Важнейшим условием эффективной работы комиссара, как руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя.
Отряд сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен.
На эффективность работы коллектива оказывают влияние следующие факторы:
· его размер и состав;
· групповые нормы поведения, единомыслие и статус его членов;
· трудовые и межличностные отношения в коллективе и критерии, используемые в управлении.
Возможные роли комиссара - руководителя (по В.И. Викторову)
Роль, функции | Сильные стороны | Возможные проблемы | |
При слишком высоком уровне: | При слишком низком уровне: | ||
1. Наставник В этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает людям строить планы по их собственному индивидуальному развитию. | Способность вдохновить исполнителей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке бойцов | Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей работы | Развитию кадров не придается значения, у бойцов нет перспектив профессионального и творческого роста |
2. Фасилитатор Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива. | Способность улаживать конфликты, организовывать общую работу привлекать бойцов к участию в принятии решений | Слишком много непродуктивных групповых решений, слишком много совещаний | Невнимание к вопросам морали и психологического климата в коллективе, слабые коммуникации |
3. Продюсер От него ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Комиссар вдохновляет бойцов принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше выполнять поставленные задачи. | Способность достигать поставленных целей, вдохновлять коллектив | Низкая мораль, работа исполнителей на износ | Низкая продуктивность, неспособность эффективно решать задачи |
4. Директор (больше подходит для командира) Ожидается, что он будет четко определять направление работы на основе продуманной постановки целей и рационального планирования. Он должен быть решительным инициатором, который разъяснит проблемы, выборы и альтернативы, распределит роли и задачи, установит правила, оценит производительность и даст инструкции. | Способность ясно видеть перспективы, рационально использовать ресурсы | Слишком жесткая регуляция, мало внимания к человеческим потребностям | Нерешительность, неясная политика |
5. Координатор От координатора ожидают поддержания структуры и ясной системы. Человек в этой роли покладист и вызывает доверие. Поведение включает стремление к целостности, избегание расколов, занятие работой с документами, изучение и оценку отчетов, планов и предложений. | Способность сохранять стабильность, целостность и контроль | Консерватизм, нечувствительность к изменениям | Отсутствие гибкой системы |
6. Контролер Предполагается, что он знает обо всем происходящем в коллективе, следит за тем, как люди соблюдают установленный порядок и насколько коллектив соответствует своим задачам. Контролер должен быть способным к рациональному анализу, быть внимательным к мелочам, к работе с рутинной информацией, к техническим проблемам организации работы. | Тщательность проверки работы исполнителей, умение своевременно заметить и исправить ошибки | Чрезмерное внимание к процедурам, заострение внимания на ошибках, бесплодие | Слабая информированность, опасность принятия решений на основе неверной информации |
7. Новатор От руководителя-новатора ожидают изменений, облегчающих работу. В отличие от роли Контролера, для которого главное - порядок и дисциплина, Новатор - это творческий мечтатель, который смело экспериментирует, отходя от принятых стандартов. | Способность изобретать, изменяться, адаптируясь к изменениям условий | Гибельные эксперименты | Чрезмерный консерватизм, невнимание к изменению условий работы |
8. Посредник От руководителя ожидают политической проницательности, убедительности, влиятельности и силы. Как посредник, он должен встречаться с людьми, быть представителем, действовать как связной и изыскивать ресурсы. | Способность влиять, умело вести переговоры, находить ресурсы | Размытая система ценностей, политиканство | Недостаток настойчивости, идеи не находят воплощения |
|
|
|
Управление конфликтами
Конфликт (От лат. Conflictus - столкновение) – противостояние двух или более сторон (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме), когда хотя бы одна из сторон предпринимает или демонстрирует эмоционально окрашенное отношение или конкретные действия к другой стороне.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; несовпадение интересов, желаний.
Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликт – отсутствие согласия между общающимися. Это трудно разрешимое противоречие, возникшее между людьми и связанное с острыми эмоциональными переживаниями и конфликтными ситуациями.
Конфликты возникают среди людей постоянно («Конфликтов не бывает только на кладбище») ==> Конфликты неизбежны, но надо уметь вести себя в конфликтной ситуации.
При анализе конфликта выделяют:
- субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
- объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина столкновения интересов.
Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.
Причин возникновения конфликтов очень много. Важно вовремя увидеть и устранить их.
Виды конфликтов
Конфликты различают:
· по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
· по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
· по направленности воздействия на вертикальные (“высший против среднего и против низшего”) и горизонтальные ("равный против равного");
По длительности конфликты бывают:
· Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).
· Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).
· Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).
По степени выраженности:
· Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).
· Частично скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления глубинных причин).
· Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).
· Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).
· Потенциальные.
По организации:
· Инициативные (1 из участников выступает в роли инициатора).
· Спровоцированные (в силу обстоятельств).
· Нечаянные.
По количеству участников:
· внутриличностный;
· межличностный;
· внутригрупповой;
· межгрупповой;
· конфликт между личностью и группой.
Внутриличностный конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.
Внутригрупповой конфликт – конфликт внутри группы.
Межгрупповой конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.
Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.
Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.
Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.
Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.