КОМПЛЕКСНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ - росеестр




Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903 (ФЦП), предусмотрено мероприятие № 25 «Проведение комплексных кадастровых работ», запланированное за счет предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и средств бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2017 года.

1 марта 2017 года Росреестр завершил прием заявок от субъектов России на предоставление субсидий на проведение комплексных кадастровых работ в 2018 году. Такие заявки поступили от 21 субъекта России.

В рамках ФЦП на проведение в 2018 году комплексных кадастровых работ из федерального бюджета предусмотрено выделение 100 млн руб. В настоящее время в Росреестре создана комиссия, уполномоченная на анализ заявок, отбор субъектов и распределения средств федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ в 2018 году.

 

 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ:

Комплексные кадастровые работы:

Деятельность по кадастровому учету, проводимая уполномоченными лицами в рамках Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», включает в себя не только проведение кадастрового учета в отношении конкретных участков земли, но и выполнение комплексных кадастровых работ (ККР). Они отличаются масштабным характером, так как затрагивают комплекс территорий, а не ограничены проведением учета отдельно взятого земельного участка. Проведение комплексных работ осуществляется для целей территориального планирования, а также для зонирования территорий в градостроительных целях.

 

Содержание

Понятие комплексных кадастровых работ

Порядок проведения комплексных кадастровых работ

Методы проведения комплексных кадастровых работ

Финансирование комплексных кадастровых работ

Нормативные регулирование комплексных кадастровых работ

Вопросы и ответы с возможностью задать бесплатный вопрос адвокату

Понятие комплексных кадастровых работ

Законодательство относит к понятию комплексных кадастровых работ работы, которые выполняемые единовременно в отношении всех участков земли, находящихся на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких соседних кадастровых кварталов.

Для целей комплексных кадастровых работ инженеры выполняют работы не в отношении отдельно взятого участка (участков), а на обширных территориях – кадастровых кварталах. Перечень кадастровых кварталов определен в градостроительных планах, планах застройки территорий.

Объектом комплексных кадастровых работ в данном случае выступают, прежде всего, участки земли, сведения в кадастре о которых не соответствуют описанию места расположения их границ. Перечень таких участков формируют органы власти субъекта РФ или уполномоченные местные органы власти муниципальных районов (городских округов), которые и осуществляют размещение государственного (муниципального) заказа для проведения комплексных кадастровых работ, а также контролируют процесс проведения работ и принимают результат выполненного заказа.

Также при ККР осуществляется кадастровый учет участков земли, подлежащих землеобразованию в соответствии с проектом межевания территории, и имущественных комплексов, права на которые были оформлены ранее.

Главной особенностью комплексных кадастровых работ является масштаб их проведения. Кадастровым инженерам приходится работать не с конкретно определенным участком земли, а учитывать месторасположение целого комплекса территорий в рамках кадастровых кварталов.

Одной из основных особенностей проведения ККР является конечный результат. Если кадастровый учет призван, прежде всего, установить кадастровую стоимость участка земли, то при проведении комплексных кадастровых работ формируется план-карта территории. Этот документ является одним из основных в градостроительной деятельности.

 

Порядок проведения комплексных кадастровых работ

Выполнение ККР отнесено законодательством к ведению субъектов РФ и органов местной власти. В рамках своих полномочий органы МСУ и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют перечень работ для проведения массового кадастрового учета и оформляют техническое задание с описанием конкретных характеристик кадастровых кварталов, подлежащих комплексным кадастровым работам. После подготовки технического задания уполномоченный орган производит размещение заказа на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Выбор исполнителя работ осуществляется на условиях публичности. Участвовать в конкурсе может любой субъект, отвечающий требованиям, изложенным в Федеральном законе «О государственном кадастре недвижимости». Победитель конкурса подписывает контракт с заказчиком, который определяет объем выполняемой работы, характеристики объектов комплексных кадастровых работ, условия их оплаты, а также порядок приемки заказчиком результата работы.

Выполнение ККР в рамках государственного (муниципального) заказа осуществляется кадастровыми инженерами любого вида кадастровой деятельности (индивидуальные предприниматели или наемные работники), имеющими квалификационный аттестат. Срок выполнения работ устанавливается в техническом задании государственного (муниципального) заказа и не может превышать 7 месяцев с даты подписания контракта.

Основными этапами ККР являются:

1) разработка проекта карты-плана территории;

2) согласование границ земельных участков;

3) утверждение подготовленной карты-плана заказчиком;

4) предоставление карты-плана в органы, уполномоченные на проведение кадастрового учета.

 

Методы проведения комплексных кадастровых работ

Выполнение комплексных кадастровых работ осуществляется масштабным способом с использованием всех доступных методов кадастрового учета. Проведение работ выполняется как на территории кадастрового квартала с применением средств геодезического обследования, так и путем обработки данных для формирования конечного результата.

По итогам выполнения комплексных кадастровых работ кадастровый инженер представляет заказчику результат работы, который оформляется в итоговый акт о приеме работ. Итоговым результатом комплексных кадастровых работ является обеспечение подготовки карты-плана территории, которая является универсальным документом для целей землепользования, планирования и зонирования территорий, а также для других градостроительных целей, определенных законодательством.

 

Финансирование комплексных кадастровых работ

Так как проведение комплексных кадастровых работ отнесено к полномочиям субъектов РФ и органов МСУ, финансирование проведения работ осуществляется из соответствующих бюджетов. Государство принимает участие в финансировании комплексных кадастровых работ путем предоставления субсидий и субвенций в бюджеты субъектов РФ для дальнейшего распределения средств в бюджеты муниципальных образований.

Так как основным видом финансирования является оплата работ в рамках государственного (муниципального) заказа, исполнитель имеет право на получение полной оплаты выполненных комплексных кадастровых работ только после подписания итогового акта и принятия результата работ.

Контроль за надлежащим расходованием средств бюджетов всех уровней осуществляют контрольно-ревизионные комиссии соответствующего органа власти, а также Федеральная антимонопольная служба и правоохранительные органы.

 

Нормативные регулирование комплексных кадастровых работ

Нормативное регулирование проведения комплексных кадастровых работ осуществляется в рамках Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок выделения средств на проведение комплексных кадастровых работ из бюджетов различных уровней регулируется положениями Бюджетного кодекса РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органы местной власти вправе принимать на своем уровне иные нормативные акты в сфере кадастрового учета, не противоречащие федеральному законодательству. Тем не менее, они не вправе регулировать единый процесс проведения кадастрового учета и. в том числе, выполнение комплексных кадастровых работ.

 

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования).

 

Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

1. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее также - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей) является одним из видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

2. Комплексному развитию по инициативе правообладателей подлежит территория, в границах которой находятся земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, находящиеся как в государственной, муниципальной собственности (в том числе предоставленные в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации третьим лицам), так и в собственности физических или юридических лиц.

4. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее в настоящей статье - договор). В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее в настоящей статье - соглашение).

7. Документация по планировке территории применительно к территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, подготавливается на основании заключенного правообладателями соглашения. Подготовка такой документации осуществляется правообладателями применительно к территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию, в границах земельных участков, правообладатели которых заключили соглашение.

 


 

МАТЕРИАЛ С СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

Виктория Абрамченко, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра: «Комплексные кадастровые работы – единственный действенный механизм уточнения границ земельных участков. По сути они являются логическим завершением начатой в 1993 году земельной реформы, которая сформировала современную систему земельно-имущественных отношений в России. Помимо уточнения границ проведение таких работ позволит устранить кадастровые ошибки в сведениях кадастра недвижимости, и также определить местоположение границ объектов капитального строительства. Кроме того, комплексные кадастровые работы являются важнейшим инструментом, предложенным региональным властям для оптимального территориального планирования, наполнения бюджетов и повышения инвестиционной привлекательности. Мы рассчитываем, что эта возможность будет широко применяться».

Закон, в который предложены важные для людей поправки - 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", был принят в 2014 году.

Он предусматривает возможность определить местоположение участков, принадлежащих гражданам, то есть сделать так называемое "межевание" не за счет средств собственника земли, а за счет государственного или местного бюджета. Это нововведение получило название "комплексные кадастровые работы". Но, как объяснили корреспонденту "РГ" в Минэкономразвития России, до настоящего времени положения закона не заработали на полную мощность, потому что прописанные в этом законе требования оказались трудновыполнимыми.

Финансирование комплексных кадастровых работ предусматривается даже специальной федеральной целевой программой. На 2017 год заявки на получение денег по этой программе были поданы и одобрены только в отношении трех регионов. По остальным регионам сейчас за счет региональных или местных бюджетов подобные работы практически не проводятся.

Многие собственники земельных участков пытались провести межевание за казенный счет. Но либо не смогли довести дело до конца, либо это сделали, но по непонятным причинам сейчас в Едином государственном реестре недвижимости границы участков отсутствуют.

Эксперты "РГ" рассказывают о правовых аспектах кадастрового учета в рубрике "Юрконсультация".

Естественно, повторно оплачивать такие работы или исправлять когда-то допущенные государственными и муниципальными органами ошибки граждане за свой счет не хотят, а в некоторых случаях люди сделать это по финансовым или по каким другим причинам уже и не могут.

Так почему же нормально не заработал новый институт комплексных кадастровых работ?

В Росреестре этот вопрос задали регионам. В законе сказано, что на территории, где планируется проведение комплексных кадастровых работ, должна быть в полном объеме утверждена градостроительная документация.

Это документы по планировке территории - проект ее межевания. Такая документация определяет развитие этой территории, устанавливает так называемые "красные линии" - параметры будущего строительства и так далее.

На деле оказалось, что доля районов, по которым утверждены такие градостроительные планы на далекое будущее, ничтожно мала.

Что предлагается?

Вот мнение директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексея Бутовецкого:

- В своей инициативе минэкономразвития предлагает отказаться от этих по сути избыточных требований.

Кроме того, с 1 июля 2017 года утверждение документации по планировке территории требуется только в ограниченных случаях, предусмотренных законом. Например, если территория планируется под будущее комплексное развитие.

В отношении же сложившейся застройки разработка документации по планировке не требуется.

- Какой эффект может быть от принятия предлагаемого закона?

- Представляется, что институт комплексных кадастровых работ станет гораздо доступнее, - рассказывает Алексей Бутовецкий.

- Органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут приступить к выполнению задачи, о которой все чаще спрашивают граждане, - наконец определить границы земельных участков.

Когда могут помочь именно комплексные кадастровые работы?

Вот одна из часто встречающихся ситуаций. Гражданин хочет оплатить работы и определить границы своего участка. Но, к примеру, границы соседнего участка или нескольких соседних определены с ошибкой, они "залезают" друг на друга.

В таком случае один хозяин соток не сможет получить кадастровый план своего участка. Комплексные кадастровые работы позволяют массово за счет бюджетных средств провести работы сразу в отношении всех участков в кадастровом квартале.

А еще исправить ранее допущенные многочисленные ошибки, избавив граждан от длительных процедур и судов.

Кроме того, кадастровый инженер, выполняющий комплексные кадастровые работы, сможет по желанию граждан внести за них сведения об их земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости, если граждане раньше не получили для своего участка кадастровый номер.

Таким образом собственники соток получат возможность бесплатно провести самые дорогостоящие работы и вместе с соседями без хлопот поставить участок на учет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: