Норма обязательных резервов




Ключевая ставка

Банк России поддерживает инфляцию вблизи целевого уровня — 4%. Такая политика называется таргетированием инфляции. Основной инструмент денежно-кредитной политики — это ключевая ставка. Ключевая ставка — это процент, под который центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Изменение ключевой ставки влияет на спрос через ставки в экономике и в конечном итоге — на инфляцию. При этом центральный банк опирается на макроэкономический прогноз и учитывает ситуацию в экономике и на финансовых рынках.

Влияние ключевой ставки влияет на инфляцию следующим образом. Если центральный банк поднимает ключевую ставку, деньги в экономике становятся дороже. Это значит, что вслед за ней повышаются ставки по кредитам и депозитам. Люди и компании в такой ситуации менее охотно берут кредиты, а значит, меньше тратят на покупки и меньше инвестируют. При этом высокие ставки по депозитам мотивируют их больше сберегать. В результате снижается спрос на товары и услуги, цены перестают расти и, как следствие, замедляется инфляция.

И наоборот, при снижении ключевой ставки деньги становятся дешевле, снижаются ставки по кредитам и депозитам. Люди и компании берут больше кредитов, больше тратят и инвестируют, меньше сберегают. Это приводит к росту спроса, повышению цен и увеличению инфляции.

Как уже было отмечено, в рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно – восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком. Изменяя ключевую ставку, ЦБ воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию. Для того чтобы уровень ключевой ставки транслировался на финансовый рынок, необходимо, чтобы однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это достигается благодаря операционной процедуре Банка России, в рамках которой центральный банк на регулярной основе проводит операции с коммерческими банками по ставке, близкой к ключевой.

В состоянии долгосрочного равновесия в экономике, то есть когда инфляция и инфляционные ожидания сохраняются вблизи цели и экономика растет темпом, близким к потенциальному, денежно-кредитная политика не должна оказывать ни сдерживающего, ни стимулирующего влияния на экономику, то есть она должна быть нейтральной. Равновесному состоянию экономики соответствует нейтральный уровень ключевой ставки. Он определяется множеством факторов, и есть различные способы его оценки. В зависимости от положения ключевой ставки относительно нейтрального уровня, ее влияния на экономическую активность и динамику цен выделяют стимулирующую, сдерживающую или нейтральную денежно-кредитную политику.

Под нейтральной ставкой принято понимать такой уровень ставки процента (в частности, ключевой ставки центрального банка и ставок межбанковских кредитов овернайт, формирующихся вблизи ключевой ставки), при которой данная экономика:

а) устойчиво находится в состоянии полной занятости (выпуск равен потенциальному);

б) инфляция стабильно поддерживается на целевом уровне.

Нейтральную ставку рассматривают как ориентир, относительно которого следует оценивать направленность денежно-кредитной политики, а также как ориентир среднего уровня процентных ставок в экономике на длительных промежутках времени.

Реальная нейтральная ставка определяется структурой экономики, уровнем рисков при инвестициях в финансовые и нефинансовые активы, а также готовностью экономических агентов принимать эти риски. В частности, можно отметить следующие важные факторы:

а) Темп роста совокупной факторной производительности. Чем он выше, тем выше нейтральная ставка, так как при прочих равных фирмы более активно инвестируют и, соответственно, готовы больше платить за привлечение дополнительного капитала.

б) Демография. Состав населения и динамика численности – как общая, так и отдельных возрастных групп – влияет и на темпы экономического роста (и, следовательно, инвестиционную активность) и на норму сбережений. Так, при увеличении доли средних возрастов в структуре населения с более высокой нормой сбережений нейтральная ставка будет снижаться.

в) Степень развития финансового сектора и его регулирование. Более развитые банковский сектор и рынки капитала способствуют увеличению нормы сбережений в экономике и, соответственно, снижению уровня нейтральной ставки. Этому же способствует удлинение горизонта планирования экономических агентов, которое повышает значимость будущего по сравнению с настоящим, тем самым стимулируя увеличивать сбережения.

г) Уровень нейтральной ставки в других экономиках. В открытой экономике со свободным движением капитала нейтральная ставка будет сопоставима с нейтральной ставкой на мировом финансовом рынке с поправкой на страновую премию за риск и премию за волатильность инфляции. Страновая премия характеризует различия в степени восприятия экономическими агентами суверенных кредитных рисков, а также предсказуемости экономических условий в данной стране в сравнении с ключевыми экономиками, условия в которых определяют уровень мировой нейтральной ставки.

В свою очередь номинальная нейтральная ставка равна сумме реальной нейтральной ставки и ожидаемой инфляции. При инфляционных ожиданиях, заякоренных на цели, ожидаемая инфляция совпадает с целью центрального банка.

Уровень нейтральной ставки – это весьма важное понятие для макроэкономического анализа в целом и денежно-кредитной политики в частности, эмпирически его определить можно только весьма приблизительно. Более того, этот уровень не постоянен и меняется по мере изменения структуры экономики, в частности факторов, перечисленных выше, адаптации экономических агентов к режиму таргетирования инфляции.

На сегодняшний день Банк России исходит из интервальной оценки долгосрочной реальной нейтральной ставки 2 - 3%. При цели по инфляции 4% соответствующая оценка для номинальной нейтральной ставки - 6 - 7%.

Стимулирующая денежно-кредитная политика применяется, если экономика растет темпом ниже потенциального (то есть формируется отрицательный разрыв выпуска). В этой ситуации инфляция, как правило, устойчиво отклоняется вниз от цели или имеются риски ее устойчивого отклонения. Для возвращения инфляции к цели и устранения отрицательного разрыва выпуска необходимо установление ключевой ставки ниже нейтрального уровня.

Сдерживающая денежно-кредитная политика, напротив, применяется, если в экономике наблюдается "перегрев", то есть она растет темпом выше потенциального (формируется положительный разрыв выпуска). В этой ситуации инфляция, как правило, устойчиво отклоняется вверх от цели или имеются риски ее устойчивого отклонения. Для возвращения инфляции к цели и устранения положительного разрыва выпуска необходимо установление ключевой ставки выше нейтрального уровня.

 

Норма обязательных резервов

Норма обязательных резервов — установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке, либо в виде наличности в собственных хранилищах.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также норма обязательных резервов влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам, обязательные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ – до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн руб. должен расположить в ЦБ резервы на сумму 200 тыс. руб. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов, то банк должен увеличить свои резервы в ЦБ до 400 тыс. Политика резервирования является довольно грубым методом и, если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика – методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Принцип работы механизма обязательных резервов строится на работе денежного мультипликатора, например: уменьшение Центральным банком нормы резервов ведет к высвобождению денежных средств в банковской системе страны, а значит, денежное предложение увеличивается. То есть, объем кредитов становится больше, а ставка по кредитам уменьшается (также в данном случае увеличивается и инфляция, в связи с ростом денежной массы). Увеличение обязательной нормы ведет к сокращению денежной массы, находящейся в обороте. Уменьшается предложение денег, соответственно ставка процента по кредитам растет.

Изменение в нормировании обязательных резервов ведет к значительным изменениям в макроэкономике страны. Применение данного инструмента в экономической политике может привести к следующим последствиям:

а) Использование денежного предложения для сдерживания инфляционных процессов. Центральный Банк, изменяя норму резервов, уменьшает количество денег в обращении, если банки оставят размер собственных резервов на прежнем уровне. Чтобы увеличить резервы некоторые банки начнут продавать ценные бумаги, истребовать долги от своих клиентов. В свою очередь клиенты, предоставившие средства в ссуду так же будут истребовать их обратно. Таким образом, количество средств на депозитах будет уменьшаться, а значит, снизится финансовая деятельность банков.

б) Снижение резервной нормы ведет к уменьшению обязательных резервов. Банки активнее используют имеющиеся средства для заработка. Происходит избыточный рост резервов, который приводит к увеличению возможности кредитования экономики, а значит, увеличению денежного предложения.

в) Влияние на норму резервов сказывается на денежном мультипликаторе. Увеличение резервов ведет к сокращению денежного предложения, так как – норма резервирования, то денежный мультипликатор составит m=1/ Денежный мультипликатор имеет и другие названия, такие как: банковский, кредитный или депозитный.

 

Банковский мультипликатор – это увеличение денежной массы (мультипликация денег) в результате депозитно-кредитных операций коммерческих банков. Этот процесс регулируется центральными банками в рамках денежно-кредитной политики с помощью нормативов обязательного резервирования.

Мультипликация денежной массы возможна только для банковской системы в целом, но не для отдельного банка. Предположим, ставка обязательного резерва для кредитных организаций установлена в размере 5%. Тогда если клиент банка размещает депозит в размере 1 тыс. рублей, то 50 руб. остаются на корреспондентском счете в ЦБ, а 950 поступают в распоряжение банка и выдаются в кредит. Кредитор их тратит, и они попадают на счет в другой банк. Из полученной суммы вторая кредитная организация 5% переводит в резерв, а на остальные 95% вновь выдает ссуду. И так далее. В результате количество безналичных денег в банковской системе многократно увеличивается. Это процесс также называют кредитным расширением, или эмиссией кредитных денег банковской системой.

Предположим, что клиент отозвал свой депозит. Тогда процесс происходит в обратной последовательности – происходит кредитное сжатие.

Таким образом, при изначально неизменной денежной базе осуществляется увеличение или уменьшение денежной массы, а коэффициент банковской мультипликации может быть рассчитан как отношение денежной массы к денежной базе.

Увеличение процента обязательного резервирования уменьшает возможности банковской системы по эмиссии кредитных денег и наоборот.

В условиях, когда экономике требуется стимулирование, ставки снижаются. Денежная масса увеличивается, а проценты по кредитам снижаются. В ситуации, когда происходит перегрев экономики или возникает угроза высокого уровня инфляции, предпринимаются обратные действия.

 

Политика дорогих денег — действия, направленные на уменьшение в стране объема наличной и безналичной денежной массы в момент, когда ей грозит (или уже начался) слишком бурный рост.

Чтобы достигнуть целей политики дорогих денег, центральный банк:

а) увеличивает ключевую ставку — минимальный процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банковским организациям;

б) повышает норму обязательных резервов — долю средств, привлеченных коммерческими банками, которую они должны хранить на счетах центробанка;

в) устраивает массовую продажу гособлигаций на открытом рынке.

Повышение ключевой ставки неизменно приводит к росту процентных ставок в коммерческих банках — и по кредитам, и по депозитам.

Увеличение нормы резервирования для коммерческих банков избавляет их от избыточной ликвидности. Повышение объема гособлигаций на открытом рынке играет ту же роль — ведет к уменьшению свободных резервов банковских организаций.

 

Политика дешевых денег – комплекс мер, реализуемых государством для нормализации показателей экономики в периоды валютно-финансовой нестабильности на внутреннем рынке. В первую очередь выражается в снижении минимальных процентных ставок банковского кредитования, что приводит к росту денежной массы, находящейся в обращении, и стимулированию роста производства через увеличение доступности инвестиционных кредитов.

Дешевые деньги влияют на ключевые показатели экономики: рост ВВП, уровень цен и объем занятости населения. При этом механизм работы данной денежной политики имеет следующую структуру:

а) Центральный банк (ЦБ) активно скупает ценные бумаги, выпущенные государством, что обеспечивает рост денежных резервов национальных коммерческих банков (КБ).

б) ЦБ снижает планку обязательных резервов для КБ, тем самым увеличивает так называемую избыточную часть денежных активов.

в) ЦБ или иной регулятор снижает процентную ставку, стимулируя коммерческие банки к получению дополнительных займов у ЦБ для еще большего наращивания денежных активов.

г) Возросший объем избыточных активов позволяет банкам выдавать больше кредитов со сниженными процентными ставками, что в свою очередь стимулирует инвестирование в промышленные предприятия и приводит к росту потребительского кредитования, оживляя процесс роста экономики.

Преимущество политики дешевых денег — быстрое формирование надежного валютно-финансового фундамента, обеспечивающего вывод экономики из режима стагнации. Кроме того, дешевые деньги повышают конкурентоспособность местных предприятий, способствуют дальнейшему наращиванию их производственной мощности и, соответственно, снижению безработицы.

Ключевой недостаток дешевых денег — их эффективность возможна только в условиях, когда объем экспорта существенно преобладает над объемом импорта. К тому же, длительное использование данной политики ускоряет процессы инфляции и способствует девальвации местной валюты из-за чрезмерного роста потребительского спроса, покрыть который национальная промышленность не в состоянии.

Меры центрального банка, направленные на удорожание денег, призваны не допустить усугубления кризисных явлений в национальной экономике, ведущих к обвалу производства и краху финансового сектора страны.

Политика дорогих денег и политика дешевых денег сменяют друг друга в зависимости от текущего состояния национальной экономики, и прежде всего ее денежно-кредитного сектора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: