Каковы типа пейзажей в романе А.С.Пушкина?




«Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах...». Эти слова Белинского, характеризующие пушкинскую лирику, справедливы и по отношению к роману «Евгений Онегин», энциклопедизм которого определяется не только широтой охвата предметов и явлений «современной действительной жизни», но и описанием полного круговорота явлений природы.

 

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представлены различные типы пейзажей: романтический, реалистический, пейзаж с элементами сентиментализма.

Одним из первых пейзажей в романе является описание деревни, «где скучал Евгений», деревенский:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле...

 

«Деревенские» пейзажи в романе восходят к литературной традиции. «Уединенные поля», «журчанье тихого ручья», «непроницаемые своды», «тенистая сень» — все это, по замечанию В. Набокова, «милые клише французской поэзии».

 

Рассматривая этот пейзаж, В. Набоков отмечает, что «ручей», о котором говорится здесь, будет присутствовать и в остальных деревенских пейзажах. Исследователь прослеживает путь этого ручейка: он бежит из ключа, расположенного в имении Ленского, по саду Лариных, возле липовой аллеи, потом поворачивает возле холма и бежит через рощи, принадлежащие Онегину. В. Набоков считает, что именно этот ручей (символ разлуки в сознании Татьяны) во сне героини превратился в стремительный поток.

 

«Деревенский» пейзаж выступает как средство характеристики персонажа, подчеркивая пресыщенность Онегина впечатлениями бытия, его холодность и разочарованность, душевную усталость, равнодушие к жизни и природе как неотъемлемой составляющей ее.

 

В противоположность своему герою автор предстает перед нами человеком «живым», эмоциональным, любящим природу и внимательным ко всему, что его окружает. В лирических отступлениях романа нередко возникают картины природы, благодаря которым автор полемизирует со своим героем.

С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет...

 

Этот романтический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Кроме того, уже в этой картине Пушкин определяет душевный склад героини — ее задумчивость, мечтательность, поэтичность.

Татьяна часто изображается в романе на фоне природных образов — звездного неба, мерцающей луны, восходящей зари. Она загадывает желание на падающую звезду, посещение ею могилы Ленского освещает загадочный свет луны. Как замечает К. Кедров, «вся вселенная Татьяны раскрыта в природных и космических образах романа».

Любовь героини ко всему русскому, национальному, чистота и непорочность ее души подчеркнуты ослепительным зимним пейзажем:

Татьяна (русскою душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

 

Пейзаж символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление осени в романе совпадает с эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством:

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

 

Позади беззаботная, счастливая юность, первая любовь... Теперь героиню ожидает далекий «зимний путь». Супружество для нее — лишь выполнение жизненного долга, где душа не оживлена любовью. Думается, именно на это метафорически намекает поэт: «Татьяне страшен зимний путь». Дело в том, что в славянской языческой традиции зима и мороз были связаны со смертью. В пушкинском: романе — это умирание надежд юности, романтических заблуждений волнений первой любви.

 

Вообще, в «Евгении Онегине» мы встречаем много зимних пейзажей. «Русская зима лучше русского лета — этой карикатуры южных зим. Она похожа на самое себя, тогда как наше лето столько же похоже на лето, сколько декорационные деревья в театре похожи на настоящие деревья в лесу. Пушкин первый понял это, и первый выразил», — писал Белинский.

 

Подобная реалистическая конкретность характерна и для осенних пейзажей в «Евгении Онегине». Здесь картины природы выступают в качестве фона, на котором происходит действие. Поэт соотносит приход осени с прекращением крестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева». Наступает «довольно скучная пора».

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

 

Весна ассоциируется у поэта с юностью, с любовью, с трепетом сердца. И пейзаж этот плавно переходит в лирическое отступление, сливаясь с воспоминаниями автора о том, что было так дорого его душе. Кроме того, картина обновления природы, как это ни парадоксально, напоминает «об увяданьи наших лет», пробуждая в душе поэта мысли о вечном.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

 

Романтический пейзаж этот вызывает в памяти романтический образ — образ погибшего «во цвете лет» поэта. И здесь возникает едва уловимый мотив противостояния вечной, могучей природы и хрупкой человеческой судьбы. Прелестная картина ручейка на зеленом лугу, речки, пения соловья и цветущего шиповника контрастна картине гробового камня «в тени двух сосен устарелых», где лежит безвременно погибший Владимир Ленский. Так оживление природы и «дуновенье веющей весны» напоминают нам о мечтах юности и одновременно — о бренности человеческого существования.

 

Но есть в романе и другой весенний пейзаж. Его, пожалуй, можно назвать городским:

Весна живит его: впервые

Свои покои запертые,

Где зимовал он, как сурок,

Двойные окна, камелек

Он ясным утром оставляет,

Несется вдоль Невы в санях.

 

Пушкинский реалистический пейзаж приобретает новое качество: через него входит в роман тема России, тема народа. Академик Д. С. Лихачев обратил внимание на известные строки:

· Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

· На дровнях обновляет путь;

· Его лошадка, снег почуя,

· Плетется рысью как-нибудь;

· Бразды пушистые взрывая,

· Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

· В тулупе, в красном кушаке.

и указал, что торжество крестьянина в данном случае объясняется радостью по поводу выпавшего снега: если бы погода без снега простояла дольше, озимые бы погибли ‘. Картина природы дана через восприятие крестьянина, с его точки зрения.

Таким образом, пейзажи в «Евгении Онегине» нередко символичны: поэт соотносит жизнь природы с человеческими судьбами, с чувствами героев. Но в романе Пушкин продолжает утверждать и особую конкретность, реалистичность пейзажа, соотнося картины природы с русским бытом, с национальными особенностями жизни.

Люблю песчаный косогор,

 

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи —

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых...

 

Пушкин воссоздает русскую природу во всем своеобразии ее, и мы чувствуем, насколько она ему близка, насколько поэзия его «верна русской действительности».

Таким образом, картины природы занимают особое место в романе A.C. Пушкина. Пейзаж, тесно связанный с главными героями, помогает автору раскрыть существенные стороны характера и мировоззрения персонажей, их душевные настроения, повороты в их жизненной судьбе. Природа - это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажи в романе в своей основе объективны, точны, реальны. Жизнь всех героев пушкинского романа вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев "Евгения Онегина". Природа неразрывно связана с жизнью народа. В пушкинском романе она изображается глазами человека, составляющего с природой единое целое. Тесно связывая природу с переживаниями и раздумьями действующих лиц, Пушкин придал им ярко выраженную психологическую функцию.

 

Выводы: Пейзажи в «Евгении Онегине» в основном конкретны и реалистичны. По этому поводу поэт с иронией заметил: «Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут».

 

Функции пейзажа в романе различны.

Одной из важнейших функций пейзажа является обозначение места и времени действия. Образы природы уточняют, конкретизируют обстановку, время и место действия произведения. Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может представить себе, где происходят и когда они происходят (т.е. в какое время года и суток). Но пейзаж это не конкретное указание на время и место действия, а художественное описание, т.е. использование образного, поэтического языка. При этом автор вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Напротив, у него всё реально, просто, обыденно:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

Пейзаж как место действия важен потому, что оказывает незаметное, но, тем не менее, очень важное воспитывающее влияние на формирование характера. Классический пример такого рода пушкинская Татьяна, «русская душою». Её образ раскрывается в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой.

«Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…»

Другой не менее важной функцией пейзажа является сюжетная мотивировка. Природные и, в особенности, метеорологические процессы (изменения погоды: дождь, гроза, буран, шторм на море и пр.) могут направить течение событий в ту или иную сторону

Но лето быстрое летит.

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана...

Одной из наиболее частых функций пейзажа является форма психологизма. Описание природы часто составляет психологический, эмоциональный фон развития сюжета. Именно пейзаж создаёт психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев. Природа в романе имеет расширительное, всеобъемлющее значение. Оно заключает в себе нечто большее, чем только пейзаж. Так, само чувство Татьяны - искреннее, непосредственное, противостоящее светскому флирту - предстаёт в романе как проявление самой жизни, закона природы:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Ещё одна необходимая функция пейзажа - форма присутствия автора. Выделяют различные способы передачи авторского отношения к происходящему. Первый - точка зрения героя и автора сливаются. Второй - пейзаж, данный глазами автора и одновременно психологически близких ему героев, «закрыт» для персонажей - носителей чуждого автору мировоззрения.

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Ее порывы благотворны,

Как бури вешние полям…

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Таким образом, природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он не признает ее. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее. Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека идейно–нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус.

Последней функцией пейзажа является обрамление чувств и эмоций героев. Пушкин в лирических отступлениях о природе изображает все времена года: и зиму, «когда мальчишек радостный народ» коньками «режет лёд». При этом автор вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Напротив, у него всё реально, просто, обыденно:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь, проснувшись рано

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стёклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

 

Функции пейзажа:
обозначение места и времени действия

Сюжетная мотивировка

Форма психологизма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: