Статья 39. Последствия принятия Конституционным Советом итоговых решений




Конституционное право зарубежных стран.

Конституционный контроль в Республике Казахстан.

Правовое регулирование конституционного контроля в Республике Казахстан после упразднения Конституционного Суда РК появилось лишь спустя более двух месяцев, а именно 29 декабря 1995 г. когда был принят Конституционный закон «О Конституционном Совете РК» Статус, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Совета определяются Конституцией республики и настоящим Конституционным законом «о Конституционном совете»

Согласно статье 1 этого закона Совет получил статус государственного органа, обеспечивающего верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории республики. Также в нем говориться, что при осуществлении своих полномочий он самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции республики и не может исходить из политических и иных мотивов. Совет осуществляет свои полномочия, руководствуясь Основным законом Казахстана и настоящим Конституционным законом.

В основе современной конституционной юстиции, Конституционный Совет Республики Казахстан по своей внешней форме и порядку образования сравним с французской моделью конституционной юстиции, по функциям же – со специализированными конституционными судами, т.е. относится к европейской модели конституционного контроля. Если основная задача Конституционного Совета Франции сводится к контролю за деятельностью Парламента, то задача Конституционного Совета Республики Казахстан значительно шире.

Конституционный Совет не входит в единую систему органов ветвей власти, не относится к органам судебной власти и не является для судов общей юрисдикции кассационной или надзорной инстанцией.

Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. (ст.71 К РФ)

 

Порядок формирования Конституционного Совета регламентируется ст. 3 Конституционного закона:

1. Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается от должности Президентом республики. (Кайрат МамиЗ)

2. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом (нижняя палата) Парламента. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

 

Компетенция Конституционного Совета

Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения:

1) выборов Президента республики;

2) выборов депутатов Парламента;

3) республиканского референдума.

Конституционный Совет рассматривает на соответствие Конституции:

1) до подписания Президентом принятые Парламентом законы;

2) принятые Парламентом и его Палатами постановления;

3) международные договоры Республики до их ратификации.

Конституционный Совет дает:

1) официальное толкование норм Конституции;

2) до принятия Парламентом соответственно решения о досрочном освобождении от должности Президента республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента республики - заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

Конституционный Совет:

1) рассматривает обращения Президента Республики

2) по результатам обобщения практики конституционного производства ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности в республике.

Также, существуют иные полномочия Конституционного Совета:

1) в пределах компетенции вправе запрашивать и получать документы, материалы и иную информацию от всех государственных органов, организаций, а также привлекать в установленном порядке специалистов к экспертной и научно-консультативной работе;

2) ходатайствует о приостановлении полномочий Председателя и членов Конституционного Совета и осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Конституционным законом.

Статья 39. Последствия принятия Конституционным Советом итоговых решений

1. Законы и международные договоры республики, признанные не соответствующими Конституции, не могут быть подписаны либо соответственно ратифицированы и введены в действие. Признание законов соответствующими Конституции возобновляет течение сроков их подписания. Признание международных договоров республики соответствующими Конституции возобновляет процесс их ратификации.

2. Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу, не подлежат применению и отменяются. Решение судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат.

3. Выборы Президента республики, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии на соответствующих избирательных участках признаются недействительными.

4. Выборы депутатов Сената и Мажилиса Парламента, признанные не соответствующими Конституции, решением Центральной избирательной комиссии в соответствующих административно-территориальных единицах и избирательных округах признаются недействительными.

5. Результаты республиканского референдума, признанного не соответствующим Конституции, решением Центральной комиссии референдума на соответствующих участках голосования признаются недействительными.

6. Заключение о несоблюдении установленных конституционных процедур перед принятием Парламентом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 47 Конституции соответственно решения о досрочном освобождении от должности, окончательного решения об отрешении Президента республики влечет прекращение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности, об отрешении Президента. Заключение о соблюдении установленных конституционных процедур влечет продолжение рассмотрения вопроса соответственно о досрочном освобождении от должности Президента республики, об отрешении от должности Президента республики.

СТАТИСТИКА:

С января 1996 года по январь 2016 года в Конституционный Совет поступило более 190 обращений:

от Президента – 21; от председателей Палат Парламента и его депутатов – 77; Премьер-министра – 27, судов – 66 обращений.

Всего Конституционным Советом принято более 140 нормативных постановлений, из них – 6 о дополнительном истолковании своих постановлений. Из всех поступивших в Конституционный Совет обращений предметом 27 из них явилась проверка на соответствие Конституции принятых Парламентом и представленных Главе государства на подпись законов. По 15 обращениям были признаны не соответствующими Конституции в общей сложности 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: