Обрамление чувств и эмоций героев




В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представлены различные типы пейзажей: романтический, реалистический.

• Пейзаж занимает одно из главных мест в художественном произведении, выполняя различные функции. Значение образов природы и ее художественная функция приобретает особую значимость в поэтических произведениях художественной литературы, так как именно описание картин природы помогают найти писателю свой собственный, уникальный стиль изложения.

 

6.

Амелина Елена Владимировна писала: «Онегин — человек -сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой, герой…»

Мы предоставляем слово группе под руководством Погадаевой Виктории. Тема: «проблема героя эпохи, мужские образы.

В терминологический аппарат, который нам понадобится для более глубокого обсуждения данной темы, входят такие термины как::

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

Рома́н в стиха́х -Роман, написанный в стихотворной форме. В русской литературе первым романом в стихах стал «ЕвгенийОнегин» А. С. Пушкина, форму которого поэт заимствовал у Дж. Г. Байрона (поэма «Дон Жуан»). Особуюроль в романе в стихах играет образ автора, ведущего повествование в форме свободного обращения квоображаемым читателям, с частыми лирическими отступлениями от сюжета. Наличие в романе в стихахэпического и лирического начал откликается литературной игрой, основанной на конфликте поэзии и прозы впроизведении и подчёркивается стилистическими переходами с возвышенного поэтического языка наиронически сниженный.

Хандра — унылое, мрачное настроение.

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Фальшь — фальшивка, обман, мошенничество.

ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТстолкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений.

Идеали́зм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия.

Романтизм — это мощное художественное направление, в ос­нове которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личнос­ти.

Романтизм — (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Задача изображения героя времени была актуальной в европейской литературе первой половины XIX века. Особенно поразила воображение читателей многих стран фигура Чайлд–Гарольда, созданного мрачным ением Байрона.

Не случайно, видимо, в романе Пушкина Байрон и его герой упоминаются неоднократно – перед нами русский вариант разочарованного героя. Еще в поэме «Кавказский пленник» Пушкин сделал попытку вывести тип подобного героя; теперь сама его трактовка, описание отношений Онегина и Татьяны освободились от романтической исключительности и таинственности.

И в самом деле, открытие Пушкина в трактовке человеческого характера состояло в том, чтобы объяснить характер героя средой, обстоятельствами, в

том числе историческими.

Бытовой фон этого романа поражает: одежда, блюда, обычаи, город, деревня, все слои общества, танцы, книги, разговоры, дуэли, прогулки, купанья, споры, няня, реальные друзья поэта: Вяземский, Дельвиг, Кюхельбекер...

Новая роль быта в романе Пушкина была не понята современниками – они

приготовились, ориентируясь на пестроту и подробности бытовых зарисовок, видеть и оценивать Онегина как героя сатирического произведения.

Это, однако, не сатира и, с другой стороны, не идеализация героев и действительности. У автора новые отношения с реальностью, без заранее данной установки на ее осмеяние или возвышение. Фактически весь роман можно понять как поиск ответа на вопрос о возможном, но не состоявшемся счастье предназначенных друг другу героев: «А счастье было так возможно, // Так близко!..» – восклицает Татьяна в финале. Почему вместо счастья – разбитые судьбы, позднее прозрение, горечь невозвратимого?

 

Жизнь, воспитание, среда, которые обусловили поведение и судьбу главных героев, при таком подходе (он, конечно, не единственный) оказываются в центре внимания любого читателя, пытающегося объяснить обаяние пушкинского шедевра. Концепция человека в пушкинском романе, несмотря на то что характер показан здесь на фоне формирующих и объясняющих его обстоятельств, – эта концепция, на наш взгляд, далека от вскрытия рациональных причин всех человеческих поступков. Пушкин видел и мистическую сторону жизни, ощущал судьбу как силу, которая вмешивается в человеческое существование, делая его таинственным и необъяснимым и в то же время внося в него высший философский смысл.

На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. И, конечно, Пушкин недаром назвал свой роман по имени одного из главных героев.

Евгений Онегин несет в себе все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее. Но теперь перед нами предстает не романтический герой, а чисто реалистический тип. Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос Онегин, о его образовании и воспитании.

Онегин — петербургский герой, аристократ, столичный денди. Образ жизни его, занятия, интересы, увлечения — все это не выходит за рамки обыденной светской живни. Балы, те­атр, прогулки на бульваре, интриги, романы и флирт — это все, что занимает ум и сердце юного философа. Жизнь его пе­стра и насыщенна, полна «блистательных побед», «вседнев­ных наслаждений», но счастлив ли Онегин? На этот вопрос Пушкин отвечает: «нет». Светская суета, балы, друзья и друж­ба, «кокетки записные» — все это быстро наскучило герою.

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу;

Он застрелиться, слава Богу,

Попробовать не захотел,

Но к жизни вовсе охладел.

Отвернувшись от общества, Онегин погружается в себя. Он пробует занять себя творчеством, но у него ничего не вы­ходит: «труд упорный Ему был тошен». Пробует читать кни­ги, но и здесь ждет разочарование:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку:

Там скука, там обман и бред;

В том совести, в том смысла нет...

Именно здесь Пушкин открывает в герое не типические, а индивидуальные черты, подчеркивает его оригинальность, своеобразие характера: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Онегин уже не похож на обыкновенного светского пове­су. Его больше не занимает та жизнь, что предлагает светское общество: богатство и чины его не интересуют, женщины утомляют, друзья и дружба надоели. Все отношения Онеги­на — дружеские, любовные, родственные — ложные, они ос­нованы на соблюдении некоторых формальностей, в них слишком много фальши, пошлости, корысти, лицемерия и ненужной суетности. Именно это и ощущает герой, жажду­щий подлинности, искренности.

Скука, тоска Онегина, как упомнал Валентин Семенович Непомнящий — это жажда духовной и природной гармонии, это острая духовная неудовлетворенность, неудов­летворенность русской души. Это вечная тоска ее по чему-то истинному, настоящему.

А сейчас мы хотим предоставить слово Часовских Алене, которая более подробно расскажет о хандре, которая овладевала Евгением Онегиным в романе.

Волей судьбы Онегин попадает в деревню, и «перемена мест» порождает в нем надежду на изменение жизни. Здесь у Пушкина ощутим романтический мотив — бегство героя из мира цивилизации в мир природы.

Но надеждам героя не суждено сбыться: ему по-прежнему нечем заняться — к природе он равнодушен, хозяйство и обычная жизнь помещика его не прельщают, интересы сосе­дей, их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей род­не» кажутся ему пошлыми и бессодержательными.

Жизнь человека есть цепь поступков – то есть таких действий, которые что-то меняют вокруг человека и (или) в нем самом. Если говорить о сюжете романа, то любопытно вот что: в нем у героя не так уж много действий, которые с полным правом могли бы назваться поступками (хорошими или дурными – не в том дело), - их едва ли не меньше, чем количество глав в романе. Это первое. Второе:

Онегин производит, в общем, впечатление личности незаурядной – но вот поступки его говорят чуть ли не об обратном. Возьмем третью главу, в которой сюжет романа начинает активно разворачиваться. С чего все это начинается?

С того, что Онегин, впервые побывав у Лариных, возвращается чрезвычайно раздраженным: в этой обожаемой Ленским семье все точно так, как и он, Онегин, и предполагал («К гостям усердие большое, варенье, вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор…»):

Явились; им расточены
Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья.
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой,
-

И дальше до конца строфы – шесть строк точек: словно дальше можно не досказывать – все это в точности так, как и предполагал разочарованный герой, который все в жизни знает и которому все надоело.

И вот он знако­мится с Татьяной Лариной, она влюбляется в него, казалось бы, «счастье так близко...», но Онегин не допускает самой возможности его.

Противоречивость героя, внутренний конфликт особенно отчетливо проявляется в его объяснении с Татьяной. Татьяна в романе олицетворяет собой ту цельность мира, то истинное, подлинное, настоящее, к чему так тянется душа героя.

И Онегин уже заметил ее, выделил из всех. Он отметил ее оригинальность, поэтичность, отсутствие в ее поведении же­манства и пошлости. Именно эти черты привлекли его.

Однако чувства Онегина сталкиваются с его прошлым жизненным опытом, и герой не верит в саму возможность обретения счастья. Найдя свощ «прежний идеал», герой отка­зывается от него.

Но в душе его зарождается настоящая, подлинная любовь, которая оказывается сильнее его «идеалов». Рассудок Онегина с этого момента подчинен чувствам — отсюда вся нелогичность, непоследовательность, «вздорность» его поведения. После объяснения героев наиболее разумно, логично и благородно для Евгения было бы избегать каких-либо встреч с Татьяной. И что же? Вместо этого он, с легко­стью поддавшись на уговоры Ленского, едет на именины к Лариным. В доме Лариных Онегин и вовсе теряет контроль над своими чувствами. Но что же так разозлило его? Обман Ленского? Присутствие на празднике поместных дворян всей округи?

Пожалуй, главной причиной стало явное смущение Татьяны при встрече с ним.

Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, дурно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уж капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть.

Реакция героя в высшей степени странна. Мужчинам, как правило, нравится произведенное ими впечатление, это льстит их самолюбию, подогревает самоуверенность. Тем бо­лее что Онегин «посланьем Тани» «живо тронут был». Поче­му же Евгений так отреагировал на невинную эмоцию? Он бо­ялся, что Татьяна «скомпрометирует» его своим поведением? Но этого обычно боятся женщины. Да и в поместной среде Онегин ведет себя очень независимо, потому что чувствует се­бя здесь уверенно.

Пушкин выдвигает другую причину чувств Онегина:

Траги-нервических явлений,

Девичьих обмороков, слез

Давно терпеть не мог Евгений:

Довольно он их перенес.

Как отмечает Ю. М. Лотман, обмороки были очень модны и распространенны в поведении светских дам. С обмороком у Онегина ассоциируется светская жеманница и его былые ро­маны. Татьяна привлекла его как раз отсутствием «светско­сти». И вдруг он видит прежнее «траги-нервическое явление».

На самом деле героиня просто не справилась со своими чувствами — поведение ее естественно. Холодно и с достоин­ством в данной ситуации могла бы себя вести умелая кокет­ка. Но Онегин не понимает этого, рассматривая все происхо­дящее в контексте своего жизненного опыта.

Его смутное, неоформившееся чувство здесь подвергается некоторому испытанию. Истолковав увиденное по-своему, ге­рой переживает определенное разочарование. Согласившись поехать к Лариным, Онегин явно хотел видеть Татьяну, явно ждал от нее чего-то. И что же он получает? «Бедняжка в об­морок упасть готова». Разочарование порождает в нем раздра­жение, направленное, в действительности, на Татьяну. Ви­новником своих эмоций Онегин считает Ленского, уговорив­шего его поехать к Лариным. Ленский оказывается лишь «внешней причиной» злости Онегина. В действительности юный поэт совсем не виноват.

Приглашая Онегина к Лариным, он ничего не знал о возник­ших отношениях, о происшедшем объяснении.

Заметив флирт Онегина с Ольгой, Ленский, оскорбленный в своих чувствах, вызывает приятеля на дуэль. И Евгений, следуя законам дворянской чести, принимает вызов и хладно­кровно убивает Ленского.

В литературоведении распространено мнение о том, что Онегин не хотел этой дуэли, думал обратить ее в шутку. Именно поэтому он проспал время начала поединка, взял в секунданты своего лакея и т. д. \

На первый взгляд, Евгений благороден по отношению к своему юному другу:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству...

Однако Ленский все время как будто чем-то раздражает его, мешает ему. Онегин не спешит разубеждать Ленского в словесной дуэли, в споре, но все его поступки подчеркивают его крайнее раздражение своим приятелем. На самом деле Ев­гений уже давно хочет «Ленского взбесить». Вспомним выска­занное Онегиным мнение об Ольге. Здесь он совсем не щадит чувств своего юного друга: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Получается, что все благородство Евгения («он охладительное слово в устах старал­ся удержать») декларативно. Это не более чем внутренний по­рыв героя. В жизни же он не реализует своего доброго порыва.

Ленский раздражает Онегина своим идеализмом, убийство это — неосознанная месть за иное восприятие мира, за веру, дающую возможность иных, настоящих, живых чувств и впе­чатлений. Но это еще и месть за свободу. В отличие от Онеги­на, Ленский «свободен от своих идеалов». Жизненное поведе­ние его не связано с его «идеологией», с поэтическим миро­восприятием.

Онегин и Ленский слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Если бы не было злосчаст­ной дуэли, Евгений нашел бы другой повод для конфликта.

Именно поэтому Онегин воспринимает эту дуэль как убий­ство и тяжело переживает случившееся — друга «окровавлен­ная тень ему являлась каждый день». Покинув свое поместье, Евгений отправляется в путешествие, но и в этом он не нахо­дит для себя спасения. Неприятие жизни в нем доходит до крайности. При всей своей эгоистичности Онегин не прини­мает и самого себя:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? — ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? тоска, тоска!...

«Вот оно, страдание истинное, без котурна, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. Спать ночью, зевать днем, видеть, что все из чего-то хлопо­чут, чем-то заняты, один деньгами, другой женитьбою, тре­тий — болезнию, четвертый — нуждою и кровавым потом ра­боты, — видеть вокруг себя и веселье и печаль, и смех и сле­зы, видеть все это и чувствовать себя чуждым всему этому, подобно Вечному жиду... это страдание не всем понятное, но оттого не меньше страшное-..», — писал Белинский.

Убийство Ленского, ставшее для Онегина огромным нрав­ственным потрясением, заставило его осознать собственную неправоту; раскаявшись, он смог обрести возможность под­линной, живой жизни, стать ее полноправным участником, а не зрителем, который снисходительно-лениво, с изрядной до­лей презрения взирает на все происходящее вокруг.

Встретив в Петербурге Татьяну, ставшую «равнодушною княгиней», «законодательницей зал», Онегин поражается своему впечатлению, тому, что шевельнулось в его душе:

Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив едет он:

Мечтой то грустной, то прелестной

Его встревожен поздний сон.

Он, быть может, впервые открывает в душе своей истин­ную любовь — не увлечение, не светский флирт, не пылкую влюбленность юнца, — но чувство зрелого мужчины, уже ни­чего не ждавшего от жизни. Онегин поражен не только силой и очарованием внезапного чувства — он поражен свойствами собственной души, своей жаждой любви и счастья. Это чувст­во для героя — дважды откровение.

Именно поэтому Онегин так упрям, «отстать не хочет», «за нею гонится как тень». Горечь и неподдельная искрен­ность звучат в каждой строчке его письма Татьяне:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я.

Теперь ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Чувство Онегина, его преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, не­доумение, Татьяна не слишком верит в искренность Евгения. В финале романа она преподносит Онегину свой «урок»:

...колкость вашей брани,

Холодный, строгий разговор,

Когда б в моей лишь было власти,

Я предпочла б обидной страсти

И этим письмам и слезам...

Чистота и цельность натуры Татьяны несовместимы с ло­жью и обманом: она по-прежнему любит Онегина, однако те­перь счастье героев невозможно.

Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», так как светская жизнь развила в нем эти качества, не дав реализоваться природным задаткам его. Герцен, Достоевский, Мережковский утверждали пагубное влияние цивилизации на пушкинского героя. Однако здесь возникает вопрос о свободе воли. Внешне поступки Онегина еще как будто не выходят за рамки обыденной светской жиз­ни начала XIX века: Ленский убит на дуэли, но дуэли были распространенным явлением; внезапно вспыхнувшая страсть к замужней даме тоже вряд ли могла кого-либо удивить. Од­нако Пушкин, обусловливая характер Онегина «типическими обстоятельствами», требует от своего героя большего, прежде всего, честности в отношениях с самим собой, великодушия, сердечности. И в этом смысле «Евгений Онегин» — подлин­ный «акт сознания для русского общества, великий шаг впе­ред для него».

Владимир Ленский – антипод Онегина, призванный оттенить качества этого героя. В пушкиноведении сложилась своеобразная традиция: едва ли не любой вопрос, связанный с образом Ленского, вызывает у ученых разногласия. Прежде всего писав­шие о герое по-разному видят будущее Ленского, соглашаются то с одним, то с другим вариантом его жизненного пути, обозначенным автором.

Ленский принадлежит романтизму в его русском, национальном варианте, ро­мантизму, родственному сентиментализму и просветительству. От глубоко русской сентиментально-романтической поэзии В.А. Жуковского у Ленского грусть, само­отречение, отсутствие индивидуализма, прекраснодушие, возвышенное, идеальное понимание любви и дружбы, сосредоточенность на предмете любви, целомудренное обожание возлюбленной.

От русских романтиков – и Жуковского, и Кюхельбекера одновременно – нравствен­ный выбор Ленского: в мире, где все «иль жертва, иль губи­тель», герой выбирает роль жертвы, даже перед дуэлью не помышляя о возможности убить Онегина:

Паду ли я стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Все благо...

Восторженный юный романтик, он совсем не разбирается в жизни, действительность ему заменяет слепая вера в свои идеалы: беззаветную дружбу, большую вечную любовь:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья»…
«…Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных».

Ленский безрассуден и пылок, чист душой, он полон «вольнолюбивых» надежд. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. За две недели до свадьбы Владимир приревновал Ольгу к Онегину и вызвал того на дуэль. На дуэли Ленский погибает.

Пушкин описал и возможную дальнейшую судьбу Ленского, если бы тот не погиб на дуэли, судьбу обычного помещика, простого обывателя:

«Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей».

В лице Ленского Пушкин дает художественное отображение весьма распространенного в ту эпоху типа восторженного юного романтика. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые - мечты о свободе народа, но, к сожалению автора и читателей, им не суждено сбыться.

Ленский – это как бы образ самого Пушкина в юности. И не только Пушкина. В Ленском сосредоточено все то лучшее, что свойственно человеку только «на утре наших дней». Ленский – это олицетворенная юность.

Вводя героя в роман во второй главе, Пушкин сразу же характеризует его как русского человека и христианина. Приехавший в деревню Ленский посещает кладби­ще, на котором похоронены его родители, Дмитрий Ларин, благословивший когда-то его и Ольгу. Об умерших герой скорбит искренно:

И там же надписью печальной

Отца и матери, в слезах,

Почтил он прах патриархальный…

Как не похоже это на онегинское: «Когда же черт возьмет тебя...». И в этом Ленс­кий близок Татьяне, которая будет посещать его могилу. В Петербур­ге она вспоминает о могиле няни, по сути, своей духовной матери.

Почитание предков важно не только для Татьяны и Ленского, но и для автора. Показывая Ленского на могиле родителей, Пушкин включает лирическое от­ступление, в котором появляется тема памятника (о чем пишет Непомнящий). Но заметим при этом, что самое важное для поэта – чувство искренней благодарности тому, кто помнит:

Прими ж мои благодаренья,

Поклонник мирных Аонид,

О ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благосклонная рука

Потреплет лавры старика!

Без памяти не существует истории, культуры, нации. Без памяти нет нравственной личности.

Мир жизни деревенской России Ленский любит всей душой. В его сознании, как и в сознании автора, а впоследствии Татьяны, этот мир противостоит Петербургу. Всем этим героям близка русская природа, они привязаны к ней душой.

С автором и Татьяной роднит Ленского отношение к «домашнему кругу», к семье. Тема рождается в его словах:

Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг.

Эти слова почти совпадают с тем, что скажет Татьяна:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище.

Онегин, как известно, не хочет ограничивать свою жизнь «домашним кругом». Отношение к нему у героя не изменится до конца романа. И это станет одним из обстоятельств, определивших его скитальчество.

Ленский в романе – воплощенное добро. Никому из окружающих он не причиня­ет зла. Добро Ленского очевидно в разговорах с Онегиным. Обращаясь к нему, Ленский трижды употребит слово «милый»: «Довольно, милый...»; «Ах, милый, как по­хорошели у Ольги плечи...»; «Как ты мил…». Эта ласковость – чисто русская черта героя. О такой ласковости в отношении даже к незнакомым людям, о стремле­нии продемонстрировать уже при первых встречах с ними свою им родственность как о коренном русском обычае говорит Лихачев: «Добрый человек замечает в других только хоро­шее, злой – дурное». Ленский, общаясь с Онегиным, как доб­рый человек видит в нем хорошее.

Рядом со светским «чудаком» Онегиным особенно очевидны доверчивость, простодушие, искренность, прямо­та, цельность натуры Ленского, его «деревенская» простота. В мыслях, поведении Оне­гина всегда есть подтекст, тайный умысел, поза: «Онегин слушал с важным видом»; «И думал: ”Глупо мне мешать”»; «Певцу Гюльнары подражая»; «Как dandyлондонский одет»; «Прямым Онегин Чильд Гарольдом»; «Как он умел казаться новым» – вот дале­ко не полный перечень авторских оговорок, свидетельствующих о двоедушии героя. Он ведет себя как романтический герой, поскольку романтизм, по словам Лотмана, – это «господство позы».

Искренность, чистота, цельность натуры Ленского сравнимы только с качества­ми души Татьяны. Героев сближает органичное для истинного христианина убежде­ние, что можно жертвовать только собой, но никак не другим человеком.

О гибели Ленского Пушкин писал после декабрьского восстания. Исследователи справедливо связывают эти два события. Не имея возможности прямо сказать о декабристах в романе, Пушкин говорит о том главном, что несли они в рус­скую жизнь. Это жертвенное служение идеалу. Их «дум высокое стремленье» в романе олицетворено в образе Ленского. Пушкинская надгробная песнь герою полна неподдельного трагизма, это песнь на смерть поэта:

Друзья мои, вам жаль поэта:

Во цвете радостных надежд,

Их не свершив еще для света,

Чуть из младенческих одежд,

Увял! Где жаркое волненье,

Где благородное стремленье

И чувств и мыслей молодых,

Высоких, нежных, удалых?

Где бурные любви желанья,

И жажда знаний и труда,

И страх порока и стыда,

И вы, заветные мечтанья,

Вы, призрак жизни неземной,

Вы, сны поэзии святой!

В лице Ленского Пушкин скорбит о потерянных друзьях, о романтической, по­этической эпохе в жизни России, которая закончилась виселицами 1826 года. Роман­тизм 1830-х и следующих за ними годов – это явление во многом иного порядка.

Рас­сказ о гибели Ленского – это и предсказание Пушкиным скорой собственной смерти. Совершенно не случайно, что в романе размышление о смерти героя перерастает в думу о смерти автора-поэта, о смерти каждого человека, о том, будут ли помнить:

Мой бедный Ленский! За могилой

В пределах вечности глухой

Смутился ли, певец унылый,

Измены вестью роковой,

Или над Летой усыпленный

Поэт, бесчувствием блаженный,

Уж не смущается ничем,

И мир ему закрыт и нем?..

Так! Равнодушное забвенье

За гробом ожидает нас.

Врагов, друзей, любовниц глас

Вдруг смолкнет. Про одно именье

Наследников сердитый хор

Заводит непристойный спор.

 

6.2.

А.С. Пушкин писал Петру Александровичу Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», — потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу.

Слово предоставляется Часовских Алене. Тема: русская хандра в романе «Евгений Онегин».

«Русская хандра» в романе «Евгений Онегин»

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображен молодым повесой, соответствующим почти всем критериям высшего света, dandy не только по манере одеваться, но и по образу жизни. Однако светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.

До «Евгения Онегина» противостояние человека и общества было показано А. С. Грибоедовым в его комедии «Горе от ума». Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий как и Онегин, недоволен обществом, в котором родился и живет. В отличие от Онегина, Чацкий в меру своих возможностей пытается изменить что-то в фамусовском обществе, громогласно критикуя его. Просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, однако герой комедии все же действует, правда, словом. Онегин же, презирая свет, живет по его законам и не пытается ничего изменить. Он равнодушно скучает.

Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке в театре, в кабинете, на балу, описывает его как «забав и роскоши дитя». Пушкин не ограничивается внешним описанием быта, обстановки, он открывает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», «... разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец» и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние — доминанта в характере Онегина.

Пушкин писал Плетневу: «Эй, смотри, хандра хуже холеры», — потому что холера поражает только тело, а хандра убивает душу. Не из-за этого ли впоследствии герой Лермонтова Печорин будет скрывать свою скуку? Как и у Онегина, в душе Печорина не будет радости, гармонии, благодати. В чем же причина этой болезни души? А. Григорьев в статье «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» высказал мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. А. Григорьев снял с общества ответственность за хандру и разочарование Онегина. Критик отметил, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходят от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.

Близок к этому мнению был В. Г. Белинский, который считал, что «озлобленный ум — признак высшей натуры» и, следовательно, это знак того, что Онегин нравственно выше окружающих.

В начале романа перед нами предстает картина воспитания, образования времяпрепровождения и интересов типичного молодого человека родившегося «на брегах Невы» и волею судьбы оказавшегося «наследником всех своих родных».
Почему же мечтательность натуры Онегина переходит в разочарованность, а глубокий аналитичный ум становится резким и охлажденным? Догадаться об этом нетрудно: Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Авторский вывод очевиден:
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера;
Вот то, что приводит героя к хандре: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу: «обеды, ужины и танцы», как сказал об этом грибоедовский Чацкий. Белинский справедливо сказал об Онегина, что «бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». И вот результат:
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу.
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел
Щедро одаренный разнообразными способностями человек не может найти себе друшго занятия, кроме тех, какими «так довольна... самолюбивая посредственность». Такие попытки у Онегина были: он, оставив надоевший ему флирт со светскими красавицами, «зевая, за перо взялся». Но дело не только в отсутствии у Онегина писательского дара, вывод автора носит более общий характер: «труд упорный ему был тошен». Вот она—онегинская лень.
Но может быть, Онегин использовал далеко не все средства, способные излечить его болезнь? А собственно, какие еще «рецепты против нее предлагаются? Конечно, путешествия, столь типичная черта романтического героя Онегин и собирался отправиться на Юг с Автором о чем тот сообщает нам в лирическом отступлении. Но тут «подвернулось» наследство и он ограничивается «путешествием» а деревню. Правда, потом ему суждено будет «проездиться по России», но это будет уже не совсем тот Онегин, скучающий и хандрящий, с которым мы познакомились s этой части романа
А что же еще пытается сделать герой, чтобы разогнать «хандру». Фактически, больше ничего Может в этом и состоит причина того, что и в деревне, где привычные условия жизни Онегина действительно изменились:
скука та же
Хандра ждала его на страже
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена
Недуг Онегина, связанный с западноевропейским «байронизмом», неслучайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы».

Любовь Татьяны также не сделала Онегина счастливей. Он отверг любовь Татьяны, осознавая неспособность своего холодного, эгоистичного сердца ответить на пылкую любовь, и произнёс весьма грубую отповедь, оскорбившую чувства доверчивой героини. Однако, встретив Татьяну вновь, уже в облике блистательной замужней дамы, Онегин почувствовал оживающую в его сердце любовь к родственной ему душе, девушке, которую побоялся когда-то полюбить всем сердцем, единственной женщине, способной возродить его к жизни. Но теперь пришла очередь Онегина испытать разочарование. В ответ на пылкие слова Евгения Татьяна сознается:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.

Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает способность своего героя к нравственному возрождению, показывает, что он не совсем еще потухший, охладевший ко всему человек, в нем еще кипят жизненные силы. По мысли поэта, все это должно было пробудить в Онегине стремление к общественной деятельности.

Таким образом, образ главного героя прошел духовную эволюцию от равнодушного и разочарованного молодого дворянина, обладателя холодного рассудка, «эгоиста поневоле» к осознавшему смысл жизни, умудренному опытом человеку, имеющими огромный потенциал к общественным деяниям. Евгений Онегин явился тем типом просвещенного дворянина, который, будучи одаренной натурой, не может применить свои способности в современном ему обществе, охваченном безыдейностью и светской скукой. Так, предвосхищая тему «лишнего человека», А.С.Пушкин рисует истинного героя своего времени, прошедшего свой путь к духовному обогащению через испытания собственной совести.

 

Женские образы в романе

Татьяна

«Евгений Онегин» — может быть, самый необычный роман в мировой литературе. И автор, вероятно, отдавал себе в этом отчет. Роман всегда был жанром прозаическим, поскольку проза больше годится для описания именно других людей, на которых автор смотрит как бы со стороны. В прозе больше возможностей создать впечатление жизни «как она есть». Стихи — дело другое: создавая стихи, автор — о чем бы он ни писал — вольно или невольно изображает и себя самого, раскрывает свой внутренний мир, и поэтому как бы ни старался он описать жизнь других людей — она все равно предстанет перед нами в свете его внутреннего мира, прожитая поэтом, прошедшая через его сердце. Поэтому роман и стихи всегда существовали отдельно, и никто никогда не писал романов в стихах. Пушкин первым решился создать картину исторической эпохи (ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: