Как сделать голос сценическим




Кроме правильного дыхания, диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах. Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановки голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.

Итак, диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении. Чтоб голос свободно рождался и "пел", нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".

 

Упражнение "стон"
откидывайтесь, держите спину привычно в прямом положении. Это поможет работе дыхательного аппарата. Представьте, что у вас болит голова или горло. И начинайте негромко стонать, чтоб "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос получается глухой, звук короткий, связки напряжены. Всё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опущены. Шея так свободна, что голова наклонилась в сторону или вниз.


Теперь начинайте двигать головой влево, вниз, вправо… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте стонать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "средней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не плотно, а соединены слегка. Как при произнесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упражнения, ощутите свободное звукотечение. Стон - это звук, беспрепятственно выходящий из гортани. Продолжая стонать, сохраняя положение тела, медленно, без напряжения слегка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закрываете рот:
мма-мма-мма…
"А" произносится мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражнение проделайте несколько раз. Самое главное - это мышечная свобода. Работать должен только дыхательный аппарат. А теперь, продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите голосом фразу " Мам, мёду нам ". Открывая рот, сейчас же мягко возвращайте его в исходное положение на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согласные звуки "м", "н" удваиваются:
мамм-мёдунн-намм…
Далее упражнение "стон" сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая резонаторную функцию носовой полости. На стоне тренируйте различные сочетания сонорных согласных с гласными:
Мм-мУ-мм-мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм-мнЭ-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-мнАли-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-мм-РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…
Сонорные - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стоните монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании гласных свободно открывается, но не широко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", "р", "л". Далее, достигнув свободы звучания, постепенно переходите к повышению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не более как на два-три тона от средней ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей. В упражнение на сонорные согласные постепенно вводим элементы речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите слитно на стоне, полунапевно: м
маммаммаммамм…
Потом три раза слитно на стоне, а четвёртый разговорно - зовём маму:
Ммаммаммам-мАм!
В речевом аппарате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в области глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - опёрла звук. Следует добиваться, чтоб характер звучания голоса изменял и характер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость дыхания от звучания. На стоне произнесите знакомую фраз

Ммаммёдуннамм
И здесь же - каждое слово отрывисто:
мАм! мЁду! нАм!
Проследите, чтоб при речевом произнесении не было чрезмерной активности, чтоб сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Тренируйте знакомые сочетания:
ммУ! ммО! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАли! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! РлОрм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!

Упражнения "произнесение гласных"

После того как вы проделали упражнения на сочетания сонорных согласных с гласными, переходим к работе по достижению свободы фонационных путей и во время произношения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, что именно гласные, которые создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём сущность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Атака звука - это момент, когда голосовые связки устанавливаются на определённую ноту звучания при их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Различают твёрдую, придыхательную и мягкую атаку звука.


Твёрдая атака - это когда голосовые связки до начала выдоха плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной струи размыкаются. Это как прорыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пересмыкание связок, т.е. когда связки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком толчке воздушной струи голос будет звучать звучит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.

Придыхательная атака - это когда часть воздуха, которая не принимает участия в голосообразовании, выходит до момента смыкания связок и далее присоединяется к голосу как призвук сипоты.

Диктор должен стремиться к мягкой атаки, которая наиболее характерна для естественного формирования голоса. При этом смыкание связок совпадает с началом выдоха, и связки сближаются так, что обеспечивается свободное колебание. При мягкой атаке голос будет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без толчка и придыхания. Нужно научиться распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака звука не освоена, пока вы не чувствуете мышечно мягкого начала звука и не ощущаете отражения атаки в голосе, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичьмягкой атаки, помогает известное нам упражнение "стон" с его вариантами.

Курс техники речи

Упражнения по технике речи помогут диктору в постановке речевого дыхания, голоса, в овладении резонаторами, расширении диапазона голоса, в укреплении силы голоса и его выносливости, в обогащении интонации, в произношении гласных и согласных звуков, в отработке темпа речи...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: