Занятие 6.
Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
план
- Раскройте сущность содержания образования.
- Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
- Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
- Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
- Технологическая основа проектирования компетенций (См. приложения к занятию)
- Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.
Уровень общего теоретического представления
Уровень учебного предмета
Уровень учебного материала
Уровень процесса обучения
Уровень структуры личности ученика
- Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
- Деятельностный характер содержания образования.
- Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.
- Общепредметный, допредметный и метапредметный уровни
- Фундаментальные проблемы в образовании
- Роль компетенций в стандарте
- Выявите особенности базисного, типового учебных планов и учебного плана общеобразовательной средней школы.
- Понятие образовательной программы типы образовательных программ.
- Конструирование образовательных программ.
- Знания и деятельность в образовательной программе.
- Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований. Рассмотрите методику работы с учебником.
Задания для самостоятельной работы
- Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.
- Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).
- Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
№ | Альтернативные концепции содержания образования | |||
1. | Содержание образования - педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе | |||
2. | Содержание образования - совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками | |||
3. | Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей ее структурной полноте | |||
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – 304с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
- Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
- Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
- Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
- Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
- Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб.кооперации, 1995. – 61с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
- Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.
- Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.