Заочный конкурс в рамках
Направление:
«Самоуправление, которое само управляет»
Работу выполнила
Заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель истории и обществознания
Хабиева Халимя Мансуровна
Арес: 433975, Ульяновская область,
Павловский район, с. Баклуши
Ул. Левинская 2В
Электронный адрес:
baklchkola@yandex.ru
habieva_halima@mail. ru
Телефон: 88424841193
Школа – большой коллектив. Дети стремятся жить взрослой жизнью, стать самостоятельным. Дети подражают нам взрослым. И поэтому наша задача – научить ребенка жить самостоятельно, жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Мы должны – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача. Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом пользоваться и создать необходимые условия для реализации этого права при наличии инициативы обучающихся.
Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
|
Интересен вариант самоуправления разработанная А.С. Макаренко и применённая им в разновозрастных производственных коллективах. Эта структура имеет следующие элементы: сводный отряд, постоянный отряд, совет командиров, общее собрание. В то время эта структура не просто явилась результатом практических поисков выдающегося педагога, она была им глубоко теоретически обоснована.
Обратимся к «Педагогической поэме» (глава «Командирская педагогика»). По признанию Антона Семёновича “рождение” сводных отрядов «было самым важным изобретением нашего коллектива за все тринадцать лет нашей истории. Только оно позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу, но в котором не образовалось аристократии – командной касты».
«Сводный отряд – это временный отряд, составляющийся не больше как на неделю, получающий короткое определенное задание…».
Но в наше время, в мир научно – технического прогресса этот вариант работы устарел. Для само программируемых систем характерно самоуправление более высокого уровня, при котором возможна изменяемость целей — то есть некая свобода воли. Само регуляция связана со свободой и самостоятельностью, само программируемость связывают с сознательностью и целенаправленностью.
Самоуправление может быть не полным, означая лишь наличие механизмов управления (обратных связей) в самой системе. При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), староста, школьная дума и др. И эти органы не игра, они придуманы ради детей, они рождены самой жизнью.
|
Еще А.С. Макаренко отмечал в своей работе «Педагогическая поэма»: Благодаря такой системе … участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской».
В нашей школе разработано Положение о деятельности детской организации «СМиД»(союз и мальчишек и девчонок), приказ № 86/1 от 30.08. 13 года. Согласно положения Детская Организация "СМИД" (союз мальчишек и девчонок), действующая на базе МКОУ «Баклушинская средняя школа» добровольная, некоммерческая, неполитическая, нерелигиозная детская организация, основанная на принципе самоуправления, объединяющая детей, подростков и взрослых на основании общих интересов.
Принципы работы Детской организации "СМиД":
- активное содействие школе в выработке у учащихся оптимистической жизненной позиции;
- организация широкой досуговой деятельности, направленной на развитие творческих, интеллектуальных способностей и интересов учащихся во внеурочное время;
- развитие у учащихся способностей, формирующих гражданско-патриотическое сознание и нравственную позицию.
Цель и задачи ДО "СМиД":
Выявление, поддержка и воспитание творчески развитых, здоровых физически, трудолюбивых, интеллектуально образованных достойных граждан России.
|
Основные задачи ДО "СМиД":
-создание доброжелательного микроклимата в ученических коллективах
воспитание у учащихся потребностей здорового образа жизни;
- реализация творческих способностей каждого члена коллектива
Основные направления работы ДО "СМиД":
«Я патриот»;
«Мое право»;
«Мое – здоровье- мое будущее»;
«В кругу семьи»;
«Вектор интеллекта»;
«Истоки духовности»;
«Зеленая планета»;
«Человек славен трудом»;
«Я и мой ребенок» (работа с родителями);
Досуг.
Содержание работы ДО "СМиД"
Для реализации цели и задач ДО "СМИД" выполняется:
- проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде эстетического, физического, экологического и нравственного воспитания школьников;
- активное вовлечение детей в общешкольные, массовые мероприятия, развивающие коммуникативные способности ребят, повышающие их уровень культуры общения;
- овладение теоретическими и практическими знаниями, необходимые для развития воли, смелости, находчивости, сноровки и внимания у членов ДО «СМИД»;
- активное вовлечение учащихся в спортивные мероприятия, способствующие их физическому развитию.
Условия, порядок приобретения и утрата членства ДО "СМиД":
Членами ДО "СМИД" могут быть дети от 7 до 17 лет, являющиеся учащимися МКОУ Баклушинская средняя школа, при которой организация и функционирует. В состав ДО "СМИД" могут входить также и взрослые, которые действительно заинтересованы непосредственной организацией деятельности детей.
В настоящее время в республике «СМиД» насчитывает 101житель
Вступление в ДО "СМиД" осуществляется на основании письменного заявления.
Форма заявления:
Президенту республики «СМиД»
МКОУ Баклушинская средняя школа
___________________ (Ф.И.О.).
_____________(Ф.И.) ученик (ца) ___ класса
заявление.
Прошу Вас принять меня в члены детского объединения «СМИД».
Дата Подпись
Утрата членства осуществляется как со слов участника работы ДО "СМИД", так и со слов членов общешкольной конференции за действительно неправильно совершенный поступок, но только в том случае, когда виновный не производит попыток решения какого-либо вопроса.
Управление и руководство:
Высший орган самоуправления – Президент республики, в который входят представители (министры) каждого ученического класса.
Орган самоуправления – Актив города.
Лидером детской организации является – Президент республики, который избирается один раз в два года.
Школьное правительство
Президент Помощник президента
Министерство
Министр образования Министр культуры
Министр информации и печати
Министр здоровья и спорта Министр внутренних дел
Секретарь
Права и обязанности членов ДО "СМИД"
Член ДО "СМИД" обладает следующими правами:
- Участие в самоуправлении ДО.
- Участие в обсуждениях всех вопросов, относящихся к деятельности ДО.
- Вносить нововведения и дополнения в деятельность данной организации.
- Член ДО "СМИД" имеет право избирать и быть избранным в органы самоуправления организации.
- Овладение знаниями, умениями и навыками работы со школьниками по организации всевозможных мероприятий.
Член ДО "СМИД" обязан:
- четко следовать Уставу ДО «СМИД»
В нашей школе жители республики «СМИД» живут в мини городах. Где есть свое правительство. Республика «СМИД» разделена на три округа, а округа в свою очередь на 11 мини городов.
Округа: «Светлячок», «Непоседы», «Старшеклассник». В округе «Светлячок» живут жители мини городов «Солнышко» (12 жителей, 1 класс), «Дружба» (9 жителей, 2 класс), «Радуга» (9 жителей, 3 класс), «Улей» (9 жителей, 4 класс).
Округ «Непоседы»: мини города: «Фортуна», «Дружный», «Солнечный», «Солнышко». В мини городах «Солнечный» живут 15 жителей, 5 класс и 10 жителей, 8 класс), «Фортуна» (9 жителей, 6класс), «Семейка» (6 жителей, 7 класс).
Округ «Старшеклассник»: жители 12 мини город: «Молодежный» (21 житель, 9 – 11 класс). Каждый город имеет свой орган управления:
Мэр города
Советник образования
Советник информации
Советник по культуре
Советник внутренних дел
Советник здоровья и спорта
Что нас объединяет:
- любовь к Родине;
- желание научиться слышать и понимать друг друга, и действовать вместе;
-потребность знать больше, чем знаем, уметь больше, чем умеем.
О ком мы заботимся:
- тех, кто меньше слабее нас;
-о тех, кто стар и одинок;
-о своих родных и близких;
- друг о друге, и о детях, кто в беде.
Что нам дороже всего:
- человек сего мыслями, заботами, радостями и печалями;
-здоровье каждого;
-мир и дружба;
-родная природа, которую нужно спасти;
-судьба и культура каждого народа.
Что помогает нам жить:
-игра и песня, сюрприз и тайна, секрет и выдумка, мечта фантазия, и еще то, что все решаем и делаем сами в союзе со взрослыми.
Формы работы:
Экскурсии и походы;
Классные часы;
Беседы;
Наблюдения;
Проведение традиционных общешкольных КТД;
Викторины по истории школы, района, области
КВН;
Участие в предметных неделях;
Кружки, клубы и секции;
Календарные праздники;
Выставки;
Диспуты;
Дискуссии;
Субботники;
Встречи с интересными людьми;
Проекты;
Ролевые игры;
Собрания.
Под руководством правительства ДО республики «СМиД» и администрации школы проводятся различные мероприятия. Все мероприятия носят социально ориентированный характер.
Традиции детского объединения - правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передастся и сохраняются в течение длительного срока.
Традиционные акции ДО:
- «Обелиск»
- «Посади дерево»
- «Салют, Победа!»
- Тимуровские десанты
- «Я – гражданин России»
«Георгиевская ленточка»
Традиционные праздники ДО:
День знаний
День учителя
День матери
Новогодний бал маскарад
День защитника Отечества
Вечер встречи выпускников
День Победы
Прощай школа, здравствуй лето.
Как любое государство, наша республика «СМиД» имеет свою символику. Именно символика выражает значимую для коллектива идею, указывающую на принадлежность к объединению, организации, значимому событию.
Гимн ДО «СМиД» является неотъемлемой частью школьной символики, отражающей индивидуальность ДО и подчёркивает значимость событий, во время которых он исполняется.
1. В мире там, где облака нелегки,
Есть на свете замечательный дом
О котором, сочиняем стихи,
О котором, эту песню поем.
Он на 10 лет стал домом родным
Он трамплином стал во взрослую жизнь,
Школьный дом мы называем родным,
Здесь учебы нашей дни начались.
Припев:
Школа, школа, школа
Ты начало всех начал!
Школа, школа, школа
Твоих окон добрый свет.
Школа, школа, школа
Не погаснет много лет.
2. Каждый день от новых наших побед
Сердце радостно трепещется в груди.
С каждым днем все ярче знаний свет
И открытий, грядущих нас впереди. Припев:
Флаг ДО «СМиД» является официальным школьным символом, отражающим индивидуальность детского объединения, разработан на основе герба. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 (90:110 см), поделенное на четыре луча:
Оранжевое - полотнище флага символизирует теплую, дружескую атмосферу взрослых и детей.
Желтое полотнище – символ солнца, символ жизни на земле.
Голубое полотнище – символ чистого неба на земле.
Зеленое полотнище - символ молодого поколения, надежда нашей Родины.
Девиз ДО «СМиД» - В дела ты добрые вложи
Все лучшее своей души
Закон ДО «СМиД»
Закон доброжелательности\ Общайся спокойно и вежливо что бы ни случилось.
Закон президента \ Президент имеет право давать любые распоряжения (не нарушая законов республики), которые должны быть выполнены без препирательств (но не бездумно).
Закон 00 (Точность - вежливость не только королей). Все что предполагалось должно быть начато и закончено вовремя.\
Закон "Зеленого друга". Что сорвал - сжуй! А не можешь съесть - не рви!
И вообще природу нужно беречь.
Закон поднятой руки. Человек поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать.
Если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное.
Герб ДО «СМиД»
БСОШ |
Солнце – символ жизни
Книга – символ знаний
Свеча – символ нравственной чистоты
Веточка сирени – символ молодого поколения нашей Родины
Посвящения обучающихся 1- го класса в детскую организацию «СМиД» проходит в торжественной обстановке – третья пятница сентября. Под гимн и флаг Детской организации «СМиД» учащиеся 1 – го класса выходят и премьер министр республики проводит перекличку жителей республики.
Мэр представляет свои города.
Министр культуры рассказывает об истории школы и о создании детской организации. Отмечая при этом, что республика «СМиД» имеет свой девиз, гимн, герб, флаг, свой устав, свои законы. Всё как у настоящего государства. Затем жители вновь принятые в ДО повторяют за Президентом Клятву.
Я.