МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра менеджмента
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА |
Учебно-методическое пособие
для студентов экономического факультета
бакалавриата направления 38.03.02 «Менеджмент»
Рекомендовано кафедрой
Протокол № 11 от 27.05.2016 г.
Зав.кафедрой ______________
Пермь 2016
Авторы-составители: д. э. н., профессор Прудский В. Г., к.э.н., доцент Алферова Т.В.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА – учебно-методическое пособие для студентов экономического факультета ПГУ бакалавриата направления 38.03.02 «Менеджмент» /Пермь: Пермский государственный университет. 2016 - 26 с.
Программа производственной практики разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавриата направления 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ бакалавриата направления «Менеджмент»
Рецензент:
к.э.н. доцент Пестерникова М.В.
I. Общие методические требования и положения организации и проведения производственной практики согласно ФГОС ВО направления подготовки бакалавриата 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ направления подготовки «Менеджмент»
Основная образовательная программа по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования бакалавриата направления 38.03.02 «Менеджмент» и СУОС ВО ПГНИУ бакалавриата «Менеджмент» в качестве обязательного элемента должна содержать программу производственной практики.
Организация производственной практики может иметь различные формы, но при этом она должна быть направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
1.3. Область профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по данному направлению, включает:
- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные) и органы государственного и муниципального управления, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
- структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
1.4. Объектами профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по данному направлению являются:
· процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; процессы реализации управленческих решений в организациях различных организационно-правовых форм;
· процессы государственного и муниципального управления; процессы реализации управленческих решений в органах государственного и муниципального управления.
1.5. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программы бакалавриата по данному направлению подготовки
· организационно-управленческая;
· информационно-аналитическая;
· научно-исследовательская;
· проектная;
· предпринимательская.
4.5. Выпускник программы бакалавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационно-управленческая деятельность:
- распределение функций и формирование эффективной структуры исполнителей в организациях и предприятиях в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
- расчет и оценка затрат в различных организациях с целью их рационализации в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
научно-исследовательская деятельность:
- проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
- участие в научных дискуссиях и защитах научно-исследовательских работ различного уровня; устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований.
проектная деятельность:
- участие в разработке и реализации проектов разного уровня в области профессиональной деятельности;
- оценка эффективности проектов;
информационно-аналитическая деятельность:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- оценка эффективности управленческих решений;
предпринимательская деятельность:
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.
II. Общие цели и задачи производственной практики
2.1. В ходе прохождения производственной практики студент должен систематизировать и придать практическую направленность своим знаниям, приобретенным в ходе теоретического обучения. При этом основное внимание должно быть уделено развитию навыков анализа конкретных ситуаций, разработки способов их решения, а также умений оценивать ожидаемые результаты, первоначально приобретенных при изучении дисциплин базовой и вариативной частей образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент».
Освоив дисциплины базовой части согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, бакалавр по направлению «Менеджмент» должен:
· знать объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;
· знать сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
· знать методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;
· знать приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;
· знать методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;
· знать методы получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;
· знать методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;
· знать методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;
· знать принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и «паблик рилейшнз».
Освоив дисциплины вариативной части согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, бакалавр направления «Менеджмент» должен:
· уметь проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
· знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;
· профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;
· разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;
· уметь разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
· применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;
· владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
· владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.
2.2. В ходе прохождения производственной практики студент должен развить свои экономико-управленческие навыки и умения:
· систематизировать и обобщать управленческую информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать рецензировать тексты;
· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности, уделив особое внимание применению при анализе и решении управленческих проблем метода экономического моделирования;
· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности на соответствующих отраслевых рынках;
· использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономико-управленческих задач.
В своем отчете студент должен продемонстрировать свое умение применять для решения организационно-хозяйственных проблем законы и научные принципы управления социально-экономическими системами (организациями), законы и закономерности функционирования рыночной экономики, её общественно-производственных структур.
При этом он должен показать, что
1) знает и умеет применять на практике закономерности, принципы и функции управления социальными системами, законы и закономерности организации и организационного поведения.
2) способен реализовать для выявления и анализа управленческих проблем основные современные методологические подходы в управлении социально-экономическими организациями - системный, ситуационный, процессный, проектный.
3) Знает и умеет применять методы и методические инструменты анализа проблемных ситуаций, разработки управленческих решений и проектов их реализации:
· моделирования управляемых систем, проблемных ситуаций и управленческих решений,
· структурно-функциональной декомпозиции («дерево целей»),
· матричной аналитической композиции («матрица»),
· методы и технологии сбора, обработки и анализа количественных и качественных информационных данных,
· методы функциональных менеджментов,
· научные принципы и методы разработки и принятия управленческих решений.
· научные методы инициации, разработки и реализации инновационных управленческих проектов.