Эпоха.
VII в. н.э. (арабские племена переходили от родового строя к государственному; монотеистическая религия отвечала потребности объединения, вытесняя племенные культы).
Мухаммед (Магомет) (родился в 570 г.) (испытал нужду; служил пастухом и приказчиком; в 610 г. выступил с проповедью (предрекал скорый конец мира и страшный суд, призывал отказаться от почитания идолов и поклоняться Аллаху, объявлял себя его пророком; его плохо приняли — бежал (бегство — хиджра (622 г.)); начал успешную вооруженную борьбу с племенной верхушкой курейшитов; в 630 г. Мекка сдалась, население приняло ислам; Мухаммед возглавил общину верующих как религиозный лидер и как правитель).
Происхождение государства.
Сунниты (рациональное объяснения образования государства — нужно избежать хаоса, без власти воцаряется анархия) (умеренная, частично рационализированная концепция власти халифата).
Шииты (отметаются всякие попытки рационального объяснения происхождения власти; только религиозные аргументы).
Характеристика государства (определение государства).
Единовластие в духовной и светской, религиозной и государственной сферах(исламская община — теократия; власть принадлежит Аллаху, осуществляется через представителя, делегирована ему (и духовная, и светская)).
Мало норм, регулирующих политическое устройство, осуществление власти, формы правления (нет термина государство — вместо него имамат (руководство молитвой) и халифат (преемство, которые впоследствии стали использоваться для обозначения мусульманского государства).
Покорение огромных территорий (проблемы — подрывалось единство ислама; возникали секты; ослабевал дух ислама с увеличением богатства и институционализацией исламского общества).
|
Раскол ислам).
Формы государства (идеальное государство). (-).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Конкретных норм государственного права ни в Коране, ни в Сунне нет (носят общий характер, отсутствуют четкие формы их реализации) (отсутствует четкий порядок замещения должности халифа; консультации халифа с общиной необходимы, если вопрос не урегулирован в Коране и Суне; халиф должен руководствоваться своим мнением, а не соображениями совета муджтахидов (знатоков мусульманского права); притязания на демократизм -власть халифа не абсолютна и не божественна, но носит религиозный характер).
Важнейшие источники мусульманского права — Коран и Суна (право воспринимается как всеобъемлющий регулятор человеческой жизни; включает юридические нормы, нормы нравственности, религиозного культа).
Другой источник мусульманского права — доктрина (играет главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении священных текстов к требованиям времени).
Особенности теории.
Учение изложено в Коране (собрание проповедей мекканского и мединского периодов, 114 сур (глав); Мухаммед настаивает, что это не его мысли, а божественное откровение, ниспосланное ему через святого Духа).
Второй источник — Сунна (собрание текстов (хадисов),содержащих приписываемые Мухаммеду изречения).
Ислам — монотеистическая религия (принцип единобожия противопоставляется политеизму арабских племен и христианству (из 5 пророков — 3 ветхозаветные, 1 — христианский (Иисус) и 1 — Мухаммед).
|
Отрицаются национальные различия (провозглашается принцип равенства в вере; последователи ислама — единая семья, община верующих, ему противостоит территория войны, подлежащая присоединению к миру ислама посредством священной войны (джихада)).
Джихад проявляется не только в форме войны (наивысшее напряжение сил в служении Аллаху; в исламе как и в других религиях противоречиво сочетаются идеи насилия и ненасилия, мира, любви к ближнему).
Ислам не замыкается в сфере преобразования духовной природы человека(ориентирован на воплощение предначертаний пророка здесь и сейчас; вера должна быть реализована практически).
Религия неразрывно связана с государством и правом.
9. Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли
Н. Макиавелли (15-16 вв.) родиля во Флоренции.
Основные произведения: "Государь", "Рассуждение по первой декаде Тита Ливия".
Отношение к религии. Религия для Макиавелли – не высшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует не истинность религиозного учения, а его роль в общественной жизни. «Религия и бог были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств». Захватив светскую власть, говорил Макиавелли, католическая церковь недостаточная сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать сделать это другим.
Природа человека, интересы человека и социальных групп как основа политики. Религиозным догмам противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии. Фортуна – судьба, все зависти от самого человека. Но человеком движет эгоизм.
|
Понятие "государство" и "республика ". Макиавелли первым применил термин «stato» для определения государства. Он не проводил разграничений (полис, королевство, княжество; государство, страна, общество), но введением нового термина заложил для них основу.
Он же впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии; в качестве родового понятия, охватывающего две формы правления – аристократию и демократию.
Формы государства. В «Государе» подразделяет формы правления на республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. А в «Рассуждения» традиционная система: 3 правильных и 3 неправильных формы (монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – licenza (особое название – распущенность)). Наилучшей формой в «Рассуждениях» считает смешанную, в которой бы сочетались бы элементы монархии, аристократии и демократии – прочность. В «Государе» его симпатии на стороне принципата, единовластии. Т.к. «Рассуждения» носят более общий теоретический характер, а «государь» - размышление о том, что пригодно для Италии.
Соотношение политики и морали. «Цель оправдывает средства». Он считает, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение добродетельно.
10. Политические взгляды Т. Мора
Эпоха.
Эпоха Возрождения (XIV – XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма).
Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).
Томас Мор (1478 – 1535) (Лондон; семья купца; учился в Оксфорде; сблизился с Эразмом Роттердамским; занялся адвокатской практикой; избран в парламент; немилость Генриха VII; поступает на службу к Генриху VIII, поддерживает его в полемике с Лютером; король вступил в конфликт с папой и объявил себя главой англиканской церкви, Мор не одобрил, сложил полномочия Лорд-канцлера, казнен).
Сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Характеристика государства (определение государства).
Мор принадлежит к христианским или северным гуманистам (оставались ревностными христианами, хотя сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннего христианства) (нет предопределенности; верит не только в возможности человека, но и в его добрую природу, несмотря на грехопадение; в основе общественно-политических рассуждений отношения между людьми; один из родоначальников мирской науки об обществе, проникнутой верой в прогресс и возможности рационального переустройства жизни).
«Утопия» (в первой части критикуется современное Мору общество; во второй описывается идеальное общество).
Суровое осуждение феодального общества (разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, слуг, войска и стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках; безразличие к их судьбе порождает преступников – общество создает воров).
Решение проблемы (упразднение социальных контрастов, забота о тружениках, охрана их земельных наделов, обеспечение работой безземельных; наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; соразмерность преступления и наказания; замена смертной казни принудительными работами).
Социальная несправедливость (зло в частной собственности; распределить все поровну и по справедливости и счастливо управлять человеческими делами невозможно иначе, как уничтожив собственность).
Формы государства (идеальное государство).
Остров Утопия (нет частной собственности, отменены деньги и сделки между частными лицами, полное имущественное равенство; запрещено проявление роскоши и излишеств; для всех обязателен производительный труд; основа общества – семья, она в то же время трудовой коллектив; каждый гражданин осваивает ремесло и занимается земледелием; раз в 1о лет обмениваются домами; необходимое для жизни получают с общественных складов; совместные трапезы; в семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали).
Гармоничное общество возможно только при условии полного достатка (технического прогресса еще нет; неприятные работы выполняются рабами; в рабство обращаются совершившие тяжкие преступления и военнопленные).
Политический строй Утопии (демократичен; все должностные лица выборные; принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании; остальные должностные лица избираются ежегодно (их функция – обеспечение соблюдения законов, организация общественных работ и надзор за ними (исполнительная власть, включая судебную)); важнейшие вопросы решаются народным собранием; представительная система сочетается с элементами народной демократии).
Конституционные порядки Утопии (смешанная форма правления; глава государства принцепс; народное собрание, сенат; аристократический и монархический элементы представлены слабо (дань традиции); преобладание демократического элемента).
Отношение к религии (исповедуется множество религий; каждый гражданин свободе в выборе любой из них; не допускается оскорбление религиозных чувств; осуждается полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения; атеистам запрещено проповедовать свои взгляды, но они могут обсуждать их).
Основной принцип строя (гармоничное сочетание личных и общественных интересов; отсутствуют столкновения между интересами государства и индивидуума).
Особенности теории.
Отверг кастовость коммунизма, его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистические принципы на все общество.
Ввел требование всеобщего производительного труда.
Отошел от платоновского подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь человека, связал коммунистический идеал с демократией.
Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, из сочувствия к угнетенным, из стремления к равенству и преодолению социальной несправедливости (социализм приобретает социальную окраску, связывается с участью трудящихся).
Мор ввел жанр утопии как средство критики существующего строя (нереальность проекта, полное отсутствие практической заинтересованности позволили ему остаться верным высоким нравственным принципам).
11. Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин)
Мартин Лютер (окончил Эрфуртский университет; магистр свободных искусств; в 1517 открыто выступил против католицизма). Противопоставил себя движению низов (стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).
Томас Мюнцер (последователь Лютера; позднее порвал с ним; наиболее близким для него стало учение последователей Яна Гуса - таборитов (Бог мечом совершит суд над мировым злом через избранных ревнителей дела Божия); участвовал в Крестьянской войне, попал в плен, казнен).
Жан Кальвин юрфак Парижского и Орлеанского университетов; сильное влияние на него оказали идеи гуманистов, особенно Эразма Роттердамского и Лютера; 1553 - отрекся от католицизма и создал первую общину своих реформаторских идей; обосновался в Швейцарии; главный труд «Наставления в христианской вере»).
Характеристика государства (определение государства).
Лютер (коренное преобразование культа и организации церкви вело к сдвигам в социальной и политической жизни общества; предпосылки для политического объединения Германии; прекращается отток денежных средств в Рим; упразднение церковных праздников - стимулирование предпринимательской деятельности; упрощение мессы - упразднение огромной массы духовенства; секуляризация церковного и монастырского имущества).
Концепция государства (порвал с теорией христианского корпуса (объединение христианских народов, жизнь которого регулируют две власти (светская и духовная) и два права (мирское и каноническое); отверг целесообразность 2 властей и 2 прав - альтернатива - учение о 2 царствах (разграничение религиозной и светской сфер)).
Кальвин (радикальная реформа устройства церкви; упрощение культа; упразднено духовное сословие; церковные общины стали возглавлять старшины из мирян).