Социально-экономические последствия инфляции




Если национальная экономика характеризуется низкими или даже нулевыми тем­пами экономического роста, то общий уровень жизни не способен возрастать. Увеличение уровня цен, скажем, на 10% в год потребует как минимум такого же роста номинальных личных доходов для того, чтобы уровень жизни населения не снизился. Инфляция приводит к ряду социально-экономических проблем.

Перераспределение доходов в обществе. Перераспределение доходов, вызван­ное инфляцией, осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, поте­ри несут люди, которые получают фиксированные доходы, так как при сохране­нии постоянных номинальных доходов в условиях инфляции снижаются реальные доходы. Во-вторых, люди, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько повышение их доходов соответствует общему по­вышению цен в стране. В-третьих, инфляция может способствовать увеличению реальных доходов лиц, занятых производством и продажей товаров, рост цен на которые обгоняет повышение общего уровня цен. В-четвертых, наиболее защи­щены от инфляции владельцы недвижимости, драгоценностей и т. п., так как рост цен на эти виды богатства, как правило, не уступает темпам инфляции, а порой и превышает их. В-пятых, инфляция способна снижать личные доходы при про­грессивной системе налогообложения. В-шестых, при фиксированной процент­ной ставке от инфляции теряют кредиторы и выигрывают заемщики.

Платежный баланс. Инфляция способствует ухудшению платежного баланса. Если страна страдает от относительно высокой инфляции, конкурентоспособность ее экспорта снижается, и одновременно импортные товары становятся дешевле отечественных. В результате экспорт снизится, а импорт вырастет. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту, увеличивается «бегство» капиталов за рубеж.

Государственный бюджет. Сокращаются реальные доходы государственно­го и региональных бюджетов. Растет бюджетный дефицит и государственный долг.

Ресурсы. Для борьбы с инфляцией необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Фирмы вынуждены нанимать дополнительных специалистов (бухгал­теров и финансовых экспертов) для решения специфических проблем, связан­ных с факторами неопределенности, вызванными инфляцией. С увеличением инфляции эти проблемы обостряются. С превращением инфляции в «гиперинфля­цию», при которой цены растут ежегодно более чем на 100% (и даже более 1000%) в год, угроза нависает над самими основами рыночной системы. Фирмы вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию для покрытия издержек. В свою очередь, рабочие постоянно требуют повышения заработной платы. Таким образом, цены и заработки образуют своеобразную «инфляционную спи­раль». Склонность к сбережению у людей резко сокращается, и это подрывает нормальное инвестирование.

Политическая стабильность уменьшается, обостряется социальная напряженность.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов госу­дарственного регулирования, направленных на снижение инфляции. К настоящему времени сложились два основных направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Суть кейнсианской антиинфляционной политики сводится к созданию эффектив­ного спроса, который создается государством посредством предоставления крупных государственных заказов частным фирмам. В результате мультипликационного эф­фекта экономика выходит из состояния депрессии, сокращается безработица. Парал­лельно этому создаются условия дешевого кредита. В результате таких мероприятий растет объем совокупного предложения, кривая AS смещается вправо и вниз, а зна­чит, уровень цен падает, инфляция сокращается.

Ценой кейнсианской политики является рост бюджетного дефицита, который нельзя покрывать дополнительной эмиссией денег (иначе инфляция вновь вспых­нет с новой силой). Кейнс рекомендовал использовать государственные займы, ко­торые погашаются впоследствии, когда экономика окончательно окрепнет.

По мнению монетаристов, инфляция является чисто денежным феноменом и по­рождена неграмотным вмешательством государства в экономическую сферу. Увеличе­ние совокупного предложения, по мнению монетаристов, не должно стимулироваться дополнительными инвестициями, стимулированными государством. Предпочтения мо­нетаристской политики сводятся к демонополизации, приватизации (сокращению госу­дарственного сектора), либерализации, жесткому ограничению денежной массы, сбалансированию бюджета за счет сокращения социальных программ, налоговому стиму­лированию предпринимательства. Параллельно с этим монетаристы рекомендуют со­кратить совокупный спрос, и, прежде всего, заморозить заработную плату, минимизи­ровать льготы для населения и трансфертные выплаты.

В отличие от кейнсианцев, монетаристы предлагают не дешевый, а дорогой кредит. Поэтому для слабых фирм кредит становится недоступным, и они разоряются. Силь­ные же фирмы предлагается поощрять низкой ставкой налогов. Понятно, что приме­нение таких рецептов негативно сказывается на благосостоянии основной части насе­ления, ведет к подрыву социальной стабильности и возможным политическим катаклизмам. Падение спроса может стимулировать резкий спад производства, уве­личивать безработицу.

Реформирование российской экономики с января 1992 г. (получившее наименова­ние «шоковой терапии») велось, монетаристскими методами, что привело к соответ­ствующим последствиям.

 


[1] Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 №1556 «О Федеральном казначействе».

[2] Так, хотя в СССР единственным эмиссионным центром был Госбанк СССР, название купюр до 1990 г.сохранялись исторические названия купюр, связанные с наличием двух эмиссионных центров в XIX в.: казначейские билеты (до 5 руб.) и банкноты (от 5 руб. и выше).

[3] Федеральный закон от 06.10.1999 №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах субъектов Российской Федерации ».

[4] С 01.01.2005 г. вступает в действие новая редакция Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120 - ФЗ), в соответствии с которой кассовое обслуживание всех бюджетов осуществляют органы Федерального казначейства (ст. 215.1), но они могут передавать свои функции территориальным финансовыми органам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: