Отрывок из 2-ой главы «Деревня Маниловка и её хозяин»




Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».

1. Деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.

  • Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей, так создается картина «ада» в миниатюре.
  • Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали…как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.)
  • Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом 19 века.

2. Найти в тексте основные характеристики образа Манилова:

  • Внешность;
  • Интерьер (обстановка в доме);
  • Кабинет;
  • Поведение при Чичикове;
  • Реакция Манилова на прошение Чичикова.

3. А погода может являться средством характеристики героя?

(Отрывок из главы.

 

Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислуживалась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.


Вывод: Все характеристики Манилова - это детали, создающие образ героя.

Вопрос Какую характеристику дает персонажу автор: положительную или отрицательную?

 

Вывод: Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, поступки, поведение героя говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Отрывок из 2-ой главы «Деревня Маниловка и её хозяин»

Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

- Сделайте вывод о роли художественной детали в тексте.

Запись в тетради:

Принципы отбора деталей и их функции:

1. Деталь как средство индивидуализации (портрет, речь, дом, кабинет).

2. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: