Особенности динамической стороны речи




СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ (ФФНР)

Анамнез

Общие сведения:

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Особенности раннего развития:

держит голову с... мес,

сидит с... мес,

к 1 году зубов...

Перенесенные заболевания:

§ до 1 года

§ после 1 года

§ инфекции

§ соматические заболевания

Данные о развитии речи ребенка

Характер лепета

Время появления слов

Время появления фразовой речи

Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов

Какие звуки долго произносил неправильно

Была ли (и какая) реакция на речевые звуки

Особенности понимания речи окружающих

Состояние звукопроизношения (см.подробнее в ист.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., электр.: «Обследование звукопроизношения»)

Определить характер нарушения звуков гласных и согласных:

отсутствие,

замена на другие звуки,

дефектная артикуляция в различных условиях:

§ изолированное произношение;

§ в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;

§ во фразах

Гласные: А, О, У, Ы, И, Э

Свистящие: С, С, 3, 3'

Шипящие: Ш, Ж

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю

Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш

Твердые и мягкие согласные: Т-Т', Д-Д', К-К',

Г-Г', X-X', Н-Н', М-ММ, Л-Л, С-СМ, 3-3', Р-Р' и т.д.

Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;

б) челюстей: прогения, прогнатия;

в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;

г) зубов: мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д.

д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная

е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина; укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д.

Речевая моторика

Выполнить следующие движения:

а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыбке,

оскал - покой,

губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны всторону;

б) для языка: показать широкий язык - узкий,

поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю,

узким языком попеременно коснуться углов рта,

лакательные движения языком,

пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;

в) для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть,

осторожно подвигать нижней челюстью вправо—влево;

г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять,

сказать длительно "а",

выполнить глотательные движения.

Отметить в карте:

· наличие или отсутствие движения,

· тонус,

· активность,

· объем движений,

· точность выполнения,

· длительность удержания органов в заданном положении,

· темп движения,

· замену одного движения другим,

· добавочные и лишние движения (синкинезия).

Состояние слуховой функции

1. Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.

2. Состояние восприятия речи проверить:

· в процессе беседы с ребенком

· при выполнении поручений типа «возьми куклу», «положи», «подойди к шкафу», «возьми мозаику», «собери пирамидку».

Состояние общей моторики

Выполнить задания:

· попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;

· поиграть с мячом;

· выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.

 

Отметить в карте:

· некоординированность движений,

· темп выполнения,

· общую заторможенность или двигательное беспокойство.

Состояние дыхательной и голосовой функций

1. Отметить:

· тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

· объем,

· продолжительность речевого выдоха:

для детей 5 лет - 2-3 слова, для детей 6-7 лет — 3-5 слов.

2. Дать характеристику голоса:

· громкость (чрезмерно тихий, громкий, нормальный),

· наличие или отсутствие носового оттенка,

· монотонности.

Особенности динамической стороны речи

· Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.

· Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.

· Интонация: употребление основных видов интонации:

ü повествовательной (Саня катается на санках)

ü вопросительной (Ты хочешь конфету?)

ü побудительной («Возьми машинку»)

ü восклицательной («Ой! Мяч упал!»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: