Занятие 6.
Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
план
- Раскройте сущность содержания образования.
- Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
- Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
- Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
- Технологическая основа проектирования компетенций (См. приложения к занятию)
- Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.
Уровень общего теоретического представления
Уровень учебного предмета
Уровень учебного материала
Уровень процесса обучения
Уровень структуры личности ученика
- Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
- Деятельностный характер содержания образования.
- Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.
- Общепредметный, допредметный и метапредметный уровни
- Фундаментальные проблемы в образовании
- Роль компетенций в стандарте
- Выявите особенности базисного, типового учебных планов и учебного плана общеобразовательной средней школы.
- Понятие образовательной программы типы образовательных программ.
- Конструирование образовательных программ.
- Знания и деятельность в образовательной программе.
- Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований. Рассмотрите методику работы с учебником.
Задания для самостоятельной работы
|
- Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.
- Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).
- Заполните таблицу «Альтернативные концепции содержания образования» по материалам учебника Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
№ | Альтернативные концепции содержания образования | |||
1. | Содержание образования - педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе | |||
2. | Содержание образования - совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками | |||
3. | Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей ее структурной полноте | |||
Литература: