Бухгалтерский и налоговый учет амортизации основных средств.




Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных фондов. Норма амортизации – это установленный размер амортизационных отчислений за определенный период времени по конкретному виду основных средств, выраженных, как правило, в процентах к балансовой стоимости.

Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Амортизация в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль:

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:

- одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств;

- основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования;

- мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств;

- основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование;

- произведения искусства.

На введенные в действие основные средства начисление амортизации начинается с первого числа месяца следующего за датой ввода месяца. В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

На списанные основные средства начисление амортизации прекращается с первого числа, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому и налоговому учету.

Чтобы установить срок полезного использования основного средства, нужно обратиться к Классификации основных средств.В этом документе все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп.

Для каждой группы установлен интервал срока полезного использования.

Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. А в бухгалтерском учете срок службы каждого основного средства организация может установить самостоятельно.

Для целей бухгалтерского учета организациям предоставляет право производить амортизацию объектов основных фондов одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из рока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или текущей стоимости объекта ОС и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объектов;

- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта ОС.

В соответствии со ст. 258 НК РФ амортизируемой имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта с учетом классификации ОС.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Для целей налогообложения организации могут применять либо линейный, либо нелинейный метод начисления амортизации.

Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизационных отчислений линейным методом, необходимо первоначальную стоимость объекта основных средств умножить на норму амортизационных отчислений.

Норма амортизационных отчислений в свою очередь рассчитывается по формуле:

K = (1: n) х 100%,

где K - месячная норма амортизации в процентах; n - срок полезного использования основного средства в месяцах.

В целях налогообложения амортизацию можно рассчитывать также нелинейным методом. Для этого остаточная стоимость основного средства на начало месяца умножается на норму его амортизации. А в первый месяц эксплуатации основного средства амортизацию исчисляют от его первоначальной стоимости.

Месячная норма амортизации рассчитывается по формуле:

K = (2: n) х 100%,

где K - норма амортизации в процентах; n - срок полезного использования основного средства в месяцах.

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации для целей налогообложения.

Начисление амортизации объектов ОС осуществляется по кредиту счета 02 и дебету производственных счетов 20, 23, 25, 26, 29.

 

Бюджетная система РФ‚ ее структура и принципы функционирования.

Бюджетное устройство Российской Федерации сформировано в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Раздел I Бюджетного Кодекса «Бюджетное устройство Российской Федерации» устанавливает целый ряд положений, имеющих концептуальное и практическое значение для эффективности бюджетного процесса: структуру бюджетной системы РФ (гл. 3); понятия и виды бюджетной классификации РФ (гл. 4); принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ (гл. 5).

Согласно БК РФ все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой, которая состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (ст. 10 БК РФ).

Правовая форма бюджетов всех уровней описывается в статье 11. Согласно ей, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы. В главе 5 Кодекса регламентируются следующие принципы:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность бюджетов;

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность бюджетов;

• адресность и целевой характер бюджетных средств.

Рассмотрим важнейшие из них более подробно.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (статья 29) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 32) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета, закрепленный статьей 33 Кодекса означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (статья 34) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов (статья 35) означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности (статья 36) означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Статья 38 закрепляет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: