Гипертекст и единое информационное пространство Интернета.




 

Вопросы:

1. Феномен гипертекста.

2. Гиперцепция — нелинейный способ мышления и познания в Интернете.

3. Гипертекст как основная форма коммуникации в блогосфере.

4. Скорость распространения информации on-line.

5. Информационный парадокс блоггинга: корреляция личного с общедоступным.

6. Возникновение сообществ в Интернете.

 

1. История понятия гипертекст начинается в 1960-х гг. Тогда американский первооткрыватель в области электронных технологий Теодор Нельсон впервые предложил этот термин, описав его следующим образом: «Гипертекст — это комбинация естественного языка с компьютерными возможностями... Или, более широко, гипертекст — это общее обозначение для любого текста, который не может быть напечатан. на обычной бумажной странице или использован в полной мере будучи заключенным в переплет. Близкое ему понятие — “нелинейный текст”» (Nelson, 1967: 195). Позже в книге Literary Machines Нельсон уточняет свое определение: «Под гипертекстом я подразумеваю нелинейное повествование — текст, который ветвится, оставляя читателю выбор, и который лучше всего читать на интерактивном экране...Цепь текстовых фрагментов, соединенных между собой ссылками, которые предлагают читателю разные маршруты чтения» (Nelson, 1987: 0/2). На конец 1980 — начало 1990 гг. приходится немало попыток реализовать идеи гипертекста на практике, в числе которых и проект Ксанаду (Xanadu) самого Т. Нельсона (не законченный до сих пор), и разработанная компанией Apple программа HyperCard, и, наконец, Всемирная паутина (World Wide Web), представленная в 1991 г. Тимом Бернерсом-Ли.

 

Гипертексту характерны:

 

критерии:

- наличие ссылок (внутритекстовых, межтекстовых и внешних),

- наличие разных текстов в рамке одной статьи (комментарии на полях, дополнительные текстовые окна и т.д.), а также наличие аудио- и видеофайлов,

- наличие элементов интерактивности (размещение читательских комментариев на отдельной странице, в конце статьи, на полях),

- наличие элементов гипертекстового дизайна и инструментов для навигации, таких как карты, схемы, рисунки, позволяющие ориентироваться в рамках статьи.

2. Термин «гиперцепция» появился в 1962 году после выхода в свет книги Маршалла Маклюэна «Галактика Гутенберга». Как можно догадаться, понятие «гиперцепция» является производным от слова «перцепция», обозначающего процесс восприятия в самом широком смысле. Необходимость в новом определении процесса восприятия появилась с приходом в нашу жизнь телевидения, глобально изменившего процесс познания, и других электронных средств передачи информации.

Телевидение и прочие средства аудиовизуальной передачи информации соединили воедино слово, звук, картинку, движение и, соответственно, сделали процесс восприятия более полным, чем когда на органы восприятия человека в единицу времени воздействовал лишь один или два фактора.

мир восприятия захватили аудиовизуальные средства, позволяющие самим выбирать тип информации и последовательность её изучения. Тут самое время вспомнить про Тэда Нильсона, придумавшего в 1962 году слово «гипертекст» для определения совокупности текстового, изобразительного, видео- и аудиоматериала, которую нельзя представить в каком-то одном формате: письменном, печатном, телевизионном и так далее.

Термин десятилетиями позже прижился в компьютерных технологиях, как нельзя лучше иллюстрирующих все перемены, произошедшие в процессе передачи и восприятия информации. С аббревиатуры HTTP от HyperText Transfer Protocol начинается адрес любого сайта в сети Интернет. Мы можем выбрать, смотреть ли нам по телевизору мировые новости или новости в стране. Мы можем выбрать ту информацию в Интернете (считайте, гипертекст), которую хотим получить в первую очередь.

Это всё, так или иначе, заметно пошатнуло незыблемость позиций линейного мышления и линейного восприятия информации. Массовое восприятие стало более глобальным, а линейность как таковая перестала быть определяющей в формировании образов и восприятии событий. И не удивительно, что термины «гипертекст» и «гиперцепция» так созвучны.

