СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ (ФФНР)
Анамнез
Общие сведения:
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Дата обследования
Возраст
Домашний адрес, телефон
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)
Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии
Сведения о семье
Мать
Отец
Жалобы родителей
Наследственные заболевания
Общий анамнез
От какой беременности ребенок
Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные
Особенности раннего развития:
держит голову с... мес,
сидит с... мес,
к 1 году зубов...
Перенесенные заболевания:
§ до 1 года
§ после 1 года
§ инфекции
§ соматические заболевания
Данные о развитии речи ребенка
Характер лепета
Время появления слов
Время появления фразовой речи
Наличие (отсутствие) у ребенка дефектов слоговой структуры слов
Какие звуки долго произносил неправильно
Была ли (и какая) реакция на речевые звуки
Особенности понимания речи окружающих
Состояние звукопроизношения (см.подробнее в ист.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., электр.: «Обследование звукопроизношения»)
Определить характер нарушения звуков гласных и согласных:
отсутствие,
замена на другие звуки,
дефектная артикуляция в различных условиях:
§ изолированное произношение;
§ в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;
§ во фразах
Гласные: А, О, У, Ы, И, Э
Свистящие: С, С, 3, 3'
Шипящие: Ш, Ж
Аффрикаты: Ц, Ч, Щ
Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р', М, М, Н, Н'
Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю
Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, 3-С, Ж-Ш
Твердые и мягкие согласные: Т-Т', Д-Д', К-К',
Г-Г', X-X', Н-Н', М-ММ, Л-Л, С-СМ, 3-3', Р-Р' и т.д.
Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
б) челюстей: прогения, прогнатия;
в) прикуса: открытый передний, открытый боковой;
г) зубов: мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т.д.
д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укорченная подъязычная
е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина; укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т.д.
Речевая моторика
Выполнить следующие движения:
а) для губ: вытянуть вперед - раздвинуть в улыбке,
оскал - покой,
губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны всторону;
б) для языка: показать широкий язык - узкий,
поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю,
узким языком попеременно коснуться углов рта,
лакательные движения языком,
пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка;
в) для нижней челюсти: рот широко открыть - закрыть,
осторожно подвигать нижней челюстью вправо—влево;
г) для мягкого неба: открыть рот, показать язык и покашлять,
сказать длительно "а",
выполнить глотательные движения.
Отметить в карте:
· наличие или отсутствие движения,
· тонус,
· активность,
· объем движений,
· точность выполнения,
· длительность удержания органов в заданном положении,
· темп движения,
· замену одного движения другим,
· добавочные и лишние движения (синкинезия).
Состояние слуховой функции
1. Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты.
2. Состояние восприятия речи проверить:
· в процессе беседы с ребенком
· при выполнении поручений типа «возьми куклу», «положи», «подойди к шкафу», «возьми мозаику», «собери пирамидку».
Состояние общей моторики
Выполнить задания:
· попрыгать на одной ноге, на обеих ногах;
· поиграть с мячом;
· выполнить упражнения на координацию движений, например, одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс.
Отметить в карте:
· некоординированность движений,
· темп выполнения,
· общую заторможенность или двигательное беспокойство.
Состояние дыхательной и голосовой функций
1. Отметить:
· тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),
· объем,
· продолжительность речевого выдоха:
для детей 5 лет - 2-3 слова, для детей 6-7 лет — 3-5 слов.
2. Дать характеристику голоса:
· громкость (чрезмерно тихий, громкий, нормальный),
· наличие или отсутствие носового оттенка,
· монотонности.
Особенности динамической стороны речи
· Темп: нормальный, ускоренный, замедленный.
· Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи.
· Интонация: употребление основных видов интонации:
ü повествовательной (Саня катается на санках)
ü вопросительной (Ты хочешь конфету?)
ü побудительной («Возьми машинку»)
ü восклицательной («Ой! Мяч упал!»)