Мы решили узнать, а каковы на самом деле отношения между мачехой и неродными детьми, соответствует ли реальная мачеха тому стереотипу, который сложился о ней в обществе. В нашем районе не ведется официальной статистики по количеству семей, в которых воспитанием детей занимается мачеха. Есть только одна семья, где мачеха официально оформила усыновление.
Однако из бесед с социальными педагогами школ, классными руководителями и учителями мы узнали о нескольких таких семьях.
О семье Н. я собрала сведения из рассказов классного руководителя, соседей, подруг падчерицы. В семье Н. трое детей: два сына и младшая дочка, при этом был хороший достаток, жили благополучно, пока отца не посадили в тюрьму на пять лет. Мать стала пить, постепенно продавая все ценное, что было в доме. Всё это время дети были предоставлены сами себе. Они сами вели оставшееся хозяйство, были неухожены, жили впроголодь. Когда из тюрьмы вернулся отец, он тут же стал поднимать хозяйство, стал торговать на рынке, в доме появились деньги. Что только не делал отец, чтобы мать детей бросила пить. Он водил её к врачам, пытался кодировать, но всё безрезультатно. Когда младшей девочке было 12 лет, мать умерла. Через два года отец женился на другой - 23-летней девушке, умной и очень хозяйственной. Родители отца сразу невзлюбили и не воспринимали её. Старший сын, ему было 18, ушел жить к бабушке. Оставшиеся дети стали называть новую хозяйку мамой. Со средним сыном у мачехи сложились хорошие отношения, он во всем слушался ее, помогал и они быстро нашли общий язык. Дочь же изначально не приняла новую маму, но отец занял позицию жены. Всё что она говорила, девочка воспринимала в штыки, хотя когда у неё были проблемы, в школе или с друзьями, она приходила к мачехе, и та приласкав, давала дельный совет, девочка успокаивалась. Если мачеха говорила ей как одеться со вкусом, та делала все по-своему. Новая мама была замечательной хозяйкой, в доме всегда чистота и порядок, дети сыты и одеты. Лето дети проводили в деревне у новой бабушки. Вскоре в семье появился маленький и ревность девочки перекинулась с мачехи на малыша. Она с пристрастием следила за тем, что отец покупает мачехе, младшему сыночку, а что ей. Она постоянно жаловалась подругам, что ее обделяют. Со слов кл. руководителя сестра с братом стали часто пропускать уроки из-за того, что нужно было сидеть с маленьким. Чувствовалось, что детям не хватает тепла и любви. Мачеха на собрания не приходила, отец очень редко. Как мачеха ни старалась, подход к девочке найти ей не удалось. После очередного конфликта девочка собрала вещи и уехала в другой город учиться, не закончив даже десяти классов. По настоятельной просьбе отца она вскоре вернулась, но ссоры не прекратились. Так, периодически ссорясь и терпя друг друга, они живут уже девять лет. Мачеха стала новой хозяйкой, но не стала самым близким человеком, хотя родная мать зачастую относилась к этим детям гораздо хуже. Возможно, если бы настрой родственников девочки был бы другим, они бы с мачехой подружились.
|
В семье Ж. мать пила и за своей дочерью абсолютно не следила. Девочка часто была голодной, плохо одетой, училась слабо, так как ей никто не помогал. Мать лишили родительских прав. Отец, живший с другой женщиной, у которой был свой ребенок, все – таки взял дочь к себе. Девочка звала новую маму тетей Т., а со своей сводной сестрой очень быстро подружилась. Как заметили школьные учителя, девочка просто преобразилась. Она стала лучше учиться, хорошо одеваться, у неё появился блеск в глазах, желание жить. Когда она взахлёб рассказывала о своей мачехе, о совместных планах, было видно, что мачеха стала для неё другом, гораздо более близким, чем родная мать, которая за этот год ни разу о ней не вспомнила.
|
Семья А. приехала к нам с Севера, на родину к бабушке. Мать лишили родительских прав, когда девочке было семь лет. Через два года отец женился на женщине, дети которой уже жили самостоятельно. Прошло с тех пор уже десять лет. И хотя девочка не стала называть мачеху мамой, они стали друзьями: вместе обсуждают проблемы, делятся секретами и живут душа в душу.
В семье Р. мать умерла, когда младшей было пять лет. Отец женился вторично и в семье стало шестеро детей: трое своих, двое мачехиных и один совместный ребенок. У младшей девочки осталось неприятное воспоминание о необходимости нянчить малыша, чувство обделенности и равнодушное отношение к ней со стороны мачехи. Прожив около двадцати лет, родители разошлись и с мачехой они больше не видятся.
В семье Л. мать погибла в автокатастрофе, когда ему было 10 лет. Сейчас ему 13 и у него уже вторая мачеха. С первой у мальчика сложились хорошие отношения, она учила его шить, солить, зарабатывать на жизнь. Но ее два сына, которые были старше Л. и его обижали. К тому же мачеха стала выпивать и отец с ней расстался. С новой мачехой у Л. неплохие отношения, но в них нет тепла и любви.
|
Л. четырнадцать лет, два года живет с бабушкой и почти каждый день встречается с отцом и с мачехой, которые живут отдельно. Мать лишили родительский прав за пьянство, она ни разу не приезжала из деревни к дочери. У мачехи своя дочь, почти ровесница Л. Все покупки делают девочкам одинаковые, однако отношения с мачехой хорошие, но не доверительные.
У Л. мать умерла, когда ей было три года, а ее брату пять. У нее остались самые тяжелые воспоминания о жизни с мачехой, которая заставляла ее делать всю работу по дому, нянчить ее ребенка. Став взрослой, Л. могла по нескольку лет не видеть отца, живя с ним в одном городе, из- за мачехи.
В семье Ч. после гибели матери осталось двое детей, младшая (10 лет) осталась жить с тетей, а старшая (16 лет) стала жить с отцом и новой мамой, с которой у нее хорошие отношения.
У А. остались самые добрые воспоминания о мачехе, которая ей стала настоящей матерью. Ей было 11, ее сестре 13, старшие братья были уже определенные, когда умерла мама. Все тяготы хозяйства, заботы о муже и детях взяла на себя эта женщина, которая до конца жизни оставалась другом и помощником девочкам, заботливой бабушкой внукам.
Таким образом, изучив пятнадцать семей, мы пришли к выводу, что более чем в половине семей отношения между мачехой и детьми теплые и доверительные, у трети равнодушные, без особого тепла, но неплохие, и у пятой части обследованных семей отношения, со слов детей, плохие.
Но можно посмотреть на проблему с другой стороны. Ведь у половины детей из этих семей мамы живы, но лишены родительских прав. Родили и забыли о своих детях, а чужие женщины, мачехи, взвалили на себя тяжелую ношу по их воспитанию, они их одевают, кормят, проверяют уроки, ухаживают, когда те заболеют, жертвуют собой не по зову крови, а осознанно, и далеко не всегда могут услышать от детей слова благодарности.
Так справедливо ли общество, окрестив таких женщин пренебрежительным словом «мачеха»? Кто в действительности приходится таким детям «мачехой», та, которая бросала их на несколько дней одних, без куска хлеба, устраивала дома на глазах детей пьяные оргии, ругала и била крошек чем попало, или та, неродная, которая и накормит и пожалеет, но, которой дети, да и общество в целом, никогда не простят и десятой доли того, что прощается родной матери.
Ежегодно несколько матерей в городе и районе осуждается по 156 ст. Уг.Кодекса РФ за жестокое отношение к детям. Существуют уже целые династии семей, где родители были лишены родительских прав, а теперь выросли их дети, у которых родились свои дети, и теперь они также лишены родительских прав. И это не удивительно, дети как правило копируют поведение своих родителей, следуют их примеру. Безработные пьющие матери забывают о своем предназначении и, как следствие, все больше детей становятся сиротами при живых родителях. Печальная статистика тому подтверждение (см. рис. 1)
Рис. 1. Динамика количества матерей, лишенных родительских прав
в г. Кувандыке и Кувандыкском районе.
Сколько женщин у нас на Руси, которые взвалили на себя тяжелую ношу воспитания чужих детей и с самоотверженной радостью несут этот крест?! Одним из таких примеров сострадания и заботы о детях, брошенных и забытых своими кровными родителями, является Галина Юрьевна Стремская, победительница Областного конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина-мать». Семья Саракташского священника Николая Стремского воспитывает шестьдесят два ребенка – это самая большая семья России. Многие из детей были взяты младенцами из домов малюток, родильных домов. Как правило, это дети из неблагополучных семей или отказные, многие из которых были ослаблены, имеют хронические заболевания. Теперь у детей есть «матушка» и «батюшка», живут в своем доме, учатся в Православной гимназии, помогают по хозяйству, присматривают за младшими ребятишками.
Слово «мачеха» – древне русское, образовано от сущест. мати и суффикса - ех, придающего слову просторечность. «Падчерица» -древне русское слово- падъщерица, образовано от дъшки (дочь) с добавлением приставки и суффикса. (10) И, наверно, матерью можно будет скорее назвать ту женщину, которая любит ребенка, заботится о нем, забывает о себе ради него, даже если он ей неродной, а та мать, которая его родила да бросила, и забыла о его существовании – не мать, а мачеха. Быть может, зря в обществе так ругают мачеху. Иногда случается, что родные мамы оказываются хуже мачехи. Бывает и так, что мачеха изо всех сил старается быть ребенку другом, кормит, одевает, заботится о нем, а он не желает быть в хороших взаимоотношениях с мачехой. Значит, всё зависит от человека. Но в любом случае мы должны уважать труд, ценить мужество и самоотверженность этих женщин, пытающихся стать настоящей матерью чужому ребенку.
Выводы по II главе.
У Л. да Винчи, А.Н. Островского, С. Дягилева были замечательные отношения с воспитывающими их мачехами, а М.В. Ломоносова, А.Грина отношения с мачехой не сложились.
2. Изучив пятнадцать семей, мы пришли к выводу, что более чем в половине семей отношения между мачехой и детьми теплые и доверительные, у трети равнодушные, без особого тепла, но неплохие, и у пятой части обследованных семей отношения, со слов детей, плохие.
Заключение
Проведенное исследование позволило установить, что в обществе сложился определенный стереотип отношения к мачехе: абсолютное большинство считают ее злой, завистливой, ненавидящей неродных детей, притесняющей их права. При этом информацией о таких мачехах в действительности владеют всего лишь пять процентов опрошенных.
Данный стереотип сформировался главным образом благодаря общеизвестным сказкам, которые читали все опрошенные или видели фильмы («Сказка о мертвой царевне…», «Морозко», «Золушка»…), что косвенно подтвердило нашу гипотезу.
Вторая же наша гипотеза не была ни подтверждена, ни окончательно опровергнута, т.к. внутрисемейные отношения были изучены в биографиях пяти знаменитостей и всего в пятнадцати семьях г.Кувандыка, причем все дети в этих семьях были школьного, как правило подросткового, возраста. Однако рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что созданный в обществе негативный образ мачехи не соответствует действительности, что позволило нам достигнуть цели исследования.
В дальнейшем, возможно сравнительная характеристика взаимоотношений между мачехой и пасынком (падчерицей) и матерью и детьми подросткового возраста как наиболее сложного периода в воспитании.
Список литературы
1. Беседы схи-архимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми.М.: «Даниловский благовестник».-1993.- 74с.
2. Гастев А.А. Леонардо да Винчи.-2 изд.-М.: Мол. Гвардия.-1996.-400 с.
3. Дьякон Успенский Н. Духовно-нравственные беседы к отцу, матери, юноше и девице. СПб. -1996.-47с.
4. Кравченко А.И. Ведение в социологию. Учебное пособие.- 2-изд.-М.,1995.-224с.
5. Ларина Е. «Настольная книга православной мамы.-М.: Благовест, 2001,--469 с.
6. Русский писатель. Библиографический словарь в 2 ч. Ч.2 Под ред. П.А. Николаева.- М.: Просвещение, 1990.-448с.
7. Стриевская О. Я знала, что у меня будет много детей //Фома.-2005.-№4.-С.25-26
8. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни, М.: «Отчий дом».-1997.-366с.
9. Филарет «Нравственность христианина». М.: 1991. АО «Российский писатель». 80с.
10. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1975.-642с
Приложение 1. Примерные вопросы к подростку для беседы
1. Сколько лет вы живете с мачехой
2. Как ты ее называешь
3. Кто ходит у вас на собрания в школу, проверяет уроки.
4. Есть ли у тебя обязанности в доме, выполняешь ли ты их с удовольствием
5. Есть ли у тебя сводные братья или сестры, какие у тебя с ними отношения, какие у них обязанности
6. Как вы отмечаете твой день рождения, дни рождения твоих сводных братьев, сестер, праздники.
7. Часто ли вы общаетесь с новой мамой, рассказываешь ли ты ей о своих делах, проблемах, просишь ли ее совета в чем-либо, помощи.
8. Любишь ли ты оставаться с ней наедине, делать вместе какое-нибудь дело (например, подарок отцу)
9. Бывают ли у вас ссоры, конфликты, из-за чего. Как вы миритесь, долго ли ты держишь обиду на мачеху, а она на тебя
10. Когда тебе плохо, есть проблемы, или ты заболеешь, жалеет ли тебя новая мама, сочувствует, ухаживает ли.
11. Когда у тебя хорошие новости, какая то радость, спешиш ли поделиться с ней
12. Когда заболеет твоя новая мама, ухаживаешь ли ты за ней, помогаешь ли, жалко ли тебе ее.
13. Общаетесь ли вы с родственниками мачехи, как они относятся к тебе, а ты к ним…
Как-то знакомый ровесник на мой вопрос: «Ты почему такой веселый», ответил: «Да так, опять мачеху довёл». Его фраза очень сильно задела меня и почему – то стало жаль эту незнакомую мне женщину, взявшую тяжелую ношу воспитания чужого ребенка. Заинтересовавшись проблемой, я провела небольшой социологический опрос среди населения нашего города. Всего было опрошено пятьдесят респондентов. На вопрос «какие ассоциации возникают у вас при слове «мачеха» 96 % взрослых и детей высказали крайне негативное отношение, наделяя мачеху такими эпитетами как: «злая, жестокая, несправедливая, жадная, завистливая». При этом на второй вопрос анкеты: «известны ли вам семьи, где ребенок воспитывался бы мачехой?» утвердительно ответили лишь 20% опрошенных, и лишь четвертая часть из них, т.е. всего 5% от общего количества респондентов, охарактеризовали эти отношения как плохие, или равнодушные. Откуда же такое отношение к мачехе в обществе?! Обусловлено ли мнение большинства реальным положением дел или данный стереотип – результат воздействия книг и СМИ? Есть даже цветок с интересным названием «мать-и-мачеха». Это весенний цветок, у которого листья с одной стороны мягкие и тёплые, покрытые мягкими ворсинками – это «мать», а с другой – гладкие, холодные – там «мачеха».
Тема отношений между отчимами и мачехами с одной стороны и пасынками и падчерицами с другой одновременно традиционна и актуальна и является предметом исследования многих педагогов и психологов. Однако отдельного исследования по изучению причин сложившегося стереотипа общественного мнения по отношению к мачехе проведено не было, что и обусловило проблему настоящего исследования.
Объектом нашего исследования являются отношение мачехи к неродному ребенку, а предметом причины сложившегося в обществе стереотипа негативной оценки этого отношения.
Цель исследования: выяснить причины сложившегося стереотипа негативной оценки обществом отношения мачехи к неродному ребенку
Мы предположили, что причинами негативного отношения к мачехе в обществе являются:
· негативный образ мачехи, созданный произведениями литературы и искусства;
· плохое отношение мачехи к неродным детям, нежелание понять и принять их.
Задачи исследования:
1. показать назначение матери в христианском понимании;
2. описать образ мачехи, созданный в произведениях литературы и искусства;
3. проследить взаимоотношения с мачехой в биографиях великих людей;
4. собрать сведения о взаимоотношениях между мачехой и ребенком в некоторых семьях г. Кувандыка.
Новизна исследования заключается в попытке анализа причин негативного отношения к мачехе в социуме и изучения реальных взаимоотношений в таких семьях. Мы надеемся, что популяризация результатов исследования через СМИ поможет обывателю изменить свое отношение к образу мачехи, ее роли в семье и, в конечном счете, будет способствовать улучшению межличностных отношений в семьях, где дети воспитываются мачехой.
Отношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются самыми тесными и близкими и продолжаются в течение всей жизни. Однако, такими они были не всегда. В язычестве детей убивали, бросали, продавали в рабство собственные родители. Жители Спарты сбрасывали физически слабых младенцев со скалы, а в некоторых племенах освобождались от детей в период засухи или голода.(5;С.107) На Руси Испокон веков нравственные устои семьи определялись на основе религиозных убеждений и прежде всего православия. Назначение женщины в христианском понимании – в чадородии, Воспитание ребенка требует от матери самоотречения. «Но чем больше жертвуешь собой, тем больше получаешь любви и радости», - считает многодетная православная мать. Недаром в народе говорят: «молитва матери из воды и из огня спасет», «матерняя молитва со дна моря вынимает», «нет такого родного дружка как родная матушка да родимый батюшка».
Тема семейных отношений нашла свое отражение в устном народном творчестве. Так, в сказках «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Дикие лебеди», Белоснежка и семь гномов» мачеха предстает перед нами в образе злой, властной и жадной женщины. А кто из нас не помнит пушкинские строки о красивой мачехе и ее зеркальце из сказки «О мертвой царевне…» «но зато, горда, ломлива, своенравна и ревнива». Многие сказки были экранизированы и с самого детства прочно вошли в нашу жизнь. В балете «Лебединое озеро» мачеха- ведьма олицетворяет собой вселенское зло. Положительный образ мачехи, любящей, заботливой, терпеливой, создан в фильмах «Единственная», «Мачеха» режиссера О. Бондарева и «Мачеха» режиссера К. Каламбуса.
Изучая биографии знаменитых людей мы обнаружили, что Леонардо да Винчи, писатель Алексей Островский, меценат Сергей Дягилев, Михаил Ломоносов, писатель Александр Грин также воспитывались мачехой, причем только у Ломоносова и Грина были плохие отношения с мачехами, остальные же вспоминали о мачехах с благодарностью.
Мы решили узнать, а каковы на самом деле отношения между мачехой и неродными детьми, соответствует ли реальная мачеха тому стереотипу, который сложился о ней в обществе. В нашем районе не ведется официальной статистики по количеству семей, в которых воспитанием детей занимается мачеха. Есть только одна семья, где мачеха официально оформила усыновление.
Однако из бесед с социальными педагогами школ, классными руководителями и учителями мы узнали о нескольких таких семьях.
О семье Н. я собрала сведения из рассказов классного руководителя, соседей, подруг падчерицы. В семье Н. трое детей: два сына и младшая дочка, при этом был хороший достаток, жили благополучно, пока отца не посадили в тюрьму на пять лет. Мать стала пить, постепенно продавая все ценное, что было в доме. Всё это время дети были предоставлены сами себе. Они сами вели оставшееся хозяйство, были неухожены, жили впроголодь. Когда из тюрьмы вернулся отец, он тут же стал поднимать хозяйство, но мать продолжала пить. Когда младшей девочке было 12 лет, мать умерла. Через два года отец женился на другой - 23-летней девушке, умной и очень хозяйственной. Родители отца сразу невзлюбили и не воспринимали её. Старший сын, ему было 18, ушел жить к бабушке. Оставшиеся дети стали называть новую хозяйку мамой. Со средним сыном у мачехи сложились хорошие отношения, он во всем слушался ее, помогал и они быстро нашли общий язык. Дочь же изначально не приняла новую маму, но отец занял позицию жены. Всё что она говорила, девочка воспринимала в штыки, хотя когда у неё были проблемы, в школе или с друзьями, она приходила к мачехе, и та приласкав, давала дельный совет, девочка успокаивалась. Новая мама была замечательной хозяйкой, в доме всегда чистота и порядок, дети сыты и одеты.. Вскоре в семье появился маленький и ревность девочки перекинулась с мачехи на малыша. Она с пристрастием следила за тем, что отец покупает мачехе, младшему сыночку, а что ей. Она постоянно жаловалась подругам, что ее обделяют. Со слов кл. руководителя сестра с братом стали часто пропускать уроки из-за того, что нужно было сидеть с маленьким. Чувствовалось, что детям не хватает тепла и любви. Мачеха на собрания не приходила, отец очень редко. Так, периодически ссорясь и терпя друг друга, они живут уже девять лет. Мачеха стала новой хозяйкой, но не стала самым близким человеком, хотя родная мать зачастую относилась к этим детям гораздо хуже. Возможно, если бы настрой родственников девочки был бы другим, они бы с мачехой подружились.
В семье Ж. мать пила и за своей дочерью абсолютно не следила. Девочка часто была голодной, плохо одетой, училась слабо, так как ей никто не помогал. Мать лишили родительских прав. Отец, живший с другой женщиной, у которой был свой ребенок, все – таки взял дочь к себе. Девочка звала новую маму тетей Т., а со своей сводной сестрой очень быстро подружилась. Как заметили школьные учителя, девочка просто преобразилась. Она стала лучше учиться, хорошо одеваться, у неё появился блеск в глазах, желание жить. Когда она взахлёб рассказывала о своей мачехе, о совместных планах, было видно, что мачеха стала для неё другом, гораздо более близким, чем родная мать, которая за этот год ни разу о ней не вспомнила.
Таким образом, изучив пятнадцать семей, мы пришли к выводу, что более чем в половине семей отношения между мачехой и детьми теплые и доверительные, у трети равнодушные, без особого тепла, но неплохие, и у пятой части обследованных семей отношения, со слов детей, плохие.
Но можно посмотреть на проблему с другой стороны. Ведь у половины детей из этих семей мамы живы, но лишены родительских прав. Ежегодно несколько матерей в городе и районе осуждается по 156 ст. Уг.Кодекса РФ за жестокое отношение к детям. Безработные пьющие матери забывают о своем предназначении и, как следствие, все больше детей становятся сиротами при живых родителях. Печальная статистика тому подтверждение. Родили и забыли о своих детях, а чужие женщины, мачехи, взвалили на себя тяжелую ношу по их воспитанию, они их одевают, кормят, проверяют уроки, ухаживают, когда те заболеют, жертвуют собой не по зову крови, а осознанно, и далеко не всегда могут услышать от детей слова благодарности.
Так справедливо ли общество, окрестив таких женщин пренебрежительным словом «мачеха»? Кто в действительности приходится таким детям «мачехой», та, которая бросала их на несколько дней одних, без куска хлеба, ругала и била крошек чем попало, или та, неродная, которая и накормит и пожалеет, но, которой дети, да и общество в целом, никогда не простят и десятой доли того, что прощается родной матери.
Одним из примеров сострадания и заботы о детях, брошенных и забытых своими кровными родителями, является Галина Стремская, победительница Областного конкурса «Женщина года» в номинации «Женщина-мать». Семья Саракташского священника Николая Стремского воспитывает шестьдесят два ребенка-сироту – это самая большая семья России.
Проведенное исследование подтвердило первую нашу гипотезу и косвенно вторую. рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что созданный в обществе негативный образ мачехи не соответствует действительности, что позволило нам достигнуть цели исследования.