Адья спросил: Скажи мне, что означает слово ХАТХА и как его следует понимать?
Подруга ответила: ХА – это папа, ТХА – это мама. ХА – это мама, ТХА – это папа. ХАТХА - их союз, их ребенок. ХА - солнце, ТХА – луна, ХА – луна, ТХА – солнце. ХАТХА означает затмение. ХА означает день, ТХА означает ночь, ХА – это ночь, ТХА – это день. ХАТХА означает рассвет и закат. Ха – это вдох, ТХА – это выдох. ХА – это выдох, ТХА – это вдох. ХАТХА означает, когда нет ни вдоха, ни выдоха, когда вдох поглощает выдох и выдох поглощает вдох. ХА – это гласные. ТХА – это согласные. ХА – это согласные, ТХА – это гласные. ХАТХА означает мантру. ХА – это правое, ТХА – это левое. ХА – это левое, ТХА – это правое. ХАТХА означает серединное. ХА – это белое, ТХА – это красное. Ха – это красное, ТХА – это белое. ХАТХА означает небесно-голубое. ХА – это осознавать, ТХА – это действовать. ХА – значит действовать, ТХА – осознавать. ХАТХА означает достигать высшего результата. Ха – напряжение, ТХА – расслабление. ХА – расслабление, ТХА – напряжение. ХАТХА – путь жизни. ХА – значит заставлять себя, ТХА – означает позволять себе. ХА означает позволять себе, ТХА означает заставлять себя. ХАТХА – достижение высшего достижения в жизни.
Адья спросил: Как это следует понимать?
Подруга ответила: В этой йоге ты можешь выполнять упражнения, как методом ХА, так и методом ТХА. Ты можешь практиковать все упражнения йоги материнским методом мудрости – методом энергии, методом ощущения. Либо отцовским методом самопреодоления – методом сознания, методом решительности. В трактатах сказано, что подобно тому, как для рождения ребенка нужны мама и папа, так же и для постижения хатха - йоги практику необходимо практиковать упражнения и методом энергии – материнским и методом сознания – отцовским.
|
Она сказала: Поэтому слово ХАТХА может быть объяснено, как союз мысли и чувства, как союз мамы и папы, как союз сознания и энергии, Как союз левого и правого Как союз гласных и согласных Как союз ночи и дня Как союз вдоха и выдоха Как союз убывания и пребывания Как союз усилия и бездействия как союз аскетизма и наслаждения Как то, что находится между крайностями. Откажись от крайностей и ты воплотишь ХАТХУ - ЙОГУ. Это великий путь отказа от страданий и неведения.
Адья спросил: Что значит практиковать упражнения женским методом энергии, и что значит практиковать мужским методом сознания.
Она ответила: Когда ты выполняешь упражнения продолжительно и без особых усилий, когда ты отдаешься ощущениям, когда ты позволяешь энергии проснуться в тебе и правильным образом согнув твое тело, выполнять упражнения Хатха-йоги – это называется материнский метод энергии, мудрости, ощущения. Не особо заботься о правильности выполнения упражнения, приблизительно прими позу и ожидай, когда проснувшаяся энергия сама изогнет твое тело правильным образом. Энергия, как заботливая мать выведет тебя к достижению совершенства. Доверься энергии тела, как своей маме. Это метод энергии, мудрости, ощущения, женский метод.
Она сказала: Теперь же выслушай о мужском методе сознания при выполнении йоги. Выполняй упражнение ограниченное время, пусть это даже будет время одного вдоха. Напрягай всю свою волю, применяй максимум усилий, внутренним взором видь себя уже совершеннейшим йогом, подчиняй себе свое тело. Максимально применяй свою волю и решимость. Но только не навреди себе. Переходи из позы в позу, как Шива в танце. Все это называется методом сознания, отцовским методом усилия и решимости, побеждающим инертность и несовершенство тела.
|
Адья спросил: как следует овладевать ранее неизвестными позами и как практиковать уже известные позы.
Подруга ответила: Мудрые говорят, что лучше всего начинать изучать позы методом энергии, как заботливая мать вскармливает новорожденного ребенка, так и метод энергии позволяет утвердиться в упражнениях начинающему йогу. Пусть это будет хоть одно упражнение в день. Затем же подобно тому, как ребенок вскормленный грудью матери начинает видеть и играть с папой, подобно этому начинающему йогу, нужно также выучить упражнения йоги отцовским методом сознания.
Она сказала: Для каждодневной практики выбери 5-7 упражнений и делай каждое из них, в течении, по крайней мере, 20-30 вдохов и выдохов, методом энергии. Либо сделай в течении того же времени максимальное число поз хатха-йоги, переходящих из одной в другую методом сознания.
Она сказала: Если же йог уже искусен в упражнениях хатха-йоги, он может выполнять каждодневную группу упражнений сперва методом энергии, продолжительно,а потом все те же упражнения методом сознания – короткое время с применением воли и усилия. Этот славный йог может также использовать два этих метода одновременно. То есть начинать выполнять упражнение методом энергии, отдавшись ощущениям, а завершать методом сознания,заставляя себя. Либо наоборот начинать выполнять методом сознания, принуждая себя, а заканчивать методом энергии, позволяя себе насладиться ощущением выполнения. В дальнейшем же этот славный йог сам определяет для себя, какие упражнения делать материнским методом энергии, какие отцовским методом сознания, а какие упражнения двумя этими методами. Но только лишь этим союзом двух методов йог достигает конечного результата в хатха-йоге. О Адья, хорошо осознай мои слова и ты избежишь многих препятствий и ловушек на пути хатха-йоги и достигнешь высшего счастья.
|
Адья сказал: Ты поведала мне о двух методах выполнения упражнений хатха-йоги. Расскажи мне о негативных сторонах каждого из методов.
Она ответила: Человек, практикующий эту йогу только лишь методом энергии, склонен скатываться в инертность и пассивность. Если же он практикует только лишь методом сознания, он скатывается в фанатизм, то есть в излишнюю активность и навязыванию своих взглядов другим. Лишь между двумя этими противоположностями проходит узкая тропинка достижения высших результатов хатха-йоги, поэтому мудрые и говорят: «отбрось крайности и ты достигнешь успеха». Уравновесь материнский метод отцовским методом и родишься, как бессмертный совершенный хатха-йог. Еще раз и еще раз подумай об этом Адья. Откажись от крайностей, в них нет результата.
«Теперь я поведаю тебе о бандхах и мудрах…»
147. Выслушай же меня, мой ученик, о таинственной практике. Как человек в неоплатном долгу перед своими мамой и папой, так и йоги перед милостью Шивы, который поведал им этот раздел. Тело человека, как великая страна, в центре этой страны - гора меру. Все вращается вокруг неё. В этой стране есть поля и леса, моря и реки, есть существа, живущие в ней, там обитают божества и мудрецы, там есть солнце и луна, созвездия и планеты и многое, многое другое. Йог же, как искусный правитель, управляет всем этим внутренним мирозданием.
148. Когда тело – страна очищена или же в процессе чистки, следует применять мудры и бандхи. Бандхами йогин останавливает течение энергии в своем теле и перенаправляет их в другие русла, как реку перекрывает искусно созданная плотина. Как землепашец орошает свои поля, пуская живительную влагу то по одному то по другому оросительному каналу. Мудры же - это жесты, жесты приглашения, которые заставляют проявиться те или иные вибрации энергии, как внутри тела так и за его пределом. Подобно тому, как жестом руки мы приглашаем друга войти в наш дом, подобно этому, воспроизводя ту или иную мудру, мы приглашаем определенное божество проявиться в нашем внутреннем мире, либо снаружи от нас во вселенной. Каждому божеству присуща своя энергия. Кому-то гневная, кому-то мирная. Какое-то божество проявляется через эманацию энергии, вызывающую ту или иную эмоцию или ток энергии, как внутри так и снаружи от него. Мудрый ученик должен знать необходимые мудры и бандхи. Это залог его победы.
149. Мудры и бандхи следует хранить в тайне, в них не следует посвящать людей непреданных, жадных, тех, кто не уважает учителей, коварных и несдержанных. А так же болтливых и непрактикующих йогу. Так же следует всегда с почтением относится к Шиве, который поведал эту науку. Шива сказал: для изучения мудр и бандх тебе необходимо защищенное, уединенное, во всех смыслах благоприятное место, где тебя не смогут потревожить ни соседи, ни случайные прохожие, ни животные, ни насекомые, ни плохая погода. Но самое главное, тебя не должны тревожить ни твои жены, ни твои дети, ни твои друзья и знакомые. Место это должно быть красивым, безопасным, близ источника воды и чтобы было легко добывать себе пищу для пропитания. Когда же достигнуто совершенство и мудры и бандхи изучены, такие жесткие ограничения не нужны.
150. Она сказала: есть три группы бандх 1 группа относится к верхним вратам тела, вторая группа к нижним вратам тела и третья группа к самому телу. Мудры же бывают для проявления энергии преимущественно внутри тела или во вне. Комбинации и сочетания различных бандх и мудр из разных групп достигается процесс пробуждения тотальной энергии и раскрытия космического всеобъемлющего сознания снаружи или внутри. Когда нет деления тот или та, когда объект действия действующий и сам процесс действия единое неразделимое одно.
151. Омой свое тело, уединись в свою хижину для практики, сбрось с себя всю одежду сядь на землю на подстилку и начни практиковать бандхи и мудры.
152. Она сказала: в нижней части тела ниже пупка и в районе промежности область апаны это энергия отвечающая за выделения тела и её тенденция стекать вниз, в верхней же части тела в районе легких энергия прана и её тенденция покидать тело улетая вверх. Соединением этих двух энергий достигается йога (союз) ты должен смешать прану и апану. В результате рождается ясный нектар 1 капля, которого излечивает все болезни. Направь его в пупочный центр и энергия войдет в сушумну. От этого задрожат Нади как листья при порыве ветра. Поэтому ты о ученик должен заставить апану подниматься вверх,а прану опускаться вниз.
153. Теперь же выслушай о мула бандхе. Нерадивый и непочтительный ученик никогда не достигнет успеха в ней. Перед тем, как практиковать мула бандху знающий делает подготовительные упражнения. Помести свое тело до пупка в теплую чистую воду. Используй большой и безымянный палец. Вставь в свой задний проход и очисти прямую кишку от всей грязи. Тщательно растирая её этим пальцем. Затем вместе со средним вставь в прямую кишку безымянный палец и втягивай воду через задний проход в прямую кишку. Для тех, кто забывает смех и радость и принимает себя в серьез, тот попал в заблуждение и опасность близка, помни это йогин. Знай смех и радость, любовь и счастье всегда. Мой прямую кишку этой водой. Изнутри массируй область крестца. Ухвати крестец и очень аккуратно начни мять его, затем вытащи пальцы из заднего прохода изгони из себя воду. И потри указатель пальцем либо средним пальцем вход в прямую кишку, чтобы он сжался и закрылся. Теперь же выслушай саму мула – бандху - психический замок. Психическое и физическое тела связанны, помни это.
154. Сять на землю сожми задний проход и промежность и удерживай их так. Затем полностью расслабь мышцы заднего прохода и промежности, пускай они пропитаются апаной, повторяй этот процесс много раз. Этим ты погонишь волну апаны вверх. Пока волна апаны идет вверх все мышцы промежности сжаты, как только она дошла до крайней точки часть мышц непроизвольно расслабяться. Другая часть останется сжатой, как только это произойдет, расслабь все мышцы промежности и опять позволь апане обильно пропитать их и снова сжимай промежность. Делай так много раз с каждым разом держи мышцы сжатыми все дольше и дольше, поднимай апану все выше и выше, через шесть месяцев сможешь надолго закрывать нижний шлюз тела. Чем выше будет подниматься апана, тем больше она будет проникать в область праны. От этого смешения у практикующего успешного ученика будет выступать испарина и пот будет омывать его тело. Так рождается ясность в теле чистота и легкость. Это поистине непревзойденная бандха устраняющая многие болезни и очищающая каналы.
155. Практикуя эту бандху, овладеешь мышцами заднего прохода и половых органов. Не останутся больше безконтрольны они. Энергия апана перестанет уходить, будет накапливаться и с высочайшим наслаждением огромной волной покидать тело при естественных отправлениях. Подобно тому, как мудрый землепашец держит в безупречном порядке шлюз на своем озере откуда берется вода, так же и ты мой ученик должен со вниманием и всей бдительностью относится к шлюзу тела. Как у рачительного хозяина каждая шестеренка этого механизма смазана, легко управляется и надежно работает, так и в твоем теле все мышцы и тонкие каналы должны быть очищены и быть под контролем в хорошем состоянии. Сама по себе вода представляет ценность, только если ей можно напоить поля и животных, а так же очистить и смыть грязь. Апана ценна, когда она под контролем. Если она перестанет утекать то это так же приведет к расстройствам организма, подобно тому, как если бы живительный источник перекрыть массивной платиной. Поэтому трать апану с умом. Две другие крайности вызовут болезни и не позволят достичь успеха.
156. Вот практика, пробуждающая шакти. Сжимай и разжимай задний проход быстро так, что бы за сжатием тут же шло расслабление, а за расслаблением сжатие. Постепенно увеличивай число за один раз. Этим заставишь шакти вибрировать в области её нахождения. Это упражнение обостряет органы чувств. В ярости эманации шакти поднимаются вверх, достигая макушки, за эманациями следует шакти. Как хорошо спланированное восстание крестьян может свергнуть любого деспотичного раджу, так и это упражнение свергает деспотичность неведения нашего разума.
162. Сейчас я поведаю тебе о замках верхней части тела. Прижми свой подбородок к своей груди. Этим перекрываются верхние врата. Этим закрывается возможность для праны улетать вверх, прана становиться пойманной и с легкостью может быть направлена вниз в область пупка, где она смешивается с апаной.
163. Запрокинь голову назад, таким образом, перекроешь многие каналы в районе шеи. И по другому заставишь циркулировать токи энергии в голове. Это упражнение делается на вдохе. Глаза при этом устремлены в небо - поэтому практика эта называется вдох с небес.
164. Вот непревзойденный языковой замок. Именуемый Кхечари мудрой. Лишь практикующий поймет всю грандиозность Кхечари. Подними кончик языка как можно выше, вверх по небу, старайся проглотить свой язык. Устремляя кончик языка в носовую полость, а так же в точку между бровями внутри черепа. Так пребывай долго. Жажда, холод, жара, голод, негативные вибрации перестают оказывать действие на йога, выполняющего кхечари. Разум становиться твердым и сильным, мысли однонаправленными. Жизненная энергия сильной. Выполняя кхечари, с легкостью научишься летать во сне и наяву. Даже сексуальная энергия контролируется кхечатри мудрой. Дыхание становиться подвластным йогу. Если попал в компанию грязных, неприятных людей выполняй кхечари. Как только болезнь коснется тебя или же силы покидают тебя, выполняй кхечари.
165. Выслушай об уддияне бандхе. Втяни внутренности вверх и вниз от пупка так что бы они ушли вверх к диафрагме. Уддияна - это тот лев, который убивает слона смерти. Выполняй эту бандху как на вдохе так и на выдохе.
«Теперь я поведаю тебе об очистительных упражнениях…»
205. Дхоути – проглатывания куска ткани. Возьми бинт длиной в 1,5 метра сверни его пополам, сшей так, чтобы он был как трубочка. Отрежь растрепавшиеся края, затем выверни его на изнанку. Ткань готова к проглатыванию. После этого возьми чашу с теплой водой и положи туда бинт, смочи его. Начинай проглатывать бинт неспеша, в первые дни проглоти 3 см., затем 5см, затем 7см. и т.д. пока не проглотишь весь бинт.
В первую неделю возможны рвотные рефлексы, поэтому выполняй эту процедуру на голодный желудок рано утром. Практика дхоути проводится в течении того времени пока вы не проглотите бинт приблизительно 7-12 дней. Дхоути прочищает пищеварительный тракт, избавляет от бронхиальных заболеваний, астмы, болезней селезенки и прочих недугов, связанных со слизью.
206. Басти - промывание кишечника. Для процедуры следует подобрать гладкую трубку диаметром 1,5 – 2 см. чтобы повысить её гладкость, можно смазать трубку маслом. Практикующему необходимо сесть в ванну, вода в которой доходит до уровня пупка, сесть на корточки ввести трубку взадний проход на глубину примерно четырех пальцев, сжать мышцы ануса, выполнить уддияну, чтобы втянуть в него воду, взболтать её в нижней части кишечника и выпустить наружу. Процедура повторяется несколько раз. Басти прочищает нижнюю часть кишечного тракта. Она повышает аппетит и усиливает огонь в животе, то есть силу пищеварения. Эта процедура может избавить от всех недугов, связанных с избытком газов, желчи и слизи. Надлежащая практика басти улучшает телосложение, работу органов чувств и внутренних органов.
207. Нети: очищение носа и носовых пазух. В процедуре используется леска с обожженными и закругленными концами. Необходимо вставить леску в одну ноздрю и постепенно просовывать её до тех пор, пока она не проникнет в ротовую полость. Затем необходимо повторить весь процесс с другой ноздрей. Нети прочищает носовые проходы, пазухи, переднюю часть лица и черепа. Эта процедура стимулирует всю нервную систему, улучшает зрение. Нети можно выполнять с использованием воды: она втягивается ноздрями и выпускается через рот. Эту разновидность называют джала-нети.
208. Тратака: пристальное смотрение. Тратака представляет собой йогическое упражнение, в котором немигающий взгляд сосредотачивают на крошечном предмете (например, пламя свечи) до тех пор, пока глаза не начнут слезиться. При появлении слез следует прикрыть глаза и созерцать предмет мысленно, пока его образ не исчезнет. Тратака позволяет достичь сосредоточенности разума на одном. Она способна излечить глазные болезни. Кроме того, она развивает сознание наблюдателя – особое состояние слежения за внутренними и внешними явлениями без эмоциональной вовлеченности в них.
209. Наули: упражнение для живота. Это упражнение (крийя) является венцом очистительных действий хатха-йоги. Оно очень сложно и требует большой практики. На первый взгляд наули может показаться совершенно невыполнимым, однако несгибаемая сила воли помогает его освоить. Необходимо слегка наклониться вперед, расставив ноги и упершись ладонями в колени, выпустить из легких весь воздух и втянуть живот (удияна), затем втягивать и выталкивать живот ровно столько, насколько хватает воздуха. После определенного периода попробовать после выдоха при выполнении удияны выделить две трубки(вытолкнув их вперед). Их следует поочередно вращать с помощью мышц живота то в одну, то в другую. Сторону вправо и влево – так, чтобы возникало впечатление водоворота. Вдох осуществляется после вращения. Упражнение выполняется несколько раз. Наули стимулирует желудочный огонь, улучшает пищеварение и вызывает прилив счастья. Эта процедура облегчает заболевания, вызванные газами, желчью и слизью, улучшает внешний вид кожи и стимулирует нервную систему.
210. Капалабхати - сияющий череп…
220. «Теперь я поведаю тебе о питании…»
240. «Теперь я поведаю тебе о лекарственных снадобьях…»
260. «Теперь я поведаю тебе о влиянии солнца, луны и звезд…»
279. «О конечном достижении…»
307. Тут заканчивается изложение трактата о хатха-йоге.
*****
источник