Исправление дефектов речи




 

Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто...

Самые сложные скороговорки
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Упражнение "колыбельная"
Представьте, что вы укачиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:
м-м-м-м-м-м...
Эту мелодию напевайте на всех гласных. Добивайтесь мягкой атаки звука:
а-а-а-а-а-а-а...
о-о-о-о-о-о-о...
у-у-у-у-у-у-у...
э-э-э-э-э-э-э-э...
Запомните состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта помогает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэтому нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти, и избегать положения, когда некоторые дикторы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдавленным, не летящим.

Следует заметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого диктора. Степень открывания рта определяется наиболее качественным звучанием и наиболее чётким и ясным произнесением звуков. Чтобы выработать умение расслаблять нижнюю челюсть и снимать скованность речевого аппарата необходимо выполнять упражнения, где используются тексты с частым повторением звука "а". Вот два из них:

Упражнение "хочу молока"
Представьте, что вы "больны". На стоне обращайтесь к маме:
Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!
Рот раскрываете хорошо, но не очень. Всё естественно. Челюсть опускается мягко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое звучание на различных высотах:
Ахбольнойяайайаймолокамнемамадай
Голос не занижайте, не садитесь на горло. Также, не завышайте его, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пока развивайте центр своего голоса, три-четыре тона.

Упражнение "диктовка"
Неторопливо, чётко диктуйте:
На атом, на атом, на атом
В атаку идёт атакующий класс.
Он атом, он атом, он атом
Заставил работать на нас.

Первый раз - по словам, чтоб "успели записать". Несите точный интонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже диктуйте по фразам, которую произносите без пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за свободой нижней челюсти. Спокойный посыл звука при диктовке снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, имеющие низкие голоса. Не посылайте голос далеко вперёд. Это вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это достигается? Поставьте задачу привлечь к себе внимание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "Внимание, начинаю!" И голос зазвучит зазывно, спокойно, речь будет приковывать внимание слушателей. Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на произнесение звука "у", а также "а" и "о".

Упражнение "эхо"

Трижды произнесите: "Ау-у". Первый раз - зовите. Второй раз - "ау" звучит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Последите, что в это время происходит с мышцами губ и щёк, как звучит голос. При звучании голоса на эхо щёки и губы будут расслаблены, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упражнение, следите за напряжением и расслаблением мышц губ и щёк.

Различные упражнения со звуком "у" помогут убрать пестроту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голосовой щели, "и" - протискивается из сдавленного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в такие места из которых их не как не вытащишь.

Упражнение "гудок"

"Постановке голоса" поможет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:
уууууу…
А теперь, слив в одну линию все шесть гласных, гудите:

уууОуууАуууЭуууИуууЫууу…

При этом старайтесь держать губы в положении "у". Это помогает добиться единого качества других гласных.
Следите за качеством звучания и при активном произнесении отдельных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! Уа! Уэ! Уи! Уы!..
Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" будто бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить звучание поможет гласный "о". Т.к. при произнесении этого звука губы имеют овальную форму и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" прочтите:
Не по тропе,
а около катилось "о"
и охало.
"О" - охало,
"о" - окало,
не по тропе, а около!

Металлические звуки


Есть одна особенность у гласных. Их можно пропеть. Иначе говоря, они имеют высоту, силу и продолжительность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести тише или громче, ниже или выше, длиннее или короче. Согласные делятся на "шумные", те, которые состоят или из одного шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в которых голос преобладает над шумом. К сонорным относят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и высоту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой звучания обладают и звонкие шумные согласные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металлическими".

Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины звучания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г имеют высоту. Эта группа согласных в упражнениях "на металл", с которыми мы сейчас познакомимся, использована быть не может, так как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не могут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упражнениям "на металл", необходимо вспомнить о звуковых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человеческому голосу "металлическое" звучание, которое напоминает колокол.


Первое упражнение начнем со звука А. Произнесем его сначала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, опять приведем к тихому и соединим А со звуком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, потом - расширение, снова тихое звучание и слияние У со звуком О. Графически это выглядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения используются такие пары звуков:
Упражнение 1
АУ, ОУ, ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, ОЫ, УЫ- >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ, ОИ, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО, УО, ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, ОЭ, УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ

Делая это упражнение, необходимо добиться непрерывности звучания. Поэтому дыхание в середине строчки берется очень быстро. Через некоторое время всю строчку следует проработать на едином дыхании. Упражнение делается на одной, удобной для голоса высоте
Упражнение 2
АМ, ОМ, УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН, ОН, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ, ОЛ, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР, ОР, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, ОВ, УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ, ОЗ, УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ, ОЖ, УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же порядке это упражнение прорабатывается с мягкими гласными и мягкими металлическими согласными.
Упражнение 3
ЯМЬ, ЕМЬ, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, ЁНЬ, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, ЮЛЬ - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ
и так далее.
После того, как эти упражнения помогут выработать мягкую подачу звука и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно перейти к новым упражнениям. Теперь первое упражнение на металлическое звучание делаем не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в верхний и наоборот, по примеру того, как мы перебрасывали каждый звук отдельно

Упражнение делаем по следующей схеме:
Первая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - дыхание Ыу Иу
Вторая строчка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - дыхание - Эы Иы
Третья строчка - опять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дыхание Эи Ыи и так далее
Переходы из нижнего резонатора в верхний и обратно чередуйте и в двух других упражнениях на металлическое звучание голоса. Если при перебрасывании отдельных звуков самым важным было попадание в резонаторы, то сейчас не забывайте и о мягкой подаче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.

Следующее упражнение назовем "упражнением на металлические ударения". Начнем с наиболее закрытого звука У. Возьмём дыхание и, постепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от громкого постепенно снова к тихому. Так на одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и металлический согласный звук:
У, Ы, И, О, Э, А, М, Н, Л, Р, В, З, Ж
Отработав упражнение и постоянно повторяя его, перейдем к упражнению на длину металлического звука. На полном дыхании берем У, начиная с тихого звучания и все время усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быть мягкий, плавный, ровный, без колебаний и толчков, на одной высоте. Аналогично поступим со всеми остальными металлическими гласными и согласными. Когда они правильно зазвучат, можно упражняться в двух резонаторах: грудном и головном.

Освоив металлическое ударение и длину металлического звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, коротким и округленным. Работа ведется по тому же принципу, как и в других упражнениях на металл, на удобной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служит упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, которые вначале повышаются, а затем понижаются на октаву. Поначалу упражнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Далее темп ускоряется и при быстром исполнении дыхания уже должно хватать на целую октаву.

Далее к металлическим гласным можно присоединить дикционные комбинации, начиная с легких и переходя к более трудным. Например: пра-пря, про-прё, пру-прю и так далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так далее. После длительных занятий это упражнение должно звучать мягко, легко и плавно. Последним упражнением может быть слияние гласных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

 

МАНУЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ
Сначала всю строчку проделать пиано, затем форте, потом согласные форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

В продолжении темы постановки голоса читайте о том, как расширить диапазон голоса и советы по голосовой гигиене диктора. Обязательно посмотрите статью – как улучшить дикцию, где даны различные упражнения. Также, для улучшения дикции есть 164 скороговорки для диктора с проставленными ударениями. Кроме согласных, обязательно посмотрите артикуляция гласных и самые трудные слова. А также народный фольклор - пословицы и поговорки для тренировки согласных и гласных звуков.

 

Использованная литература:
Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. - М., 1973.
Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва - 1966
Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. ч.I. - М., 1974.
Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., "Знание", 1973.
Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., "Искусство", 1968.
Сарычева Е. Сценическая речь. - М., "Искусство", 1955.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: