Математика, 8 класс
Кармакова Тамара Сергеевна
Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля
Предлагаемые материалы предназначены учащимся 8 классов общеобразовательных учреждений и содержат определение понятия модуля числа, свойства модуля, способы решения уравнений с модулем и текст контрольной работы по указанной теме.
Модуль и его свойства
Введем определение модуля числа.
Определение. Модулем числа
называется такое число
, которое равно самому числу
, если оно является неотрицательным и противоположному числу для числа
, если число
– отрицательное.
Символически это записывается так:

Примеры:
, т.к. 3,4>0;
, т.к. –7<0;
, т.к.
<0;
, т.к.
<0.
Перечислим свойства модуля числа:
1) 
2)
;
3)
;
4)
,
;
5)
;
6)
;
7)
;
8)
.
Способы решения уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Способы решения уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля, зависят от вида уравнений. Рассмотрим различные виды таких уравнений и способы их решения.
1. Уравнения вида
.
Это уравнение имеет решение только при условии
.
По определению модуля данное уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

Примеры.
1.1. Решить уравнение:
.
Решение: По определению модуля получаем совокупность двух линейных уравнений:

Ответ:
.
1.2. Решить уравнение:
.
Решение: По определению модуля уравнение распадается на совокупность двух уравнений:

Ответ:

2. Уравнения вида 
По определению модуля данное уравнение распадается на совокупность двух смешанных систем:
1)
2) 
Так как функция
четная, то ее корни будут существовать парами противоположных чисел, т.е. если
– корень данного уравнения, то и
также корень данного уравнения. Следовательно, достаточно решить одну из двух смешанных систем, добавив в ответ к полученным корням им противоположные значения.
Примеры.
2.1. Решить уравнение: 
Решение: Рассмотрим систему:
.
Следовательно, корнями данного уравнения являются числа 3 и –3.
Ответ:

2.2. Решить уравнение:
.
Решение: Рассмотрим систему:

Корнями уравнения
являются числа
и
из которых условию
удовлетворяет 
Следовательно, корнями данного уравнения являются числа 7 и –7.
Ответ:

3. Уравнения вида 
Данное уравнение по определению модуля распадается на совокупность двух смешанных систем:
1)
2) 
Примеры.
3.1. Решить уравнение: 
Решение: По определению модуля данное уравнение равносильно совокупности следующих смешанных систем:
1)
| 2)
|
Ответ:

3.2. Решить уравнение: 
Решение: Решить следует две смешанные системы:
1)
|
|
Ответ: 
4. Уравнения вида 
Такие уравнения решаются по следующему плану:
1) Находят значения
, при переходе через которые меняется знак выражений
т.е.
,
,
,...,
.
2) Отмечают найденные значения
,
,...,
на числовой прямой, пусть для определенности 
3) Рассматривают данное уравнение последовательно на промежутках:
.
На каждом промежутке получается некоторое линейное уравнение, которое решают и в ответ отбирают те значения корней, которые содержатся в соответствующих промежутках.
Примеры
4.1. Решить уравнение:
.
Решение:
1) 
![]() |
2)
3) a)
.
b)

с)
корней нет.
Ответ: 
4.2. Решить уравнение: 
Решение:
1) 
2)
![]() |
3) а)
.
б)
корней нет.
в)
.
г)
корней нет.
Ответ:

Примечание. Аналогично решаются и уравнения, содержащие под знаком модуля нелинейные зависимости.
5. Уравнения вида 
В соответствии с определением модуля данное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:
1)
2) 
Можно, используя свойство модуля
заменить решение данного уравнения решением уравнения
.
Примеры.
5.1. Решить уравнение
.
Решение: Заменим данное уравнение совокупностью двух уравнений:
1)
; 2)
;
;
;
,
;
.
Ответ:
,
,
.
5.2. Решить уравнение
.
Решение: Используя свойство модуля числа, заменим данное уравнение уравнением
;
,
,
,
,
.
Ответ:
,
.

