Подрезова Наталья Николаевна,
учитель родного (хантыйского) языка
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Охтеурская общеобразовательная средняя школа»
Нижневартовский район
КЛАСС
Тема урока: Вайхmт. Дикие животные Югорского края.
Цели:
Обучающая:
· научить счёту до пяти;
· ввести в активный лексический запас слова лексико-тематической группы «Дикие животные;
· расширить знания детей о диких животных, их внешнем виде, отличительных признаках, образе жизни.
Развивающая:
· развивать наблюдательность, память, логическое мышление;
· развить умение сравнивать и делать выводы;
· развивать творческое воображения, речь.
Воспитательная:
· воспитывать бережное отношение к природе, любви к «братьям нашим меньшим» через музыку, стихи, художественные произведения;
· способствовать воспитанию любви к Югорской земле.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма проведения урока: урок - путешествие с мультимедийным сопровождением.
Оборудование:
· предметметные картинки с изображением животных;
· национальная домашняя утварь «кил», наполненная орехами, кедровыми шишками, сухими грибами;
· детские рисунки;
· презентация «Вайхmт».
Ход урока
Организационный момент
-Пnтя вmлытmх!
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Я желаю вам хорошего настроения.
Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
начинаем нашу сказку
Примечание. На доске написана тема урока, висят карточки со словами на хантыйском языке, на партах у детей разложены картинки с изображениями животных.
|
Сообщение темы и цели урока
Создание проблемной ситуации.
- Ребята на доске записана тема нашего урока. Кто сможет прочитать её?
Целеполагание.
- Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся на оленьей упряжке в путешествие. Путешествуя, мы научимся считать до пяти, на пути повстречаем диких животных, научимся называть их на хантыйском языке, а так же познакомимся с их образом жизни и их повадками.
Нас с вами повезут северные олени - по хантыйски – ВЕЛИ.
- Держитесь друг за дружку. И так, поехали! Мnнлgх,мnнлgх!
Примечание. Звучит музыка, на экране изображение оленьей упряжки и пейзажи природы родного края.
3. Изучение нового материала:
- Ребята, уже выпало довольно много снега, Значит, наступило какое время года? Мoхули?
- Зима (отвечают дети).
- Kм, пaни. Да, конечно, зима.
- Посмотрите ребята, перед нами чудо-берёзка сgхмnт.
Мы с вами здесь сделаем первую остановку.
На берёзке красивые серебристые снежинки и они падают, кружатся. Давайте их посчитаем.
- Давайте я буду считать, а вы будете громко повторять за мной и поднимать карточки-счёт.
Один - nй
Два - кaткnн
Три - kолmм
Четыре - ньnлn
Пять - вет
- Сколько всего? – Пять вет.
- Да конечно Км,пaни.
- Мы продолжаем наше путешествие по зимнему лесу.
Примечание. Звучит музыка, на экране пейзажи природы.
- В тайге, в тундре живут разные звери. Люди изучают их жизнь. На некоторых животных охотятся. Мясо употребляют в пищу, а звериные шкурки используют для изготовления одежды и обуви. О диких животных учёные и писатели пишут книги, снимают фильмы.
|
Остановка вторая.
- А вот с кем мы сейчас познакомимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом кедре
Орешки я грызу.
- Кто это? Тыми kойи?
Примечание. На экране появляется изображение белки.
- Правильно ребята, это белка по-хантыйски - ЛAHКИ
Примечание. Дети громко повторяют слово с учителем. На экране появляются изображения пяти белок, дети считают хором до пяти вместе с учителем.
- Посмотрите дети, что у меня в руках? Кто знает?
- Это набирка или КИЛ.
- Давайте посмотрим, что в ней лежит?
Примечание. В набирке лежат: сухие грибы, кедровые шишки, орехи.
- Это белка сделала запасы на зиму.
- В лесу таких запасливых животных, как белочка, немного.
- А вы знаете, в какое время года, делает запасы белка? лahки.
- Правильно, летом и осенью. ЛOH,СGХNС.
- Белка собирает самые спелые орехи. Она ни за что не спрячет незрелый орех, если в какой-то местности неурожай на орехи, грибы, семена сосны, ели, то белки оставляют свои родные места и пускаются на чужбину целыми стадами. Они переплывают реки и озёра, упорно добираются до тех мест, где есть пища.
- Давайте произнесём ещё раз все вместе ЛAHКИ.
- Мы едем с вами дальше. МNНЛGХ.
Примечание. На экране появляется зимние пейзажи, замерзающая река, изображение лисы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот и третья стоянка. KОЛMМ
- Тыми kойи? Кто это?
- Лиса
- Правильно, ВОKЫ.
Примечание. Хоровое проговаривание слова.
- Обыкновенная рыжая лиса, там, где густых лесов меньше, чувствует себя лучше. Летом и зимой выходит «мышковать», то есть ловить мышей и полёвок, но бывает и зайца поймает, гуся или глухаря. Даже кур таскает, и про это все знают.
|
- Глядите ребята, к нам на стоянку бежит гость, ИХ.
Примечание. На экране появляется изображения медведя.
- Кто это? Тыми kойи?
- Медведь, тыми йорнам, правильно.
- Их, так его могли называть только взрослые, дети должны называть только уважительно МFHКAМ ИКИ - дедушка медведь.
Примечание. Хоровое произношение слова.
- С виду медведь неуклюж, но на самом деле он очень подвижный и ловкий. Может быстро бегать и делать большие прыжки, влезать на дерево и плавать. В гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних.
К осени медведь запасает жир под кожей толщиной на 8-10 см. Он устраивает себе берлогу и засыпает. Ханты очень почитали медведя.
- Ребята, какой национальный праздник, связанный с медведем, вы знаете?
- «Медвежий праздник».
- Считалось большим грехом убить медведя. Убив медведя, чтобы снять с себя грех, ханты бросали снег друг в друга или брызгались водой. После устраивали праздник, на этом празднике оказывали почести убитому медведю. В эти дни они рассказывали легенды, пели песни, танцевали в берестяных масках.
- Как называли медведя взрослые? Их.
- Как называли медведя дети? МFHКAМ ИКИ.
Закрепление изученного материала.
Словарная работа.
Примечание. У каждого на парте лежат карточки с изображением диких животных, учитель называет названия животного по-хантыйски, дети должны показать картинку с изображением этого животного.