Задания для самостоятельной работы. Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее




Занятие 6.

Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.

план

  1. Раскройте сущность содержания образования.
  2. Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
  3. Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
  4. Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
  5. Технологическая основа проектирования компетенций (См. приложения к занятию)
  6. Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.

Уровень общего теоретического представления

Уровень учебного предмета

Уровень учебного материала

Уровень процесса обучения

Уровень структуры личности ученика

  1. Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
  2. Деятельностный характер содержания образования.
  3. Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.

- Общепредметный, допредметный и метапредметный уровни

- Фундаментальные проблемы в образовании

- Роль компетенций в стандарте

  1. Выявите особенности базисного, типового учебных планов и учебного плана общеобразовательной средней школы.
  2. Понятие образовательной программы типы образовательных программ.
  3. Конструирование образовательных программ.
  4. Знания и деятельность в образовательной программе.
  5. Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований. Рассмотрите методику работы с учебником.

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.
  2. Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).
  3. Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
Альтернативные концепции содержания образования    
1. Содержание образования - педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе    
2. Содержание образования - совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками    
3. Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей ее структурной полноте    
         

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001. – 304с.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
  4. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  5. Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
  6. Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
  7. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.
  8. Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб.кооперации, 1995. – 61с.
  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
  12. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  13. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.
  14. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.
  15. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: