Если национальная экономика характеризуется низкими или даже нулевыми темпами экономического роста, то общий уровень жизни не способен возрастать. Увеличение уровня цен, скажем, на 10% в год потребует как минимум такого же роста номинальных личных доходов для того, чтобы уровень жизни населения не снизился. Инфляция приводит к ряду социально-экономических проблем.
Перераспределение доходов в обществе. Перераспределение доходов, вызванное инфляцией, осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, потери несут люди, которые получают фиксированные доходы, так как при сохранении постоянных номинальных доходов в условиях инфляции снижаются реальные доходы. Во-вторых, люди, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько повышение их доходов соответствует общему повышению цен в стране. В-третьих, инфляция может способствовать увеличению реальных доходов лиц, занятых производством и продажей товаров, рост цен на которые обгоняет повышение общего уровня цен. В-четвертых, наиболее защищены от инфляции владельцы недвижимости, драгоценностей и т. п., так как рост цен на эти виды богатства, как правило, не уступает темпам инфляции, а порой и превышает их. В-пятых, инфляция способна снижать личные доходы при прогрессивной системе налогообложения. В-шестых, при фиксированной процентной ставке от инфляции теряют кредиторы и выигрывают заемщики.
Платежный баланс. Инфляция способствует ухудшению платежного баланса. Если страна страдает от относительно высокой инфляции, конкурентоспособность ее экспорта снижается, и одновременно импортные товары становятся дешевле отечественных. В результате экспорт снизится, а импорт вырастет. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту, увеличивается «бегство» капиталов за рубеж.
Государственный бюджет. Сокращаются реальные доходы государственного и региональных бюджетов. Растет бюджетный дефицит и государственный долг.
Ресурсы. Для борьбы с инфляцией необходимо привлекать дополнительные ресурсы. Фирмы вынуждены нанимать дополнительных специалистов (бухгалтеров и финансовых экспертов) для решения специфических проблем, связанных с факторами неопределенности, вызванными инфляцией. С увеличением инфляции эти проблемы обостряются. С превращением инфляции в «гиперинфляцию», при которой цены растут ежегодно более чем на 100% (и даже более 1000%) в год, угроза нависает над самими основами рыночной системы. Фирмы вынуждены постоянно повышать цены на свою продукцию для покрытия издержек. В свою очередь, рабочие постоянно требуют повышения заработной платы. Таким образом, цены и заработки образуют своеобразную «инфляционную спираль». Склонность к сбережению у людей резко сокращается, и это подрывает нормальное инвестирование.
Политическая стабильность уменьшается, обостряется социальная напряженность.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. К настоящему времени сложились два основных направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.
Суть кейнсианской антиинфляционной политики сводится к созданию эффективного спроса, который создается государством посредством предоставления крупных государственных заказов частным фирмам. В результате мультипликационного эффекта экономика выходит из состояния депрессии, сокращается безработица. Параллельно этому создаются условия дешевого кредита. В результате таких мероприятий растет объем совокупного предложения, кривая AS смещается вправо и вниз, а значит, уровень цен падает, инфляция сокращается.
Ценой кейнсианской политики является рост бюджетного дефицита, который нельзя покрывать дополнительной эмиссией денег (иначе инфляция вновь вспыхнет с новой силой). Кейнс рекомендовал использовать государственные займы, которые погашаются впоследствии, когда экономика окончательно окрепнет.
По мнению монетаристов, инфляция является чисто денежным феноменом и порождена неграмотным вмешательством государства в экономическую сферу. Увеличение совокупного предложения, по мнению монетаристов, не должно стимулироваться дополнительными инвестициями, стимулированными государством. Предпочтения монетаристской политики сводятся к демонополизации, приватизации (сокращению государственного сектора), либерализации, жесткому ограничению денежной массы, сбалансированию бюджета за счет сокращения социальных программ, налоговому стимулированию предпринимательства. Параллельно с этим монетаристы рекомендуют сократить совокупный спрос, и, прежде всего, заморозить заработную плату, минимизировать льготы для населения и трансфертные выплаты.
В отличие от кейнсианцев, монетаристы предлагают не дешевый, а дорогой кредит. Поэтому для слабых фирм кредит становится недоступным, и они разоряются. Сильные же фирмы предлагается поощрять низкой ставкой налогов. Понятно, что применение таких рецептов негативно сказывается на благосостоянии основной части населения, ведет к подрыву социальной стабильности и возможным политическим катаклизмам. Падение спроса может стимулировать резкий спад производства, увеличивать безработицу.
Реформирование российской экономики с января 1992 г. (получившее наименование «шоковой терапии») велось, монетаристскими методами, что привело к соответствующим последствиям.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 №1556 «О Федеральном казначействе».
[2] Так, хотя в СССР единственным эмиссионным центром был Госбанк СССР, название купюр до 1990 г.сохранялись исторические названия купюр, связанные с наличием двух эмиссионных центров в XIX в.: казначейские билеты (до 5 руб.) и банкноты (от 5 руб. и выше).
[3] Федеральный закон от 06.10.1999 №184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах субъектов Российской Федерации ».
[4] С 01.01.2005 г. вступает в действие новая редакция Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №120 - ФЗ), в соответствии с которой кассовое обслуживание всех бюджетов осуществляют органы Федерального казначейства (ст. 215.1), но они могут передавать свои функции территориальным финансовыми органам.