В современной экономической системе повсеместно распространены предприятия, поставляющие на рынок определенный вид продукта или оказывающие определенные услуги. Такие предприятия занимаются предпринимательством (предпринимательской деятельностью), которое обладает характерными признаками, которые отличают данную экономическую деятельность от любой другой:
· Предприниматель – независимый, самостоятельный субъект;
· Предприниматель несёт материальную ответственность за своё дело;
· Предпринимательству присущ риск;
· Цель деятельности – получение прибыли.
Из данных признаков можно собрать определение:
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получения прибыли лицами, зарегистрированными в специально установленном законом порядке.
Являясь особым экономическим субъектом, предприниматель оказывает значительное влияние на экономику государства в целом. Данное влияние можно проследить в функциях предпринимательства.
Особым субъектом предпринимательства, нацеленным на получение прибыли, является фирма.
Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства в целях создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Таким образом, деятельность фирмы имеет смысл только в случае получения прибыли. Что же представляет собой прибыль фирмы?
Прибыль – это результат превышения выручки от реализации продукции (оказания услуги) над суммой издержек по всем факторам производства.
Так, получается вполне логичная математика:
Прибыль = чистая выручка – издержки
|
А издержки, в свою очередь, представляют собой денежную оценку затрат всех ресурсов, задействованных в производстве.
Фирма в своей деятельности для получения прибыли использует внешние и внутренние ресурсы. Внешние ресурсы приобретаются у сторонних организаций и лиц. Так приобретают, например, сырьё, электроэнергию, трудовые услуги. Соответственно, это внешние (явные, бухгалтерские) издержки фирмы. Но фирма использует и внутренние (неявные) ресурсы, например, собственное недвижимое имущество и капитал её владельца. В этом случае говорят о внутренних издержках фирмы. Размер внутренних издержек определяется ценой выбора, то есть неполученным доходом от иного потенциально возможного использования этих же ресурсов.
Чем больше изготавливается единиц продукции, тем больше затрачивается материала, следовательно, издержки, связанные с использованием материалов (металл, пластмасса, резина), будут увеличиваться. В то же время размеры здания и цехов, объёмы оборудования не изменяются, значит, издержки, связанные с использованием здания и установленного в цехах оборудования, при этом могут оставаться прежними. Подобные различия в использовании производственных ресурсов заставили экономистов рассматривать такие виды издержек, как постоянные и переменные.
Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками неизбежно приводят и к различному определению прибыли.
Экономическая прибыль — это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками.
Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выручка не только внешние, бухгалтерские, но и внутренние издержки, включая нормальную прибыль). Превышение денежных поступлений над величиной экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправданно, оно может успешно развиваться.
|
Бухгалтерская прибыль — это разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками. Снова обратимся к математике:
Экономическая прибыль = выручка от продаж – внешние издержки – внутренние издержки
Бухгалтерская прибыль = выручка от продаж – внешние издержки
Так, мы определились с тем, что предприниматель использует собственные средства и под собственный риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы изготавливать товары (или оказывать услуги), производить работы, продажа которых может принести прибыль. При создании фирмы стоит учитывать потребность в капитале для ее создания и развития. То есть, для создания и развития фирмы необходимо определить источники финансирования бизнеса.
Источники финансирования бизнеса – это каналы получения финансовых средств для развития бизнеса.
В условиях рыночной экономики деятельность фирмы невозможна без использования заёмных средств, к которым относятся кредиты банков и других организаций, средства от эмиссии акций и облигаций организации, бюджетные ассигнования на возвратной основе для поддержки важных для государства проектов и др.
Установлена следующая закономерность: чем дольше срок инвестиции, тем выше риски и тем меньшую сумму готов вложить инвестор. Эта проблема может быть решена только установлением относительно высокой ставки процента. Аналогичным образом за счёт повышенной ставки процента инвесторы привлекаются к вложению средств в высокорискованный бизнес.
Привлечение заёмных средств позволяет фирме увеличивать объёмы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объёмы незавершённого производства. Но использование данного источника приводит к возникновению проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств.