Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».
1. Деталь (от фр. detail – часть, подробность) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д. В произведениях с деталью связан какой-либо идейно-тематический мотив.
- Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
- Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
- Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
- Мир вещей в поэме – хаос, своего рода кладбище вещей, так создается картина «ада» в миниатюре.
- Отдельно можно говорить о детали в портретах (глаза Плюшкина «бегали…как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т.д.)
- Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом 19 века.
2. Найти в тексте основные характеристики образа Манилова:
- Внешность;
- Интерьер (обстановка в доме);
- Кабинет;
- Поведение при Чичикове;
- Реакция Манилова на прошение Чичикова.
3. А погода может являться средством характеристики героя?
(Отрывок из главы.
Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислуживалась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то, что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.
Вывод: Все характеристики Манилова - это детали, создающие образ героя.
Вопрос Какую характеристику дает персонажу автор: положительную или отрицательную?
Вывод: Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, поступки, поведение героя говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Отрывок из 2-ой главы «Деревня Маниловка и её хозяин»
Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на просёлочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать вёрст, то значит, что к ней есть верных тридцать.
Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся и блестела попавшаяся плотва; бабы, казалось, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались. Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат, этого, впрочем, мирного войска, но отчасти нетрезвого по воскресным дням. Для пополнения картины не было недостатка в петухе, предвозвестнике переменчивой погоды, который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями, обдёрганными, как старые рогожки.
Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
- Сделайте вывод о роли художественной детали в тексте.
Запись в тетради:
Принципы отбора деталей и их функции:
1. Деталь как средство индивидуализации (портрет, речь, дом, кабинет).
2. Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).