Урок 59 (127).Этапы биографии и творчества А.П. Чехова
Цель: знакомство с биографией писателя, особенности его драматургии.
Метод: сообщения учащихся с элементами беседы.
Эпиграфы к уроку (учитель выбирает по своему усмотрению):
Желание служить благу должно непременно быть
потребностью души, условием личного счастья...
А. П. Чехов
Правда и красота... всегда составляли главное
в человеческой жизни и вообще на земле.
А. П. Чехов
А. П. Чехов — один из самых чудесных писателей на земле.
А. Фадеев.
Пусть на сцене все будет так же сложно и так оке вместе с тем
просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время
слагается их счастье, и развиваются их жизни.
А.П. Чехов
Ход урока
I. Сообщение учащихся по биографии писателя.
Учащиеся по ходу составляют хро нологическую таблицу:
17129) января 1860 | родился в г. Таганроге в купеческой семье |
греческая школа | |
1868-1879 | таганрогская гимназия |
1876-1879 | самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества) |
1879-1884 | Московский университет, медицинский факультет |
поездка на Сахалин | |
1891,1894,1897,1901 | поездки за границу |
1893-1894 | книга. Остров Сахалин |
поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества — равнодушие, символом которого стал «человек в футляре» | |
пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра | |
пьеса «Дядя Ваня» | |
пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Л. Книппер | |
переселяется в Ялту из-за болезни | |
1903-1904 | пьеса «Вишневый сад» |
скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве |
II. Беседа.
- Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова?
|
- Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова? Каковы герои этих рассказов?
- С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин? Как отразились сахалинские впечатления в творчестве писателя?
- Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества А.П. Чехова?
- Почему на занавесе Московского художественного театра изображена чайка? Можно ли этот назвать театром Чехова?
- Чем отличаются пьесы А.П. Чехова от сложившейся драматургической традиции?
III. Рассказ учащихся «Особенности художественного мироощущения Чехова».
Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость — сестра талан-га». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили романы Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
IV. Самостоятельная работа учащихся по материалам учебника, (небольшие сообщения учащихся). Черты чеховской поэтики:
1. Общая характеристика «новой драмы».
(Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей.
У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому не деления на положительных и отрицательных героев.)
|
2. Исторические истоки «новой драмы».
(Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема:
а) Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию.
б) Идет неуклонное нарастание этого недовольства.
в) Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.
г) Беспокойность становится фактом повседневного существования людей.
На этой исторической почве и вырастает чеховская драма).
3. Особенности поэтики «новой драмы»:
а) нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;
б) нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множество равноправных и подголосков (полифонизм);
в) новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст.
г) Речевая индивидуализация героев стушевана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы.
|
д) События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы.
е) Пьесы состоят из четырех актов:
1) медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями;
2) общий характер — лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев;
3) кульминация, действие оживленное, захватывающие события;
4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
V. Беседа
- Почему А.П. Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни?
- Каковы основные проблемы чеховского творчества?
- Какими приемами пользуется А.П. Чехов, показывая внутренний мир своих героев?
Домашнее задание.
1. На основе сообщений учащихся и материала учебника составить связный рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова.
2. Найдите основные приемы чеховской поэтики, проанализировав любой рассказ (по усмотрению учащегося).
3. Индивидуальные сообщения по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».