту теневой экономики и черного рынка. Государство потеряло контроль за соотношением между оплатой труда и результатами хозяйствования. Над потребительским рынком «нависал» огромный отложенный спрос, образовавшийся с прошлых лет. В связи с практически повсеместным дефицитом товаров большая часть прироста заработной платы после 1987 г. фактически не могла быть использована на потребление. Перед либерализацией цен началось массовое "бегство" от денег. В условиях дефицита товаров народного потребления и сохранения государственного контроля над ценами на основные виды товаров и услуг значительная часть денежных доходов населения откладывалась в сбережения. Превышение объема денежных доходов над расходами на товары, услуги и платежи в финансово-кредитную систему составило в 1990 г. 12,3% суммы доходов по сравнению с 6,4% в 1986 г.

Резкое ухудшение сбалансированности денежных доходов населения и потребительского рынка особенно ярко проявилось в 1986-1987 гг., когда темпы роста розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) составили всего 100,5%, причем прирост товарооборота в эти годы был получен (более чем на 90%) за счет роста средних цен покупки товаров. Низкие темпы роста товарооборота были обусловлены резким сокращением производства и реализации алкогольных напитков в результате активно проводимой в стране антиалкогольной кампании. Сокращение объемов продаж алкогольной продукции предполагалось компенсировать соответствующим увеличением производства товаров народного потребления. Однако продажа алкоголя за этот период сократилась почти вдвое, а объем выпуска ТНП (без алкогольных напитков) увеличивался в среднем за год на 5%, что было явно недостаточно для компенсации высвободившихся у населения средств.

В 1990 г. положение на потребительском рынке усугубилось всплеском ажиотажного спроса, вызванного неустойчивостью экономики и намечаемой денежной реформой. Дефицит товаров приобрел тотальный характер. Большинство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения исчезло из свободной продажи и реализовывалось через различные распределительные каналы. Источником наибольшей напряженности стало резкое ухудшение обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса. Меры, ограничивающие свободную продажу товаров (нормирование отпуска, талонная система и т.п.), не смогли полностью обеспечить потребности населения из-за нехватки товарных ресурсов, а высокие темпы развития платных услуг для населения в эти годы также не позволили ослабить давление его возросших денежных доходов на потребительский рынок, доля платных услуг в денежных доходах населения в течение пяти лет практически не менялась (12-13%).

Таблица 1. Темпы роста некоторых показателей экономического и социального развития СССР (в % к предыдущему году) [1]

  1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1986-1990 гг. среднегодовой
Производство товаром народного потребления 97,2 104,8 106,2 107,5 106,1 104,3
продуктов питания 105,2 105,8 101,3 103,2 100,9 103,3
алкогольных напитков 60,6 99,2 116,7 121,1 107,6 98,2
Непродовольственных товаров 103,8 105,2 107,7 107,7 109,1 106,7
товаров легкой промышленности 100,2 102,8 107,4 104,7 102,3 103,4
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли: в фактических ценах   102,4   102,8   107,3   110,4   115,8   107,6
в сопоставимых ценах 100,4 101,1 107,0 108,1 109,8 105,2
Объем реализации платных услуг населению 110,2 108,1 115,3 108,2 108,2 110,0
Объем реализации бытовых услуг населению 107,8 112,7 115,3 109,8 105,1 110,1
Оборот внешней торговли 92,1 98,5 102,5 106,6 93,3 98,4
экспорт 94,0 99,8 98,5 102,4 88,4 96,5
импорт 90,1 97,1 107,1 110,9 98,0 100,2

 


При социализме, как показала жизнь, динамичное развитие экономики и решение ряда социально-экономических проблем в обществе невозможно при жестком планировании. После II Мировой войны и смерти Сталина, когда наши солдаты прошли всю Европу и посмотрели, как там живут, темпы роста, стали снижаться. Причинами этого были: отсутствие материальной заинтересованности в стране, жесткое планирование с верху и до низу, невосприимчивость предприятий к внедрению НТП, и отсутствие всякой конкуренции. Поэтому понятно, что монополисты диктовали условия поставки, приемлемый для них уровень качества изготавливаемой продукции, игнорируя требования покупателей. С личными потребителями не считались, не признавали их денежные средства эквивалентами произведенной продукции. Поэтому ясно, что выпускалась однородная продукция во всей стране, и не уделялось внимания ни обновлению ассортимента, ни моде, ни предпочтениям покупателей. Качество продукции оставляло желать лучшего, хотя, казалось бы, почему в условиях социализма все никак не решалась это проблема? Ведь рабочие работали на себя, на свое социалистическое государство! Объяснение простое: повышение качества предприятиям было ни к чему. В качестве заинтересованы потребитель, а для производителя - это лишь дополнительные затраты и хлопоты, даже риск невыполнения основных плановых заданий. Всё это привело к тому, что производственные потребности не удовлетворялись в полной мере, что вело к снижению динамичности экономической системы, производственная система была невосприимчива к новой технике и технологии и т.д. Вследствие этого росли экономические и социальные потери потребителей товаров народного потребления. Пустые полки в магазинах, бесконечные очереди, разруха, талоны, недостаток продуктов – вот только неполный перечень того, что было в последние годы при социализме.


Таблица 2. Оборот розничной торговли [2] (в фактически действовавших ценах)

Годы Всего В том числе
Оборот розничной торговли торгующих организаций Продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках
  Миллиардов рублей
     
       
       

 

Из приведенной таблицы видно, что оборот розничной торговли товаров на рынках составлял всего 2,5% от общего объема. Поэтому неудивительно, что потребительская неудовлетворенность с каждым годом нарастала, ведь в государственных магазинах сложно было найти какой-то новый товар или товар более высокого качества.

В плановой экономике удовлетворение многих потребностей в товарах и услугах осуществлялось за счет общественных фондов потребления независимо от личных доходов. В 80-е годы за счет этих фондов обеспечивалось около трети общего объема потребления товаров и услуг. Значительные средства из этих фондов направлялись на субсидирование товаров для детей, содержание и благоустройство жилого фонда, оздоровительных, образовательных, дошкольных учреждений, обеспечение функционирования общественного транспорта, связи и т.п. Многие платные услуги дотировались из государственного бюджета, в том числе санитарно-гигиенические предметы, товары для детей, пенсионеров, инвалидов, услуги пассажирского транспорта, парикмахерских, бань. Медицинские, бытовые, рекреационные услуги, а также услуги, связанные с образованием, дошкольным воспитанием и образованием, хотя и характеризовались чрезмерной централизацией, вместе с тем отличались широтой охвата населения и доступностью. Тем не менее, объем платных услуг населению в 1990г. составил 44 млрд. рублей.

Увеличение видов предоставляемых услуг сопровождалось сокращением ввода в действие объектов социально-бытового назначения, что привело к ухудшению обеспечения населения социально-значимыми услугами, такими как образовательные, медицинские, спортивно- оздоровительные и рекреационные. Разгосударствление и приватизация предприятий службы быта привели к активизации их на потребительском рынке. Расширялся сектор услуг, оказываемых населению предприятиями министерств и ведомств, для которых этот вид деятельности не являлся профильным. Вместе с тем, негосударственный сектор по предоставлению услуг становился преобладающим на рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: