Стадии развития личности по Э. Эриксону




Сравнение периодизаций психического развития.

    Возраст   Пиаже   Эльконин   Фрейд   Эриксон   Традиционная классификация  
0-1 год.   сенсомоторная стадия   общение   оральная   орально-сенсорная (доверие — недоверие)   первое детство  
1-2 года   предметная деятельность   анальная   мышечно-анальная (автономия — стыд и сомне­ния)  
3-6 лет   дооперационального мышления   игровая деятельность   фаллическая   локомоторно-генитальная (инициатива — вина)   второе детство  
7-12 лет   конкретных операций   учебная деятельность   латентная   латентная   третье детство  
12-16 лет   формальных операций   общение со сверстниками   генитальная   подростковая (эго-идентич-ность — спутан­ность ролей)   пубертатный период  
16-18 лет   -   учебно-профессиональ-ная деятельность   -   ювенильный период  
20-25 лет   -   -   -   ранняя зре­лость (бли­зость — изо­ляция)   юность  
25-40 лет   -   -   -   средняя зре­лость (продуктив- ность — застой)   ранняя зрелость  
40-60 (64) лет   -   -   -   зрелый возраст  
60-65 лет   -   -   -   поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)   завершение зрелости  
65-75 лет   -   -   -   первая старость  
после 75 лет   -   -   -   преклонный возраст  
   

 

 

Периоды развития, выделенные на основе психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда

 

Возрастной период Стадия сексуального развития Характеристика
0–1 год Оральная Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения
1–2 года Анальная Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинктерами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и в то же время выражающих свое отвращение к его экскрементам, или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «все сберечь для себя»), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, что ожидают другие)
2–5 лет Фаллическая Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. На этой стадии развивается эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций

 

5–11 лет Латентный период Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом, – на первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу
11 лет – половаязрелость Генитальная Подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола

 

 

Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
1. Младенчество (0 1) Мать или замещающее ее лицо Доверие к миру - недоверие к миру Энергия и жизненная радость
2. Раннее детство (1-3) Родители Самостоятельность - стыл, сомнения Независимость
3. Детство (3-6) Родители, братья и сестры Инициатива - пассивность, вина Целеустремленность
4. Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность - неполноценность Овладение знаниями и умениями
5. Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Идентичность личности непризнание Самоопределение, преданность и верность
6. Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость - изоляция Сотрудничество, любовь
7. Средний возраст (25-65) Профессия, родной лом Продуктивность - застой Творчество и заботы
8. Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности - отчаяние Мудрость

 

Эльконин

 

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младен- чество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.   Освоение профес- сионально- трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75-.. - старость      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: