Естественное и гражданское состояние.




Естественное и общественное неравенство. Естественное – неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии. Общественное неравенство – основано на социальных условиях. Традиционный взгляд: общественное неравенство – прямое следствие естественного: богаты и знатны трудолюбивые, сильные люди. Руссо не согласен: повсюду сильный подчинен слабому, мужественный – трусливому.

Стадии естественного состояния: 1) состояние дикости; Люди жили поодиночке, общались с природой, удовлетворяя свои потребности за счет нее. Не было основания завидовать другим. Для полного счастья человеку не хватало регулярного общения с себе подобными; 2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей - начинается вторая фаза. Появляются зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям) и одновременно первые конфликты.

Роль частной собственности в образовании государства. С обработкой земли возникла частная собственность, которая привела к разладу в обществе. Появление частной собственности и социального неравенства привели к несправедливым захватам богатых, зависти и мести бедных. Началась война всех против всех.

Особенности понимания общественного договора. Выход был придуман богатыми: выработать соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны все подчиняться. Но такое соглашение обман. Правила, благоприятные для богатых, были возведены в ранг закона. Потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Действительный выход – создание гражданского состояния как подлинного договора между народом и правителем.

Концепция народного суверенитета. Объединившись в государство, люди отказались от своей естественной свободы в пользу «общей воли». «Общая воля» не тождественна «воли всех». Общая воля имеет в виду общие интересы, воля всех – частные, сумму изъявленных воль частных лиц. Частные партии, группы и объединения вступают в конкуренцию с сувереном (народом). Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Поэтому Руссо отвергает осуществление высшей власти через представителей. Суверенитет, т.е. право законодательствать, пребывает только в народе. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. Обеспечение: нарушение общественного договора приводит к возвращению в естественное состояние, допускается восстание народа.

Народный суверенитет и права человека. Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, диктатуре общей воли.

Формы правления. Формы государство – законодательная власть. Формы правительства – исполнительная власть. Форма управления зависит от воли народа. На выбор формы влияет территория, население, климат.

Демократия; невозможно держать народ постоянно в сборе для ведения управленческих дел (противник представительной демократии). К тому же законодатель не должен занимать исполнением законов.

Монархия; одобренная всем народом и выборная, представляется Руссо законной (как форма правительства) - республиканская монархия. Монархическое правительство самое сильное, но легче всего поддается частным желаниям.

Аристократия; сильные и умные управляют народом, а народ выбирает их, демонстрируя при этом свою мудрость.

Идеал для Руссо: форма государства – демократическая, форма правительства – аристократическая.


19. Политико-правовые взгляды И. Канта

И. Кант (18-19 вв.) родился в Кёнигсберге (Восточная Пруссия).

Труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения".

Два периода творчества:

1) доктрический; Канта верит в способности человеческого разума познавать явления такими, какие они есть на самом деле;

2) критический; он занимается исследованием форм познанияи отвергает такую возможность. Воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают нам представления об их подлинной природе (вещи в себе).

Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия.

Кант считает, что невозможно ни доказать, ни опровергнуть Бога, т.к. он не поддаётся опыту. Но вера в него нужна для нравственного порядка в мире.

Познание - функция теоретического разума, а действие - практического.

Этика Канта. Императив- правило, характеризующиеся должествованием, выражающим объективное принуждение к поступку; если бы разум полностью определял волю, поступок должен был быть совершён по этому правилу. Императивы могут быть условными (гипотетическими) и безусловными (категорическими).

Основа его учения - долг.

Два категорических императива:

1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время хотел, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в лице своём, и в лице другого так же, как к цели, и никогда не относился только как к средству.

Следование категорическому императиву позволяет преодолевать противоречия между людьми.

Право и мораль - две части учения о нравах или метафизике. В основе права и морали те же принципы, но разные мотивы. Принуждение - важное отличие права от морали.

Право - совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона.

Виды:

- естественное право (покоится на принципах, продиктованных разумом), положительное право (право вытекает из воли законодателя);

- прирождённое право (принадлежит каждому от природы), пробретённое право (требуется правовой акт);

- частное право (совокупность законов, которые не нуждаются во внешнем обнародовании, в естественном сотоянии), публичное (нуждается во внешнем обнародовании, гражданское состояние);

- право в строгом смысле (ничего этического, возможность полного принуждения), право в широком смысле (правовое регулирование не может быть определено никакими законами: справедливость - право без принуждения и крайняя необходимость - принуждение без права).

Государство. В основе происхождения государства теория общественного договора. Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Формы правления. Согласно количеству носителей высшей власти выделяет 3 формы государства: автократия (шире монархии), аристократия, демократия. При наличии разделения властей – государство республиканское, при отсутствии – деспотическое. Категорический императив означал требование республики.

Изменение форм правления – нормальное явление, но оно должно происходит не путем народного бунта (у народа нет права на восстание), а путем реформ. Но если революция произошла, то следует подчиниться новой власти.

Кант о войне и мире. Кант выделяет правомерные (оборонительные) и неправомерные войны. Кант – пацифист, антимилитарист, борец за мир. Формирует ряд принципов, которые способствуют предотвращению войны. Гарантии мира в республиканском строе, при котором право объявления войны принадлежит законодательному собранию.

Теория вечного мира. Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (каждое государство сохранят свой суверенитет). Вечный мир – это категорический императив, хотя и нереальный.


20. Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (18-19 вв.) родился в Германии, объективный идеалист, основная категория его философия - абсолютная идея. Она означает первичную реальность, т.е. то, что вечно. Она проходит в своём развитии три этапа:

1) раскрытие абсолютной идеи - развитие понятий, от общих к конкретным;

2) самодвижение абсолютной идеи - её воплощение в природе, раскрывает в природе своё содержание.

3) раскрытие самой абсолютной идеи, её возвращение к себе самой через природу.

На превый взгляд эта система сложна и необычна, но на самом деле Гегель воспроизводит основы христианства (первая стадия - существование Бога до сотворения мира, затем Бог создаёт природу, но этот мир стремтся через сознание человека обратно к Богу).

Его философия имеет систему и метод.

Система Диалектика - как метод и как теория

1) наука логики Метод познания основан на тезис-антитезис-синтез.

2) философия природы Теория - онтология бытия.

3) философия духа:

А. Субъективный дух (индивидуальная душа)

- антропология (душа как чувствующая субстанция тела)

- феноменология (превращение души в сознание)

- психология (теоретические и практические способности души)

Б. Объективный дух - к нему относятся право и государство.

- абстрактное право - это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан; сфера возможного проявления свободной воли человека. В триаду, объединяемую этим названием Гегель включает собственность (право осущ. волей одного), договор (согласование воли двух или несколбких лиц) и неправо (здесь не согласие, а противоречие). Второе звено триады - мораль (область должного, а не возможного, оценка поедения человека, его поступков). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (это сфера общественная). В сфере нравственности человек является субъектом объединения, которых три: семья, гражданское общество и государство. Они и входят в триаду, раскрывающие нравственность. Семья - естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи, ей противостоит гражданское общество, где отрицается принцип единства, на котором строится семья, это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Отсюда необходимость высшей власти государства, призванного обеспечить подлинную свободу индивидов взамен войны всех против всех.

В. Абсолютный дух

- религия

- эстетика

- философия.

Идеальная форма правления - конституционная монархия. Наследственная монархия предпочтительней выборной, она предаёт государству индивидуальную форму. В процессе законодательства участвуют король, правительство и представительные органы. Представительные органы формируются по сословному признаку. Верхняя палата формируется из земельной аристократии. Нижняя палата представляет три сословия гражданского общества (субстациональное, промышленное и всеобщее). Депутаты делигируются общинами, корпорациями. Гегелевская "Конституция" не дотягивает до уровня конституционной монархии. Это приспособление парламентских форм к жёсткой структуре просвещённого абсолютизма и и деализация прусских порядков.

Высшая форма развития для Гегеля - национальное государство, поэтому он считал международное право не действительным, а лишь долженствованием.

Гегель видит в войне нравственное начало, которое не позволяет считать её абсолютным злом. Он считает, что война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки.

Представление Гегеля о всемирной истории также проникнуто националистическим духом. Он делит всё прошлое на 4 фазы: восточное, греческое, римское и германское. Каждая эпоха отмечена лидерством одного народа.

Работы: "Философия права", "Наука логики".


21. Историческая школа права

возникла в конце 18 века и сложилась к 19 века в Германии.

Представители: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Пухта (все жили в 18-19 вв.).

Право - национально-культурный феномен, который основывается на базе национальных традиций и обычаев.

Густав Гуго.

1) "Учебник естественного права как философия положительного права". В этой работе Гуго ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение о том, что правовое регулирование может осуществляться сверху. Закон - не единственный источник права.

2) "Законы не являются единственным источником юридических истин". Здесь Гуго дополнительно аргументирует выдвинутые им раньше положения. Он утверждает, что право развивается вместе с языком и складывается само по себе, без чьих-либо приказов. Формирование права отождествляется с правилами игр, которые возникают независимо от игроков. Они формируются с течением времени, и в результате многократного применения устанавливаются твёрдые правила.

Многие не читают законов, но фактический порядок всем известен, т.е. определённость и известность достигаются обычным правом.

Что можно сказать об этом? Обычное право складывалось исторически - первый этап формирования права, но затем серьёзную роль стали играть люди. Гуго одобряет существующие порядки, но ведь в Германии кризис.

Фридрих Карл Савиньи.

"Система современного римского права". В Германии были препятствия для развития капитализма, что нашло отклик в статье одного юриста Тибо "О необходимости всеобщего ГП в Германии", т.е. в создании ГК и вытиснении феодализма. Савиньи критиковал Тибо за веру во всемогущество законодателя. Право по Савиньи - органический продукт народного духа, оно развивается независимо от воли законодателя. Но в то же время Савиньи не отрицает роли юристов в разработке права и выделяет две стадии:

- стадия естественного права (право живёт в сознании народа);

- научное право (труды юристов).

Но кодификацию Савиньи объвляет более поздней стадией развития права и считает, что для Германии это время ещё не пришло. Это защита обычного права и феодалов.

Георг Пухта.

"Обычное право" и "Курс институций".

Право - результат деятельности народа, продукт народного духа, выражение общего сознания народа, оно развивается исторически и имеет свою историю. Государство создано той же силой, что и право и оба они имеют божественное происхождение. И правительство, и правительственная власть происходят от Бога. Пухта сторонник монархии.


22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Томас Джефферсон (1743 – 1826). Произведения: "Заметки о штате Виргиния", проект Декларации независимости США (1776 ).

За исключением раннего периода своей жизни, Т. Джеффер­сон сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право. То, что мы зна­ем о его идеях, почерпнуто из Декларации независимости и ог­ромного эпистолярного наследия. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложе­ны в Декларации независимости Соединенных Штатов. В преамбуле Декларации Джефферсон решительно отказыва­ется от распространенной тогда доктрины «божественного права королей» и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека. Затем идёт список злоупотреблений Георга III, который занимает добрых две трети доку­мента, хотя, как полагали многие критики Джефферсона, хва­тило бы и одной фразы. За ним в основной части Декларации идет перечень попыток воззвать к совести монарха. Тем самым Джефферсон добился композиционного контраста: агрессивно­му узурпатору противостоит робкая жертва. Вывод автора Дек­ларации категоричен: народ имеет право на независимость от тирана. На фундаменте естественных прав человека Джефферсон вы­строил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается един­ственным носителем суверенитета. Из идеи народного суверени­тета выводилось право народа на смену власти. Но в конечном счете симпатии Джефферсона склонились к регуляр­ным и весьма глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового по­коления американцев. По форме правления Джефферсон видел США только респуб­ликой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш.Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. В конце XVIII в., когда вплоть до буржу­азной революции во Франции Европа не знала ни одной сколько-нибудь крупной республики, идеи Джефферсона по этому воп­росу представляли собой новое слово в политической науке и способствовали развитию антимонархических и антифеодальных процессов. В качестве формы государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центра. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и зако­на—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Что касается разделения властей, идеи в то время от­нюдь не новой, Джефферсон видел в нем скорее некий общий принцип, нежели инструмент для достижения подлинного наро­довластия. Вся власть д. исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не уре­зать, а расширять. Будущие Соединенные Штаты виделись Джефферсону аграрной республикой с сильны­ми демократическими традициями, поставщиком сельскохозяй­ственной продукции на европейские рынки. Всячески пытался закрепить принцип мирного решения международных проблем.

 

 

23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Клод Анри де Сен-Симон (18-19 вв.) родился во Франции, представитель утопического социализма.

Произведения: "Очерк науки о человеке", "Промышленная система", "Новое христианство".

История по Сен-Симону проходит 3 этап в развитии:

- теологический (период господства религии, рабовладельчесоке и феодальное общества);

- метафизический (период крушения феодальных и теологических систем);

- позитивный (будущий общественный строй, основанный на науке).

Концепция Сен-Симона позвоялала обосновать необходимость установления нового общественного строя, рассматриваемого как закономерный результат предшествующей истории.

Для Сен-Симона "ассоциация" есть прежде всего объединение промышленности, достигаемое путём максимальной централизации производства. Поэтому и политика как наука об обществе должна превратиться в науку о производстве, т.е. науку, ставящую себе цель установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства. Иными словами политика превращается в науку об организации промышленности.

Сен-Симон выделяет три класса: 1) учёных, 2) собственников, 3) неимущих.

Проект справедливого общественного устройства предполагает, что всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическим процессами.

В пректах политической организации будущего промышленного строя Сен-Симон сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему. Но между королём и палатами создаются две новые инстанции: 1) Совет учёных - разрабатывает план социальный преобразований, 2) Совет промышленников - составление проекта бюджета и проверка его исполнения.

Осуществление реформы должно было произойти сверху. Сен-Симон полагался на королевские волю и власть.

 


24. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева

Эпоха.

Россия второй половины XVIII в.

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) (сын помещика; окончил Московский университет, петербургский пажеский корпус, Лейпцигский университет (юридический факультет)); после публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» арестован, приговорен к смерти, казнь заменили ссылкой).

«Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к уничтожению крепостничества).

Происхождение государства.

Государство создается для блага граждан и является результатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

Характеристика государства (определение государства).

Исходя из демократической трактовки общественного договора, сделал вывод (самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние; люди не могли предоставить кому-либо над собой неограниченную власть, законы должны устанавливаться и исполняться на пользу народа; если государь нарушает законы и допускает неправосудие, народ не обязан ему повиноваться, должен судить его строже, чем обычного преступника).

Высоко оценивал преобразования Петра I (однако, обратил внимание, что в его царствование народ был подчинен беспредельной самодержавной власти, так как Петр истребил последние признаки свободы).

Полностью отвергает теорию просвещенного абсолютизма и порывает с верой просветителей в великолепие и мудрость монархов (самодержавие возникло в результате узурпации, грубого нарушения общественного договора, что представляет народу право на восстание; зло в самом принципе монархии – попрание элементарных прав человека, торжество произвола и насилия).

Призывает к уничтожению крепостничества (крестьяне лишены земли и права собственности, вынуждены работать на барщине до шести дней в неделю; их истязают, ссылают на каторгу, продают как скот; бесчеловечность помещиков доводит крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов; надежды на нравственное воспитание помещиков бессмысленны; крестьян освободит только гибель угнетателей).

Формы государства (идеальное государство).

Революционно-демократическая трактовка идей естественного права (позволила создать проект народного правления, основой которого признавалась крестьянская община; опирался при этом на факты русской истории (народное правление в Новгороде)).

Народное правление (устанавливается в результате революции; борьба будет тяжелой, долгой, но завершится победой народа).

Народная республика (строй равных людей; объединение самоуправляющихся общин на основе вечевых сходок; высший государственный орган – Собор; народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создает предпосылки для сохранения свободы (близость к учению Руссо о непосредственной демократии).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В формировании общественно-политического идеала обращается к теории естественного права (центральная категория – естественное состояние (жизнь в обществе, так как природа из различия полов основала в человеке склонность к общежитию)).

В естественном состоянии человеку свойственно внутреннее ощущение правового и неправового (люди следуют правилу – не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; до появления собственности в обществе существовало единомыслие; закон ом было побуждение каждого к общественной пользе).

Общество прошло ряд стадий развития (при переходе народов к земледелию появляется государство и положительные законы; основной фактор, образующий государство, – собственность).

Закон – общая воля (в его основе должно лежать естественное право; вывод о естественных неотчуждаемых правах человека (право на собственность, безопасность, вольность, жизнь); в интересах общей пользы могут ограничиваться в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан).

Закон, не основанный на естественном праве, вообще не существует (право как выражение народного суверенитета и естественных законов будет действовать тогда, когда опирается на реальную силу – государство или восстание граждан).

Особенности теории.

Большое влияние на формирование мировоззрения оказали французские просветители (Вольтер, Гельвеций, Руссо, Мабли).

По историко-философским взглядам близок к русским просветителям (занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демагогии просвещенного абсолютизма и скептическому отношению к реформам сверху – вывод о возможности нового крестьянского восстания, которое низвергнет самодержавие и крепостное право; признает закономерность бунта, готов мириться с революционным насилием; демократизм, выразившийся в признании народного суверенитета).


25. Политические взгляды декабристов

Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьёв (оба жили в 18-19 вв.) Политико-правовые идеи радикльного крыла (Южное общество) изложены в работе Пестеля "Русская правда". Происхождение общества и государства Пестель связывает с естественными законами человеческого бытия, которые определяют обязанности людей по отношению к друг другу. Согласование целей и средств достигается при помощи общественного договора в гражданском обществе, где все должны быть равны перед законом. Цель общественного договора - благоденствие всего общества вообще и каждого из его членов. Пестель предлагает проект аграрной реформы с частичным обобществлением земли. Правительство должно создаваться не для ограничени ясвободы, а для содействия ей. Революция является радикальным средством прекратить злоупотребления и восстановить свободу. Общество страдает не от революции, а от её отсутствия. Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного управления, которое продлиться 10-15 лет после победы революции. Его сочинение призвано послужить временному правительству. Самодержавие по его проекту решительно уничтожалось, весь царствующий физически истреблялся в самом начале революции и провозглашалась республика, базирующаяся на принципе народного суверенитета. Объявлялось равенство всех перед законом.

Республика Пестеля - унитарное государство и состоит из губерний, областей. В каждой области ежегодно избиралось общее собрание жителей, котрое выбирало своих депутатов в местные органы власти - наместные собрания, которые выбирали представителей в высший законодательный орган власти - Народное вече (депутаты избирались на 5 лет, только оно имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир). Исполнительная власть вручалась Державной думе (состоит из 5 членов, выбранных Народным вече на 5 лет, председателем был тот, кто заседает последний год). Наряду с исполнительной и законодательной властями Пестель выделял блюстительную власть (контроль за первыми двумя). Ей центральным органом был Верховный собор (состоял из 120 членов). Вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан. Пестель настаивал на освобождении крестьян с землёй, а в каждой волости хотел разделить землю на две части: общественную землю и ту, которая держится на праве собственности.

Умеренное направление декабристов представлял член Северного общества Муравьёв. Россия - федерация (из 13 держав). Законодательная, исполнительная и судебная власти разделены в его Конституции. Орган законодательной власти - Народное вече (верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представителей). Исполнительная власть принадлежит императору. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - Палаты выборных и державной думы. Вводился суд присяжный и полиция. Конституция характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала был полноправным гражданином.


26. Политико-правовые взгляды И. Бентама

 

Иеремия Бентам (18 век), Англия, либералист.

Произведения: "Фрагмент о правительстве", "Анархические софизмы".

Общественный договор - фикция, которая ведёт к смуте. Государство возникает путём насилия. Бентам стремится поставить право на научную основу, главный принцип - утилитарность, полезность, критерием которого является обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей. Более подробное обнородование принципа полезности дано в "Введении к принципам нравственности и законодательства". Бентам анализирует механизм человеческого поведения, в основе которого эгоизм. Также поведение человека может определяться и общественными санкциями - моральными, религиозными.

Бентам видит в государстве конгломерат граждан, индивидов. Сначала он хотел довести здравые мысли до правящих кругов (предлагал проект преобразования тюрем, больниц), но король не понял этого, что убедило его в том, что власть преследует только свои цели. Бентам хотел провести реформу права. С той поры его деятельность была направлена на обеспечение парламентской реформы.

"Конституционный кодекс". Его содержание распадается на 4 части:

1) теоретические вопросы (политические принципы); целью правительства в любом государстве должно быть наибольшее счастье наибольшего числа людей. КП призвано превратить правительство в опекуна своих подданых. Два понятия суверенитета: а) учредительная власть принадлежит народу и б) действующая власть, которая делится на законодательную и исполнительную.

2) формы государвства; он отвергает монархию, аристократия также основана на ложных принципах. Единственная возможность осуществить принципы утилитаризма - демократия.

3) плохое управление; своекорыстные власти удерживают народ в повиновении посредством коррупции, сомволов (трон, корона...).

4) организация, компетенция и деятнльность новых политических учреждений; правительство служит общему благу, только если учреждения строятся так, что правители, чиновники, стремясь к собственному счастью, не смогут в то же время не служить общему счастью. Высший законодательный орган - однопалатный парламент формируется на один год на основе равного всеобщего избирательного права. Премьер-министр избирается парламентом на 4 года.

Средства обеспечения хорошего аппарата управления: контроль общественного мнения, экзамены для кандидатов.

Всякое государственное регулирование экономики является покушением на свободу. Он сторонник либерализма в экономике.

Право - воля суверена. Квалификационный признак права -санкция, правом может быть только то, что наказуемо. Закон должен быть ясным и общедоступным. Это он видел в системе кодификации.

Международные отношения. Государство имеет право на сопротивление внешней агрессии. Бентамовский план состоял в создании конфедерации.


 

27. Политико-правовые взгляды Дж.Ст. Милля

Джон Стюарт Милль(1806-1873). Сын Джеймса Милля, сподвижника Бентама.

Произведения: "Принципы политической экономии" (1848), "Утилитаризм", "Автобиография" (1870), важнейшие политические сочинения: "О свободе", "Мысли о парламентскойреформе" (1859), "Представительное правление".

Отходит от атомизма Бентама, для которого существовали только индивид и государство или общество, понимаемое как конгломерат индивидов. По мнению Милля в обществе не только сущ. классы, но и господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса. Принцип равенства не сводил к формальному равноправию. Милль – противник классового понимания социализма. Рабочие и наниматели должны обладать примерно равным представительством в парламенте. Его путь – пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание, реформы, постепенность, смягчение неравенства. Предлагал ограничить право наследования.

Первым привлёк внимание к возможным отрицательным последствиям демократии. Озабочен соотношением свободы и демократии. Индивидуальную свободу определяет как право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер. 3 компонента личной свободы: свобода совести (мысли, чувства, мнения); свобода выбора в преследовании той или иной цели (свобода действовать); свобода объединения с другими индивидами. Стремится уберечь личность от тирании не только государства, но и общества. Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам. Предостерегает от опасностей представителей правления: снижение качества власти и тирания большинства. Для того, чтобы этого избежать предлагает проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 году Герром. Суть: делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства. Кандидат должен получить минимальную норму. Голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе. Избиратель может указывать несколько кандидатов, чётко обозначая порядок предпочтения. Если кандидат, указанный первым уже набрал необходимый минимум, то голос переходит ко второому кандидату. Считал разумным, когда люди по своим интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом.

Считал, что следует упразднить палату лордов. Как и Бентам, он видел в сочетании демократии с эффективной и подлежащей контролю представит. органов и общественного мнения бюрократией основу разумного гос. строя. Судьи чиновники подбираются на основе конкурсных экзаменов.

Разделение властей – существенный признак правильно функционирующего государства, качества государственного механизма.

Милль внёс существенный вклад в развитие западной либеральной демократии. Его стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности, терпимости. Хотя они и нереалистичны во времена Милля. Он хотел создать учение, которое объединило бы рабочих и капиталистов, консерваторов и либералов. Милль стремился выйти за рамки либерализма в социальном плане.

 

28. Политико-правовые взгляды О. Конта

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу).

Огюст Конт (1798 – 1857) (учился в Политехническом институте в Париже; был секретарем и сотрудником Сен-Симона; порвал с ним, но сохранил верность некоторым его идеям).

«Курс позитивной философии» (разработка методологии и системы новой философии).

«Система позитивной политики» (отступление от принципов позитивизма, религиозный уклон и мистика, стремление сконструировать идеальную модель общества).

Особенности теории.

Исходный тезис позитивной философии (требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений) (отрицал познаваемость коечной сути, в том числе общественных явлений).

Позитивизм – философия, поставившая себя на службу естественной науке (естественная наука складывается из установленных фактов, определения причинных связей между фактами, формулирования законов) (факты устанавливаются в непосредственном, чувственном восприятии; законы определяются путем обобщения фактов методом индукции – достигаются положительные знания).

Предложил создать социологию (начинается с описания фактов жизни человека и общества, а затем переходит к поиску причинных связей между этими фактами; делится на статику (изучает условия существования общественных явлений) и динамику (изучает развитие общественных явлений)).

Основа эволюции – изменения во взглядах людей (учение о 3 стадиях развития общества – теологическая (все явления рассматриваются как следствие деятельности сверхъестественных сил); метафизическая (явления объясняются отвлеченными сущностями); позитивная (не исследуются цели происхождения вселенной и внутренних причин явлений, все ограничивается установлением связи между различными частными явлениями)).

Политика (теологическая стадия (монархические теории); мета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: