Задание для обучающихся.




Дисциплина «Основы проектной деятельности»

Тема 3: «Порядок выбора темы проектной работы»

Порядок работы.

1) Изучаем теоретический материал.

2) Выполняем задание, представленное после теоретического материала.

Теоретический материал по теме «Порядок выбора темы проектной работы»

При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: техникум, учеба, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение, семья, друзья.

При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора – основа для формирования ответственности за процесс и результат работы.

Не понятие "тема", а "тематическое поле", так как тема - это нечто застывшее, раз и навсегда определенное. Тематических полей для проектов неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Как выбрать тему? Проблема проекта

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?

Как выявлять проблемы

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

При выборе темы можно обратиться к преподавателям, спросить своих родителей, поговорите об этом с одногруппниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Тему проекта надо записать.

 

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

 

Требования к теме:

· актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

· содержательность, информативность и разработанность в науке;

· возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

· формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

· название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

· тема должна быть конкретной.

 

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

§ между известным и неизвестным;

§ между знаниями и умениями;

§ между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

§ между потребностями и возможностями их реализации.

 

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:

§ имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,

§ требуется установить сходства и различия,

§ важно установить причинно-следственные связи,

§ необходимо обосновать выбор,

§ требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,

§ стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

 

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для автора проекта, ее решение должно быть важно для автора.

Задание для обучающихся.

 

I. Подумай и запиши проблемы, которые тебя интересуют (не менее 7-10).

 

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие оценки?

5. Что из изученного по предметам хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

7. Существует ли какие-либо общественные, социальные, молодежные проблемы, которые я в состоянии разрешить или хотя бы на них повлиять?

II. Составленный список проблем проранжируй по степени важности и интереса для себя. Самая важная и интересная проблема будет первой и т.д.

 

III. Из первых трех проблем и стоит сделать свой выбор. Попробуй преобразовать наиболее важные три проблемы в темы проектов.

 

Задание выполняется в тетради и сдается на проверку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: