Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы | Моторика: артику-ляционная и мелкая. | |||
Декабрь | Зима | 1. Формировать умение составлять двухсловные предложения: обращение +глагол в повелительном наклонении. 2. Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3. Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент Знания: -об основных признаках зимы (выпал снег, на ветках нет листьев, птицам холодно и голодно, люди носят теплую одежду); -об основных свойствах снега; -об изменениях в жизни людей, животных, птиц; -о зимней одежде; Умения: -замечать разное состояние погоды, называть явления природы (холодно, идет снег); -различать и называть основные признаки зимы; -показывать на картинке и называть изменения, которые произошли зимой в жизни людей, животных птиц (зайчик в белой шубке; птицам голодно, холодно; дети кормят птиц); -выбирать одежду соответственно времени года, погоде; -определять свойства и состояние снега (в практической деятельности). Предметный словарь. Зима, снег, снежинка, лед, мороз, ветер, холод, сосулька, солнце, небо. Глагольный словарь. Падать, дуть, кружится, летать, блестеть, скрипеть, таить, мерзнуть, греться, бегать, кататься, съезжать, падать, подниматься, заботится, ухаживать, кормить. Качественный словарь. Белый, холодный, пушистый, твердый, мягкий, большой, маленький, липкий, теплый, зимний, красивый. Словарь наречий. Холодно, тепло, нарядно, весело, дружно, быстро, медленно, красиво, осторожно. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Различение и употребление единственного и множественного числа глаголов и существительных, изменение глаголов по числам и лицам (Падает –падают, играет – играют, лепит снежок – лепят снежки). 2.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (Еду – съехал). 3.Развитие понимания явления многозначности слов. (Идет /кто?что?/ снег, дождь, кот, мальчик). 4.Составление предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения +существительное в винительном падеже. (Таня, дай санки. Коля, вези санки). 5.Составление рассказ по сюжетной картинке по наводящим вопросам. Игровые упражнения. «Выпал беленький снежок», «Кто больше придумает зимних слов», «Снежинки и ветер», «Снежиночки – пушиночки», «Что нарисовал мороз», «Мороз – красный нос», «Заморожу», «Когда это бывает», «Что оденем на прогулку», «Что возьмем с собой на улицу» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания. Выполнение дыхательных упражнений: «Ветер дует», «Полный выдох», «Холодный выдох» Пропевание гласных звуков. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки». Мелкая: Зимняя прогулка. (Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли. | |||
Декабрь | Зимующие птицы | 1. Формировать умение составлять двухсловные предложения: обращение +глагол в повелительном наклонении. 2. Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3. Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент Знания: -об изменениях в жизни людей, животных, птиц; -о внешних особенностях птиц, их повадках; -об основных частях тела птицы; -о способе передвижения и питании птиц; -о заботливом отношении к птицам. Умения: -показывать на картинке и называть изменения, которые произошли зимой в жизни людей, животных птиц (зайчик в белой шубке; птицам голодно, холодно; дети кормят птиц); -различать птиц по внешнему виду; -определять, чем покрыто тело птицы; -называть и показывать части тела птицы. Предметный словарь. Птицы, воробей, голубь, ворона, синица, сорока, снегирь, голод, холод, корм, кормушка, помощь, жилище людей, туловище, голова, крылья, хвост, ноги, перья. Глагольный словарь. Прыгать, лететь, махать крыльями, сидеть, клевать, насыпать, воровать, чирикать, каркать Качественный словарь. Маленький, большой, голодный, холодный, черный, серый, веселый, быстрый. Словарь наречий. Голодно, холодно, жалко, много, мало, высоко, низко, далеко, близко. Предлоги: с, на. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Различение и подбор противоположных по значению прилагательных (Большой – маленький). 2.Изменение глаголов по числам (Летит – летят). Образование глаголов совершенного и совершенного вида (П ьет – выпила). 3.Составление простого предложения с предлогом (Птичка села на окошко). 4.Составление предложений по сюжетной картинке. 5.Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа, с опорой на серию сюжетных картин. Игровые упражнения. «Почему птицы не улетели на юг», «Назови части тела птицы», «У кого длиннее хвост, клюв», «Кто маленький, а кто большой», «Кто как кричит», «Подзови птицу», «Что делает птица» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания. Выполнение дыхательных упражнений: «Ветер дует», «Полный выдох», «Холодный выдох» Пропевание гласных звуков. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок». Мелкая: «Птички зимой» Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами обеих рук) Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой) Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб) | |||
Декабрь | Зимние забавы | 1. Формировать умение составлять двухсловные предложения: обращение +глагол в повелительном наклонении. 2. Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3. Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент Знания: -об основных признаках зимы (выпал снег, на ветках нет листьев, птицам холодно и голодно, люди носят теплую одежду); -об основных свойствах снега; -о детских играх-забавах зимой; Умения: -выбирать одежду соответственно времени года, погоде; -определять свойства и состояние снега (в практической деятельности); -называть зимние забавы (катание на санках, лыжах, игра в снежки); -называть зимний праздник, его атрибутику Предметный словарь. Снеговик, снежная баба, снежки, горка, каток, санки, лыжи, зимние забавы Глагольный словарь. Падать, кружится, летать, блестеть, скрипеть, таить, мерзнуть, греться, бегать, кататься, съезжать, падать, подниматься, лепить. Качественный словарь. Белый, холодный, пушистый, твердый, мягкий, большой, маленький, глубокий, липкий, теплый, зимний, красивый, веселый, добрый. Словарь наречий. Холодно, тепло, нарядно, весело, дружно, быстро, медленно, красиво, осторожно. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Различение и употребление единственного и множественного числа глаголов и существительных, изменение глаголов по числам и лицам (Падает –падают, играет – играют, лепит снежок – лепят снежки). 2.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (Еду – съехал). 3.Развитие понимания явления многозначности слов. (Идет /кто?что?/ снег, дождь, кот, мальчик). 4.Составление предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения +существительное в винительном падеже. (Таня, дай санки. Коля, вези санки). 5.Составление рассказ по сюжетной картинке по наводящим вопросам. Игровые упражнения. «Заморожу», «Когда это бывает», «Что оденем на прогулку», «Что возьмем с собой на улицу», «Что мы видели на горке», «Кто быстрее», «Поезд из санок», «Помоги другу», «Попроси у друга санки», «Почему не едут санки». Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания. Выполнение дыхательных упражнений: «Ветер дует», «Полный выдох», «Холодный выдох» Пропевание гласных звуков. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок». Мелкая: «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Поочередно соединяют большой палец с остальными. | |||
Декабрь | Новогодний праздник | 1. Формировать умение составлять двухсловные предложения: обращение +глагол в повелительном наклонении. 2. Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3. Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент Знания: -об основных признаках зимы (выпал снег, на ветках нет листьев, птицам холодно и голодно, люди носят теплую одежду); -о детских играх-забавах зимой; -о празднике «Новый год», атрибутике праздника (елка, елочные украшения, дед Мороз, Снегурочка). Умения: -называть зимние забавы (катание на санках, лыжах, игра в снежки); -называть зимний праздник, его атрибутик; -рассказывать о своих впечатлениях о подготовке и проведении праздника. Предметный словарь. Новый год, елка, верхушка, шишка, бусы, хлопушка, дождик, фонарики, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки. Глагольный словарь. Играть, заботится, ухаживать, кормить, украшать, танцевать. Качественный словарь. Белый, большой, маленький, красивый, веселый, добрый, новогодний, елочный, легкий, тяжелый, хрупкий. Словарь наречий. Холодно, тепло, нарядно, весело, дружно, быстро, медленно, красиво, осторожно. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Различение и употребление единственного и множественного числа глаголов и существительных, изменение глаголов по числам и лицам (Падает –падают, играет – играют, лепит снежок – лепят снежки). 2.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида (Еду – съехал). 3.Развитие понимания явления многозначности слов. (Идет /кто?что?/ снег, дождь, кот, мальчик). 4.Составление предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения +существительное в винительном падеже. (Таня, дай санки. Коля, вези санки). 5.Составление рассказ по сюжетной картинке по наводящим вопросам. Игровые упражнения. «Кто больше придумает зимних слов», «Снежинки и ветер», «Мороз – красный нос», «Заморожу», «Когда это бывает», «Что оденем на прогулку», «Что возьмем с собой на улицу», «Конкурс на лучший подарок», «Чья елка красивее». Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания. Выполнение дыхательных упражнений: «Ветер дует», «Полный выдох», «Холодный выдох» Пропевание гласных звуков. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок». Мелкая: «Новый год» Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1О. (По очереди массажируем каждый палец) «Новогодние игрушки» Праздник приближается, Елка наряжается. (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.) Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. (Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».) | |||
Январь | Каникулы | ||||||
Январь | Домашние животные и их детеныши | 1.Формировать умение называть и показывать домашних животных. 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -об особенностях внешнего вида домашних животных; -о строении тела животных; -о жилище животного; -о звуках, которые издают животные; -о детенышах животных. Умения: -называть и показывать домашних животных и их детенышей; -называть и показывать части тела животного; -называть способ передвижения животных; -называть жилище животных (конура, дупло, нора, курятник); -подражать голосу животного, меняя высоту голос (громко – тихо). Предметный словарь. Животные, кот, котенок, собака, щенок, корова, теленок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок,; туловище, голова, шея, хвост, рога, лапы, ноги, зубы; конура, дом, сарай, Глагольный словарь. Ходить, бегать, прыгать, мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, щипать (трав-ку), пить, лакать, грызть, кушать, кормить, кусать, дразнить, возить, сторожить, ловить, ухаживать, приносить (пользу). Качественный словарь. Домашний, мягкий, пушистый, теплый, ласковый, сильный, быстрый, большой, маленький, веселый, заботливый. Словарь наречий. Быстро, медленно, тяжело, лег-ко, впереди, позади. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1. Дифференциация предлогов С, БЕЗ – кто совершает действие один, а кто – совместно с каким-либо лицом или предметом. (Покажи, кто идет без собаки, а кто – с собакой). 2. Согласование прилагательных с существительными (Мой кот, моя лиса). 3. Употребление существительных в форме родительного падежа (Нет ежа). 4. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Кот-котик, еж-ежик). 5. Образование и правильное употребление окончаний глаголов множественного числа от глаголов единственного числа (Мычит – мычат). 6. Дополнение предложений по картинке. 7. Составление предложения по сюжетной картинке. Игровые упражнения. «Назови ласково маму и детеныша», «Кто где живет», «Кто у кого», «Найди маму», «Кто как голос подает», «Кто как передвигается», «Чей хвост, чья голова, чьи лапы», «О ком я говорю», «О ком заботится человек», «Кто самый слабый» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков. Упражнение в звукоподражании: корова – му-му-му; кот – мяу; собака – ав-ав; лошадь – и-и-и; свинья – хрю-хрю. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок». Мелкая: «Домашние животные» Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших | |||
Январь | Дикие животные и их детеныши | 1.Формировать умение называть и показывать диких животных 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -об особенностях внешнего вида диких животных; -о способе передвижения и питания животных; -о жилище животного; -о звуках, которые издают животные; -о детенышах животных. Умения: -называть и показывать диких животных; -называть и показывать части тела животного; -называть способ передвижения животных; -называть жилище животных (конура, дупло, нора, курятник); -подражать голосу животного, меняя высоту голос (громко – тихо); -называть и показывать детенышей животных. Предметный словарь. Заяц, зайчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, волк, волчонок, еж, ежонок, медведь, медвежонок,; нора, берлога, дупло, корм, рога, иголки. Глагольный словарь. Бежать, прыгать, спать, кормить, запасать, ловить, собирать, сушить, накалывать (на колючки), прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, сворачиваться (клубком). Качественный словарь. Дикий, слабый, сильный, хитрый, быстрый, трусливый, пушистый, бурый, косолапый, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный. Словарь наречий. Быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1. Дифференциация предлогов С, БЕЗ – кто совершает действие один, а кто – совместно с каким-либо лицом или предметом. (Покажи, кто идет без собаки, а кто – с собакой). 2. Согласование прилагательных с существительными (Мой кот, моя лиса). 3. Употребление существительных в форме родительного падежа (Нет ежа). 4. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Кот-котик, еж-ежик). 5. Образование и правильное употребление окончаний глаголов множественного числа от глаголов единственного числа (Мычит – мычат). 6. Дополнение предложений по картинке. 7. Составление предложения по сюжетной картинке. Игровые упражнения. «Назови ласково маму и детеныша», «Кто где живет», «Кто у кого», «Найди маму», «Кто как голос подает», «Кто как передвигается», «Чей хвост, чья голова, чьи лапы», «О ком я говорю», «О ком заботится человек», «Кто самый слабый» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков. Упражнение в звукоподражании: волк – у-у-у; медведь – о-о-о. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «Дикие животные» Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца). А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.) | |||
Январь | Мир животных: дикие и домашние (дифференциация) | 1.Формировать умение называть и различать домашних и диких животных 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение дифференцировать предлоги В, НА, ПОД 4.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -об особенностях внешнего вида домашних и диких животных; -о строении тела животных; -о способе передвижения и питания животных; -о жилище животного; -о звуках, которые издают животные; -о детенышах животных. Умения: -называть и показывать домашних и диких животных; -называть и показывать части тела животного; -выделять отличительные признаки животного (у лошади – грива, у ежа – колючки), *находить общие признаки животных; -называть способ передвижения животных; -называть жилище животных (конура, дупло, нора, курятник); -подражать голосу животного, меняя высоту голос (громко – тихо); -называть и показывать детенышей животных. Предметный словарь. Животные, кот, котенок, собака, щенок, корова, теленок, лошадь, жеребенок, свинья, поросенок; Заяц, зайчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, волк, волчонок, еж, ежонок, медведь, медвежонок Глагольный словарь. Ходить, бегать, прыгать, жевать, щипать (травку), пить, лакать, грызть, кушать, кормить, кусать, дразнить, возить, давать, сторожить, ловить, ухаживать, приносить (пользу). Качественный словарь. Домашний, мягкий, пушистый, теплый, ласковый, сильный, быстрый, большой, маленький, веселый, заботливый; Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, быстрый, ловкий, трусливый Словарь наречий. Быстро, медленно, тяжело, легко, впереди, позади Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Дифференциация предлогов В, НА, ПОД. (Покажи в дупле сову). 2.Согласование прилагательных с существительными (Мой кот, моя лиса). 3.Употребление существительных в форме родительного падежа (Нет ежа). 4.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Кот-котик, еж-ежик). 5.Образование и правильное употребление окончаний глаголов множественного числа от глаголов единственного числа (Мычит – мычат). 6.Образование множественного числа существительных (Волк - волки). Игровые упражнения. «Назови ласково маму и детеныша», «Кто где живет», «Кто у кого», «Найди маму», «Кто как голос подает», «Кто как передвигается», «Чей хвост, чья голова, чьи лапы», «О ком я говорю», «О ком заботится человек», «Кто самый слабый» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков. Упражнение в звукоподражании: волк – у-у-у; медведь – о-о-о, свинья – хрю-хрю, ёж – фыр-фыр и т.д. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «Дикие животные» Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца). А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.) | |||
Февраль | Домашние птицы | 1.Формировать умение называть и показывать домашних птиц 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение дифференцировать предлоги В, НА, ПОД 4.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, звукоподражания, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -об особенностях внешнего вида домашних птиц; -о строении тела домашних птиц; -о способе передвижения и питания домашних птиц; -о жилище домашних птиц; -о звуках, которые издают домашние птицы; -о птенцах домашних птиц; Умения: -называть и показывать домашних птиц, -называть и показывать части тела домашней птицы; -называть способ передвижения домашних птиц; -называть жилище животных (конура, дупло, нора, курятник); -подражать голосу домашней птицы, меняя высоту голос (громко – тихо); -называть и показывать птенцов домашних птиц. Предметный словарь. Петух, курица, гусь; голова, шея, туловище, крылья, ноги, хвост Глагольный словарь. Прыгать, ходить, бежать, ле-тать, клевать, пить. Качественный словарь большой, маленький, хитрый, колючий, злой, добрый, мягкий. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Различение существительных единственного и множественного числа (гусь- гуси). 2.Употребление существительных в именительном и винительном падежах (Это утка, дай утку). 3.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных(петух- петушок). 4.Произнесение слогов в чистоговорках с договариванием слова и прохлопыванием с опорой на наглядность (ца-ца-ца- прибежала курица). 5.Образование изъявительного наклонения глаголов (утка, сиди! — утка сидит). Игровые упражнения. «Кто большой, а кто маленький», «Кто пришел к ребятам в гости», «Кто как кричит», «Кто как передвигается», «Кто живет у бабушки», «Кого покормит бабушка», «Как мы птичек кормили», Звукоподражания: «Споем песенку птичек,курочки —ко-ко-ко,петушка —ку-ка-ре-ку Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков. Упражнение в звукоподражании: курица – ко-ко-ко; петух – ку-ка-ре-ку и т.д. | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «Курочка» Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки), Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки -Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), Зернышки ищите, (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный) | |||
Февраль | Дом и его части | 1.Формировать умение называть и показывать дом и его части 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение дифференцировать предлоги В, НА, ПОД 4.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -о частях дома, их расположении относительно друг друга (потолок вверху); -о назначении комнат; -о материалах, из которого строятся дома и их свойствах (кирпич, дерево); -о профессиях людей, которые строят дома. Умения: -ориентироваться в доме, подъезде, детском саду, группе; -называть и показывать части дома; -определять назначение комнаты по мебели; -определять материал, из которого построен дом; -узнавать и называть строительные профессии. Предметный словарь. Дом, этаж, квартира, комната, спальня, зал, кухня, коридор, туалет, ванная, лифт, ступени, балкон, стены, крыша, потолок, труба, пол, окна, стекло, фор-точка, дверь, ручка, звонок; кирпич, дерево, камень, строи-тель, маляр, столяр, мебель. Глагольный словарь. Строить, жить, входить, выхо-дить, подниматься, спускаться, открывать, закрывать, убирать, мыть, красить, чинить. Качественный словарь. Высокий, низкий, большой, ма-ленький, новый, старый, чи-стый, грязный, светлый, тем-ный, многоэтажный, каменный, деревянный, кирпичный. Словарь наречий. Высоко, низко, далеко, близко. Предлоги: на, в, над, под, за, из-за, через, между, около, возле, рядом. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Образование существительных множественного числа от су-ществительных единственного числа (Дом – дома, стул - сту-лья). 2.Образование уменьшительно – ласкательной формы суще-ствительных (Дом – домик, окно- окошко). 3.Употребление глаголов единственного числа в трех лицах (Я строю, ты строишь, он строит), в настоящем и будущем времени (Сплю - спал). 4. Сообщение о выполнении или невыполнении поручения, оречевление своих действий в процессе их выполнения или после совершения (Я сижу). 5. Заучивание стихотворений. Игровые упражнения. «Где ты живешь», «Назови части дома», «Расскажи о своем доме», «На строи-тельной площадке», «По-строим новые дома», «Из чего построен дом», «Какой дом самый высокий» Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «Дом» Стук -стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - Вот с такою крышей, (ладошки над головой) Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! (сцепили ручки) | |||
Февраль | Профессии наших пап | 1.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 2.Формировать умение отвечать на вопросы КТО? КЕМ РАБОТАЕТ? КТО РАБОТАЕТ СТРОИТЕЛЕМ? 3.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -о значении праздника и людях, которых поздравляют в этот день; -о личностных качествах защитников Отечества (смелость, сила, решительность); -об армейских профессиях (танкист, летчик и т.д.); -о военной технике (танки, самолеты и т.д.); Умения: -поздравить папу, дедушку, брата с праздником; -определять и называть личностные качества защитников; -называть и показывать военную технику; -соотносить военную машину с военной профессией (танк – танкист). Предметный словарь. Защитник, солдат, танкист, лет-чик, пограничник, моряк, мо-ляр, столяр Глагольный словарь. Защищать, охранять, служить, плыть, ехать, лететь, строить, красить. Качественный словарь. Смелый, храбрый, сильный. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1. Подбор предмета к действию (Идет солдат, танкист, герой). 2. Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (самолет - самолеты) 3. Различение и употребление глаголов и существительных единственного и множественного числа (Летит самолет – летят самолеты). 4. Заучивание стихотворений. Игровые упражнения. «Подбери по профессии», «Что без чего», «Разложи по величине». Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «На страже родины» Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. | |||
Февраль | Мебель | 1.Формировать умение называть и показывать мебель 2.Формировать умение составлять предложения по выполняемому действию. 3.Формировать умение дифференцировать предлоги В, НА, ПОД 4.Формировать умение воспроизводить цепочки слогов, формировать длительный речевой выдох | Содержательный компонент. Знания: -об основных предметах мебели, ее частях (ножка, спинка, сиденье); -о назначении мебели; -*о целесообразности расстановки мебели в комнате; -о материале, из которого изготовлена мебель (дерево); -о способах ухода за мебелью. Умения: -называть и показывать мебель и ее части; -различать знакомую мебель, соотносить ее с изображением на рисунках; -определять назначение мебели (на чем сидят, спят и т.д.); -узнавать материал, из которого изготовлена мебель; -расставлять мебель в кукольном уголке с выделением назначения каждого предмета (по образцу педагога, по инструкции); -называть и воспроизводить действия с мебелью (поставь, подвинь стул, вытри стол). Предметный словарь. Мебель, стол, стул, кресло, ди-ван, кровать, шкаф, полка, нож-ки, сиденье, спинка, крышка, кухня, спальня, зал, группа. Глагольный словарь. Сидеть, спать, лежать, кушать, писать, рисовать, вешать, ста-вить, делать, чинить, передви-нуть, закрывать, открывать, вы-тирать, продавать, покупать. Качественный словарь. Большой, маленький, высокий, низкий, книжный, мебельный, круглый, квадратный, краси-вый, гладкий, мягкий, твердый, удобный, деревянный. Словарь наречий. Мягко, твердо, высоко, низко, вверху, внизу. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи. 1.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (Дом – дома, стул - стулья). 2.Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных (Дом – домик, о кно- окошко). 3.Употребление глаголов единственного числа в трех лицах (Я строю, ты строишь, он строит), в настоящем и будущем времени (Сплю - спал). 4. Сообщение о выполнении или невыполнении поручения, оречевление своих действий в процессе их выполнения или после совершения (Я сижу). 5. Заучивание стихотворений. Игровые упражнения. «Подбери стул», «Расставим мебель в комнате», «В мебельном магазине», «Что без чего» «стул без спинки), «Вытрем пыль со стола», «Мы дежурим по столовой». Формированию звуковой стороны речи Развитию слухового восприятия, речевого дыхания, упражнения на звукоподражание. Вызывание звукоподражаний, пропевание гласных звуков | Артикуляционная: «заборчик», «лопатка», «качели», «футбол», «хоботок», «чистим зубки», «грибок», «лошадка». Мелкая: «Мебель» Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! Поднимают зажатые кулачки вверх. | |||