Линейность как таковая не может исчезнуть полностью, так как это бы лишило человечество даже элементарной возможности кратко пересказать суть события в узких временных рамках (что, где, когда), не говоря уже о возможности написать фундаментальный научный труд, где планомерность изложения и переход от явления к закономерности просто необходим.

 

3. освоение гипертекста как способа коммуникации обусловлено двумя взаимосвязанными тенденциями развития самой коммуникации. Первая тенденция связана с увеличением объемов информации и использованием компьютера в качестве средства коммуникации. Потоки информации образуют сложные пересекающиеся в пространстве и времени структуры. При расширенном воспроизводстве текстов прежние способы их сохранения и распространения перестают удовлетворять потребности общества. Компьютер постепенно внедряется в разные коммуникативные сферы, создаются устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния, в частности гипертекстовые системы.

Вторая тенденция связана с нарушением целостности мировосприятия, возникновением множественных, дополнительных друг другу структур знания. Множество сообщений не укладывается в жесткие иерархические структуры, а складывается в мозаику. Подобные наслоения требуют гибких сетевых структур, например, таких, как гипертекст.

Благодаря Интернету была создана техническая база для адаптации линейной структуры текста к нелинейной, основанной на ассоциации связи идей в мозгу человека. О нелинейном мышлении человека писал В. Буш: «... мозг человека... действует по ассоциативному принципу. Уловив одну мысль, он немедленно переходит к другой, порождаемой ассоциациями мыслей в соответствии с некоторым сплетением следов в клетках головного мозга».

Гипертекст обеспечивает функционирование большого объема информации в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются его неотъемлемыми частями). Текст становится креолизованным. Все это наводит на мысль о влиянии философии постмодернизма на современную коммуникацию. Гипертекст становится как бы следствием и основным выражением идей этой философии.

 

 

4. Скорость входящего соединения влияет на то, как быстро открываются сайты и скачиваются файлы. Исходящее соединение используется при передаче данных с вашего компьютера в сеть — например, при отправке писем или загрузке фотографий в облако. Проверить скорость интернета вам поможет Яндекс.Интернетометр.

5. Ведение блога ставит перед блогером вопрос – какой уровень раскрытия перед посетителями блога своей частной жизни считать для себя приемлемым?

Диапазон вариантов широк: от, скажем так, «самораздевания» до полной безличности размещаемых на блоге материалов.

Совсем уж «обнаженных» блогов мне встречать не доводилось, но некоторые дневники к ним приближаются. А вот совсем безличные блоги время от времени попадаются, чаще всего там висят безличные же рерайты.

Промежуточные варианты различаются по тому, делятся ли блогеры или нет информацией о своих:

  • Семье и детях
  • Личной жизни
  • Работе
  • Хобби
  • Жизненной философии
  • Политических или религиозных убеждениях
  • И др.

Наверное, во многом раскрытие блогером таких «о себе» может определяться вашими потребностями в создании и развитии блога (например, для общения или для заработка), тематикой блога, моделью его продвижения (например, упор на формирование «клуба» постоянных посетителей или на поток посетителей с поисковиков).

Но важное значение имеет и комфортная для самого блогера психологическая дистанция в общении, а также просто его позиция по этому вопросу (о чем я буду писать, а о чем не буду).

Переходя на личности, и если не я, то кто же, попробую примерно описать, каковы мои границы публичности при ведении блога. В целом я … сдержан. По большинству перечисленных выше пунктов я не хотел бы откровенничать на блоге.

По разным причинам. Например, моя семья не просила меня рассказывать о ней в Сети, и не буду. А вот о своих политических взглядах не хочу писать потому, что из-за этого могут испортиться отношения с некоторыми знакомыми блогерами, которые сами по себе вполне хорошие люди. Если у нас хватает хорошего общего, то зачем портить отношения разделяющим нас недобрым?

Да и вообще, приватность, ценность частной жизни приобретает для меня с годами все большее значение. Кстати, если вы помните, Иосиф Бродский в своей нобелевской речи говорил в основном о приватности, а не о политических свободах, например. А у Марины Цветаевой есть следующее высказывание: первая победа женщины над мужчиной - рассказ мужчины о его любви к другой. Это запомнилось, и я немножко суеверно «придерживаю» разные «о себе».

Но с другой стороны, я достаточно открыто высказываюсь по менее личным темам. Например, откровенно описал свой забавный опыт получения полиса ОСАГО, не забыв отметить и собственное разгильдяйство. Или вот поделился большой значимостью Винни-Пуха в моей жизни.

Думаю, что мой сдержанный подход не плох и не хорош. Он просто подходит для меня. И возможно, со временем я стану откровенничать на Буридо больше или наоборот - меньше.

Но сейчас мне больше интересно не это, а то, как вы отвечаете на этот вопрос, и чем обосновываете свой подход? Буду рад вашим комментариям.

Что-то меня последнее время на блогерскую рефлексию потянуло, до этого про золотую середину в блогинге настрочил. А вот вкусную и питательную статью про электронные библиотеки все не допишу, непорядок (дописал, порядок).

 

 

6. Эволюция интернет-сообществ

Онлайн-сообщества в разных формах существуют уже несколько десятилетий. На заре интернета были чаты, BBS и форумы. В 1993 году в 23% семей США были компьютеры, но неизвестно, сколько из них пользовались интернетом. Уже к 2003 году 62% семей обзавелись компьютерами и 55% из них выходили в сеть.

Форумы того времени стали прообразом сегодняшних интернет-сообществ. С появлением LinkedIn в 2003, Facebook в 2004, Twitter в 2006 и Google Plus в 2011, коммьюнити перешли на качественно новую ступень эволюции. Сообщества стали базироваться в социальных сетях. Форумы до сих пор существуют в качестве самостоятельных общин, хотя многие их функции были интегрированы в соцсети, и большинство людей не отдает им предпочтения. Кроме четырех популярных площадок, существуют другие типы сообществ: подобные Ning (создание собственных социальных сетей), блоги, видео (YouTube, Vimeo и т. д.), фотосервисы (Flickr, Instagram). В большой четверке есть свои «подсообщества» (круги, группы, чаты, страницы и т. д.).

 

Феномен блогосферы

 

Если коротко, то феномен блогосферы состоит в том, что за несколько лет самозародилось новое информационное пространство. Быстрее реагирующее, более независимое и сложнее контролируемое.

 

Предпосылками к возникновению блогосферы являлись:

 

А. Экспоненциальный рост блоггеров и блогов. Рост блогов и блоггеров объясняется следующим:

 

Рост числа интернет пользователей.

 

Простота в создании и ведении блога. (в 1999 году Pyra Labs создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блоггеров)

 

Наличие свободного доступа к сети на рабочем месте.

 

Полная свобода высказываний в блогах (до определенного времени, на данный момент высказывания в блогах для целей УК приравниваются к публичным).

 

B.Стремление людей к диверсификации источников информации и скорейшему получению информации. До появления блогосферы СМИ полностью контролировали информационную повестку дня. Блогосфера позволила удовлетворить данные человеческие стремления из-за:

 

Веры в «свободность блогов», отсутствие цензуры и прочее.

 

Огромной скорости распространения информации по блогосфере.

 

Личностной окрашенности информации.

 

Огромного числа источников информации (каждый блоггер является источником информации).

 

Анонимности.

 

C. Удовлетворение социальных потребностей людей.

 

Влияние блогосферы на социальные процессы

Блог может являться площадкой для общественных дискуссий. За счет того, что по блогосфере информация распространяется стремительно и неконтролируемо, ускоряется и реакция общественного мнения по различным вопросам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: