КАРТОТЕКА
МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР
НА ТЕМУ: «КОСМОс»
«Ракета»
Цель:
· развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед).
Ход игры:
Ритмично произнося текст, дети имитируют полет ракеты, пальцы сложены вместе в виде ракеты:
-Мы с ракетой поиграем
(дети покачивают руками из стороны в сторону.)
- Вверх летаем, вниз летаем
(Поднимают и опускают руки.)
-Вправо-влево повернем.
(Наклоняются и поворачиваются вправо-влево)
-И до цели мы дойдем.
(Сажают «ракету» на голову)
«Солнце, Земля, Луна»
Цель:
· снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
· снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, гибкости и подвижности пальцев, координации движений руки ног;
· внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
· укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
Ход игры: «Солнце, Земля, Луна» Игроки выбирают водящего, становятся в круг на расстоянии
вытянутых рук друг от друга. Водящий – в середине круга. Когда игра проводится впервые,
желательно, чтобы водящим был педагог. Педагог объясняет: «Если я скажу: Солнце, все разводят
руки в стороны; если Земля – ставят руки на пояс; если Луна-поднимают руки» (можно выбрать
любые движения). Педагог быстро называет то одно, то другое движение. Ребенок, допустивший
ошибку, садится на пол. Когда останутся один-два игрока, игра заканчивается. Оставшиеся – победители.
«Горячая комета»
|
Цель:
· ориентировка в пространстве;
· формирование и закрепление двигательных умений;
· получение удовольствия и создание хорошего настроения;
· сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
· повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из ребят мяч.
По команде воспитателя: «Начинай!» дети передают мяч по кругу, при этом четко произнося:
Ты лети, горячая комета,
Быстро, быстро по рукам.
У кого горячая комета,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать, а дети сопровождают его прыжки
словами: «Раз, два, три!».Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше. Для усложнения игры можно предложить детям, передавая мяч, шагать на месте и проговаривать слова.
«Полет в космос»
Цель:
· расширять и закреплять представления детей о космосе, космонавтах.
· Развивать мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимательность.
Ход игры: играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все дети становятся врассыпную. Руки поднимают вверх, соединяя в центре пальчики, как бы изображая ракету.
Логопед: Ракеты, приготовились. Дети присели. Логопед предлагает обратный отчет произнести вместе. Все: 5,4,3,2,1, поехали!
Дети летают, не наталкиваясь друг на друга. Логопед: Приехали. Дети присели!
«Невесомость»
Цель:
· расширять и закреплять представления детей о космосе, космонавтах.
· Развивать словарь.
· Воспитывать выносливость и выдержку.
|
Ход игры: дети свободно располагаются в зале, делают ласточку и стоят так как можно дольше. Дети,
вставшие на вторую ногу, садиться на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
«Марсиане»
Цель:
· ориентировка в пространстве;
· формирование и закрепление двигательных умений;
· получение удовольствия и создание хорошего настроения;
· сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
· развитие общей моторики
Ход игры: все дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он раздает всем детям карточки, рисунком вниз. На них изображены либо люди, либо зеленые человечишки (марсиане). Ведущий закрывает глаза и произносит слова:
Прилетел я на планету,
Может это чудо света?
Ну, а может рядом где-то?
Все мне важно в мире знать,
И секрет ваш разгадать.
Дети в это время должны посмотреть на изображения своих карточек.
Их задача показать ведущему кто они- люди или марсиане, не произнося слова.
Ведущий подходит, нажимает на игрока и отгадывает.
Затем ведущим становится тот, кто наиболее интересно
изображал свою роль.
«Составь предложение»
Цель:
· Активизировать словарь по теме «Космос».
· Развивать фразовую речь.
Ход: Ведущий бросает мяч игроку, называя слово по предложенной теме. Игрок ловит мяч и составляет предложение с данным словом, возвращая мяч ведущему. Ведущий посылает мяч следующему игроку с новым словом и т. д.
«Найди место планеты»
Цель:
· Закрепить название планет Солнечной системы.
· Определять место планеты в зависимости от Солнца.
|
· Закрепить счет с помощью слухового, зрительного анализаторов
Ход игры: Ведущий отбивает мяч об пол от 1 до 9 раз. Игроки определяют и называют по счету название планеты и располагают ее на свое место на макете Солнечной системы. Игрок, правильно ответивший, становится ведущим.
Оборудование: Макет Солнечной системы с цифровым обозначением планет, плоскостные формы планет, мяч.
«Заселим планеты»
Цель:
· Определять первый звук слова.
· Называть представителей животного мира на заданный звук.
· Развивать фразовую речь.
Ход игры: Игроки садятся в круг на ковре. Ведущий катит мяч одному из игроков, называя планету. Игрок называет представителя животного мира, начинающегося с такого же звука, как и планета. Или составляет предложение. Например: Марс – Я поселю на Марс медведя; Венера – На Венере будет жить волк. После этого отправляет мяч другому игроку, называя другую планету.
«Космонавты»
Цель:
· Развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звуков
· Развитие длительного речевого выдоха
Ход игры:
Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Ж-ж-ж»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: «Э-э-э» присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Солнце -чемпион»
Цель:
· Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
· Развивать внимание
Ход игры: Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять -
По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит,
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
«Невесомость» (равновесие)
Цель:
· сформировать знания о «невесомости», как космическом явлении
· развитие физической выносливости
Ход игры: Дети свободно располагаются в песочнице, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Упражнение «Космические узоры на песке двумя руками»
Цель:
· развитие межполушарных связей
· мелкой моторики рук
· развитие творческих способностей, формирование знаний о Космосе
Ход игры: Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, звезды, ракету, тучу, космонавта, кометы и т.д.
«В открытом космосе»
Цель:
·
o
§
§ Развитие мимической мускулатуры
§ развития внимания и воображения
Ход игры: логопед объяснияет детям, что в космосе пустота и звуки не слышны, поэтому говорить нужно при помощи мимики и жестов. Ребенок должен задать вопрос при помощи жестов и мимики, а второй ребенок должен ответить ему так же, все остальные должны расшифровать этот диалог.
«Веселый полет»
Цель: Развитие мелкой моторики
Ход игры: Поочередно соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, среднем и указательным на ударные слоги:
В темном небе звезды светят
Комонавт летит в ракете
День летит и ночь летит
И на землы вниз глядит
«На небо за звездами»
Цель:
· Развивать общую моторику, воображение, координацию, ориентировку в пространстве
Ход игры:
Ведущий предлогает детям отправиться «собирать» звезды на небе. Дети стараются подтянуться,
как можно выше и со всех сторон собрать воображаемые звезды в корзину, затем звезды можно посадить в
траву взяв звезду левой рукой, нужно посадить её за правой ногой, а потом наоборот.
Затем можно сесть на траву, широко раскинув ноги, и попробовать поднять левой рукой звезду у
правой ступни и наоборот.
«Планета необычных животных»
Цель:
· Развивать навыки словообразования
· Развивать воображение
· Поддерживать интерес к изучаемой теме
Оборудование: Разрезные катинки с частями разных животных.
Ход игры: Ведущий объясняет, что космолет прибыл на необычную планету, на которой обитают необычные виды животных. Нам нужно их найти и угадать их название (Жирафобегемот, крокодилослон, слонокрокодил….)
«Планета-двойняшек»
Цель:
· Развитие мышления, воображения, восприятия, зрительной памяти;
Оборудование: Набор картинок с парными одинаковыми предметами изображенными по-разному
Ход игры: Ведущий объясняет, что космолет прибыл на планету-двойняшек. Двойняшки потерялись и нужно им помочь, найти пару.
«Планета- теней»
Цель: Развитие мышления, воображения, восприятия, зрительной памяти;
Оборудование: Набор картинок с изображением предмета и его тени
Ход игры: Ведущий объясняет, что космолет прибыл на планету -теней. Картинки с тенями разложены на ковре и нужно найти, какому предмету соответствует тень
«Космический словарь»
Цель:
· Развитие словаря по теме «Космос»
· Развитие координации движений
Оборудование: Мяч
Ход игры: Дети в кругу. Ведущий бросает мячь. Тот кому попал мяч должен назвать слово связанное с космосом. Кто не назвал, садится на ковер. Выигрывает тот, кто назвал больше всего слов.
«Цепочка астероидов»
Цель:
· Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, логического мышления, внимания;
Оборудование: Картинки по теме (С кафанд р - р акет а - а стерои д - д ыр а - а строно м - м ар С)
Ход игры: У каждого ребенка в руках картинка и ведущий предлагает выстроиться цепочкой так, чтобы последний звук слова был первым для следующего слова
«Планета-конструктор»
Цель:
·
o Развитие мышления, воображения, целостного восприятия, мелкой моторики;
Оборудование: Разрезные картинки по теме
Ход игры: Ведущий объясняет, что космолет прибыл на планету-конструктор. Нужно собрать разрезанные части картинки,которые разбросаны по ковру и собрать целую картинку
«Что я возьму с собою в космос»
Цель:
· Развивать мышление, воображение, внимание;
· Развитие связной речи. Закрепить умение составлять сложное предложение с союзом «потому что»
Оборудование: Разнообразные предметы (Книга, фонарик, ваза, гантели, зубная щетка, подушка, стул и т.д.)
Ход игры: На ковре разложены предметы. Каждый ребенок выбирает себе предмет и объясняет для чего он возьмет его в космос используя союз «потому что»
«Повтори за инопланетянином Зюком»
Цель:
· Развивать умение ориентироваться в пространстве;
· Развивать координацию движений и внимания;
· Закрепление понятий лево-право, верх-низ;
Оборудование: игрушка или изображение инопланетянина
Ход игры: ведущий объявляет, что к детям в гости прилетел инопланетянин Зюк и хочет с ними поиграть. Дети должны повторять все движения за Зюком.
«Ракета-планета»
Цель:
· Диффиренциация звуков «р» «л»;
· Развитие фонематической стороны речи и фонематического восприятия;
· Развитие внимания, памяти;
· Развитие двигательной активности;
Оборудование: Две картинки: «Ракета» «Планета». Предметные картинки начинающиеся на звуки «р» и «л»
Ход игры: Педагог и дети сидят по-турецки на ковре. Педагог раскладывает на коврекартинки, содержащие в названии звуки «р» и «л». Он предлогает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем педагог ставит на наборное полотно плоскостные изображения Ракеты и Планеты
«Где инопланетянин Зик»
Цель:
· Закрепить использование в речи простых предлогов (на, под,за, в...);
· Развивать умение составлять простые предложения с предлогами;
· Развивать внимание;
Оборудование: Игрушка- инопланетянин
Ход игры: Педагог выстраивает детей полукругом. Приглашает одного ребенка, на ухо шепчет
задание: - «Посади Зика на стул». Ребенок выполняет, а остальные дети составляют предложения с этим предлогом.
И так далее с другими предлогами.