Процесс мышления проходит ряд этапов.




Мышление и деятельность

1. Деятельность.

1.1. Что такое человеческая деятельность?

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

Деятельность человека:

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного:

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

3) запрограммированность, подчинение инстинктам;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных?

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности). Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

 

1.3. Структура деятельности:

1) цель;

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

1.4. Виды деятельности.

Классификация №1 (по содержанию):

1) труд;

2) учение (учёба, познание);

3) игра;

4) общение.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Особенности трудовой деятельности: целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности: происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Как соотносятся деятельность и общение? (точки зрения):

1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.

2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.

3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Общение и коммуникация.

Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.

Различия:

1) Получатель информации: общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.

2) характер обмена: общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.

3) Последствия: общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.

Виды общения.

По используемым средствам общения:

1) непосредственное – с помощью естественных органов;

2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);

3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения:

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);

4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).

Функции общения:

1) социализация;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);

5) организационная.

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности):

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Классификация №3 (по характеру последствий):

1) созидательная;

2) разрушительная.

1.5. Творчество.

Какую деятельность можно считать творческой?

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы творческой деятельности:

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

Мышление [1]

 

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

 

 

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

 

 

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

 

 

Литература:

1. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова.

2. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под редакцией Л.Н. Боголюбова.

3. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учереждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./; под редакцией Л.Н. Боголюбова.

 

 


[1] Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – Источник - https://fictionbook.ru/author/aleksandr_viktorovich_voroncov/obshestvoznanie_polniyyi_spravochnik_dly/read_online.html?page=4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: