Чарльз Осгуд. Семантический дифференциал.




[греч. sêmantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. М. с. д. был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Осгуд, М. с. д. позволяет измерять т.н. коннотативные значения — те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символом. Наиболее близким аналогом коннотативного значения является понятие личностного смысла — "значения для субъекта" (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). М. с. д. является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В М. с. д. измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т. п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных (трех-, пяти-, семибальных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. С содержательной стороны фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания шкал, входящих в фактор. Группировка шкал в факторы позволяет перейти к более емкому описанию объектов с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив содержание объекта, его коннотативное значение как совокупность факторов, данных с различными коэффициентами веса. При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего n-мерного семантического пространства (где мерность пространства определяется числом независимых, некоррелирующих факторов), а коннотативные значения анализируемой содержательной области задаются как координатные точки или вектора внутри этого пространства.

1. Лёгкий — тяжёлый

2. Радостный — печальный

3. Слабый — сильный

4. Плохой — хороший

5. Большой — маленький

6. Тёмный — светлый

7. Активный — пассивный

8. Противный — приятный

9. Горячий — холодный

10. Хаотичный — упорядоченный

11. Гладкий — шершавый

12. Простой — сложный

13. Расслабленный — напряженный

14. Влажный — сухой

15. Родной — чужой

16. Мягкий — твердый

17. Дорогой — дешевый

18. Быстрый — медленный

19. Злой — добрый

20. Жизнерадостный — унылый

21. Любимый — ненавистный

22. Свежий — гнилой

23. Глупый — умный

24. Острый — тупой

25. Чистый — грязный

Суть метода репертуарных решеток заключается в следующем. Индивид самостоятельно или с помощью эксперта извлекает из памяти (осознанной или безсознательной) сугубо индивидуальную информацию об интересующей исследователя области. Особенностью полуформализованного интервью является то, что оно стандартизовано по форме, но индивидуально по содержанию. Этим достигается требование максимально устранить влияние установок эксперта. Полученная индивидуальная информация формализуется и исследуется с использованием социального опыта - универсальными научными методами. На конечном этапе независимая оценка результатов, выводы и практические рекомендации могут быть сделаны экспертом.

Последовательность этапов исследования может быть охарактеризована в упрощенном варианте следующим образом.

1. Формулирование общей цели исследования.

2. Формулирование предпосылок. Главная предпосылка заключается в следующем. Любой человек для организации своего поведения использует иерархическую систему собственных прогнозов или установок, моделей будущего. Эта система и ее компоненты сознательно или неосознанно конструируются человеком в процессе опыта. Осознанные и сформулированные характеристики моделей будущего (разного уровня иерархии) Келли назвал индивидуальными конструктами (конструктами личности).

3. Определение соответствующей области познания (домена), интересующей исследователя. В общем случае указанная область может относиться к исследователю (самопознание), к физической среде (любые материальные сущности), к социальной среде (индивидам или социальным группам), к комбинации указанных сущностей и отношениям между ними.

4. Выявление или назначение главных атрибутов домена. Этим атрибутам Дж.Келли дал условное название - элементы (домена познания). Возможно движение к вышележащим или нижележащим уровням иерархии элементов («лестница»), составляющих данный домен.

5. Выявление главных характеристик элементов - биполярных конструктов. Результаты двух последних этапов записываются в двумерную таблицу. Столбцы таблицы соответствуют элементам, а строки - конструктам. Такую таблицу Келли назвал «репертуарной решеткой». Название это образное. Репертуарной (repertory - репертуар, наличие чего-либо, запас) таблица названа по-видимому потому, что отражает репертуар индивида, индивидуальные возможности обследуемого, его ресурсы относительно наличия «элементов» (если он выбирает их самостоятельно) и его ресурсы относительно «конструктов», характеризующих элементы. В этот репертуар также входят возможности мышления (способность выявить «конструкты») и лингвистические возможности (способность выразить «конструкты» в виде биполярных понятий). Решетка (grid - решетка, сетка) - образное название двумерной таблицы, образованной прямоугольной решеткой, сеткой, состоящей из линий. Иногда такую таблицу неверно называют матрицей.

6. Количественная оценка конструктов по выбранной шкале. Как правило, это шестибалльная шкала.

7. Обработка результатов. В настоящее время - кластерный анализ с использованием персональной ЭВМ. Примером подобного полностью интерактивного инструмента является Enquire Within™ (URL: https://www.enquirewithin.co.nz/index.htm). 8. Логический анализ результатов и формулирование выводов и практических рекомендаций.

Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.

 

Именно эти "понятийные системы, или модели" Келли определил как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный-спокойный, "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный-нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

 

В качестве примера конструктов в действии давайте рассмотрим, как разные люди могут объяснять одно и то же событие. Недавний выпускник колледжа вместо того, чтобы поступить в аспирантуру, как он намечал ранее, складывает вещи и отправляется со своей подружкой жить в отдаленной общине. Отец молодого человека мог бы объяснить такой поступок как "огорчительный" или "разочаровывающий", а его мать заявила бы, что сын "живет в грехе". Консультант его колледжа, хорошо знакомый с теорией Эриксона, может подумать, что он сделал это "в поисках своей идентичности", а профессор социологии может полагать, что он просто "отрицает нормы общества, ориентированного на молодых профессионалов". Сам юноша может рассматривать этот поступок как "естественный", как "то, что нужно было сделать в этот момент". Какое из объяснений верное? В теории Келли ответа нет. По его мнению, все дело в том, что каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

 

В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен (вспомните наш пример с профессором, которого сначала оценили как "беспристрастного"). Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

 

Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Например, человек может заметить, что какие-то люди тучные, а какие-то тощие; кто-то черный, а кто-то белый; кто-то богатый, а кто-то бедный; до каких-то вещей опасно дотрагиваться, а до каких-то нет. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Конструкт можно сформировать, если мы видим, что Джин и Луиза честны, а Марта нет; или если мы считаем, что Джин и Луиза привлекательны, а Марта нет. И схожесть, и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

 

Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

 

К сожалению, Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Келли "неисторична" в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Аудитория – субъект массового информационного процесса, совокупность индивидов, которые воспринимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ.

 

Результаты деятельности СМИ в отношении аудитории могут принимать различные формы: возникновение новых идей, знаний, стремлений, корректировка, дополнение, развитие уже имеющегося "багажа знаний" аудитории, переоценка, опровержение, вытеснение старых установок.

 

Аудитория, как составная часть функционирующей системы журналистики, достаточно самостоятельна. Времена, когда газету читать обязывали по партийной линии, миновали. Сейчас читателями, зрителями, слушателями становятся по собственной воле. Если определенный орган СМИ отвечает информационным запросам индивида, он остается в составе его аудитории. Часть аудитории проявляет активность в плане обратной связи: обращается в редакцию с советами, вопросами, за помощью.

 

Существует несколько характеристик аудитории СМИ. Во-первых, выделяют первичную и вторичную аудиторию. Первичная аудитория – это аудитория, получающая информацию непосредственно из СМИ. Первичная аудитория транслирует полученную из СМИ информацию для тех, кто непосредственно со СМИ не контактировал. Так образуется вторичная аудитория. На основе этой градации в психологии журналистики существует такое понятие, как двухступенчатая модель процесса убеждения. Предполагается, что в любом обществе в любой социальной группе наряду с инертным большинством присутствует ряд активных, авторитетных лиц, которые определяют групповое сознание, к мнению которых прислушиваются. Согласно двухступенчатой модели убеждения, воздействовать необходимо на сознание этих лидеров. Они, в силу сложившейся социально-психологической роли станут носителями и ретрансляторами идей, полученных из СМИ. Истоки этой теории лежат в западных разработках теории рекламы. Позднее она была развита, и ее обновленная концепция получила название многоступенчатого потока информации. Эмпирическим путем было установлено, что процесс межличностного общения не замыкается в рамках одной группы. «Лидеры мнений» в свою очередь имеют других "лидеров мнений", обращаются к ним за информацией и советом.

 

Ричард Бэндлер (Richard Bandler) - один из основателей НЛП.

 

Родился 24 февраля 1950 года, получил степень бакалавра философии и психологии в Университете Калифорнии в Санта-Круз в 1973-м году, степень магистра психологии в Лоун Маунтейн Колледж в Сан-Франциско в 1975-м. Докторской степени не имеет. По крайней мере на одном из семинаров он утверждал, что написал диссертацию и получил степень в Университете Сан-Франциско, но записи об этом в соответствующих документах упомянутого университета не имеется.

 

Бэндлер познакомился с Джоном Гриндером (вторым основателем НЛП) будучи студентом Универститета в Санта-Круз. В скором времени после этого они познакомились с Грегори Бейтсоном, который оказал существенное влияние на развитие НЛП.

 

В настоящее время Бэндлер продолжает читать лекции, консультировать, писать книги по НЛП. Основная его работа в настоящее время связана с концепцией субмодальностей.

 

Бэндлер самостоятельно развил такие технолгии как Neuro-Sonics, Neuro-Hypnotic Repatterning, Persuasion Engineering и Design Human Engineering.

 

Джон Гриндер

 

 

Один из основателей НЛП.

 

Джон Гриндер закончил психологический факультет Университета Сан Франциско в начале 60х и поступил на военную службу в армию США, выполняя свои обязанности в Европе сначала в рядах спецвойск а затем в разведслужбе. В конце 60х Гриндер уходит в отставку в чине капитана и возвращается в колледж для того, чтобы заняться изучением лигвистики. Вскоре он получает докторскую степень в Калифорнийском Университете в Сан Диего. Далее Гриндер продолжает обучение в университете Рокфеллера.

По окончании университета Рокфеллера его приглашают на должность доцента лингвистики в новый филиал Калифорнийского университета в Санта-Круз. Во время своей академической карьеры Гриндер проявляет особый интерес к теории трансформационных грамматик Ноама Хомского, изучает ситаксис естеставенных языков. Среди его работ по лингвистике две книги:“Введение в транормационные грамматики” (совместно с Сузет Элгин, Halt, Rinehard and Winston 1973) и “О явлении удаления в английском языке” (Mounton &Co 1972), а также многочисленные статьи.

В период работы в Санта Крузе судьба сводит Гриндера с его будущим соавтором НЛП – Ричардом Бэндлером. Бэндлер, будучи в то время студентом психологического факультета, провел много времени протоколируя консультации Фрица Перлза (основателя Гештальт терапии) и освоил на интуитивном уровне методы его работы. Он обратился к Гриндеру с просьбой смоделировать его (Бэндрела) навыки в Гештальт терапии. Начав с Перлза, затем познакомившись с ведущим специалистом семейной терапии Вирджинией Сатир, а позже с сильнейшим психиатром-гипнотизером Милтоном Эриксоном, Гриндер и Бэндлер моделировали различные когнитивные поведенческие паттерны этих терапевтов. Результатом этой работы стали книги “Структура магии” том 1,2(1975, 1976); “Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона” том 1,2 (1975,1977)и “Меняемся вместе с семьями” (1976). Эти книги и методики моделирования и легли в основу Нейролингвистического программирования.

Бэндлер и Гриндер начали вести семинары и практические занятия. Эти занятия предоставляли возможность Бэндлеру и Гриндеру практиковать новые замеченные паттерны, в тоже время передавая навыки конультирования другим участникам. Несколько книг основаны на транскриптах таких семинаров. В этот период вокруг Гриндера и Бэндлера сформировалась творческая группа студентов и психотерапевтов, позже сделавших самостоятельный вклад в развите НЛП. К этой группе принадлежат Роберт Дилтс, Лесли Камерон-Бэндлер, Джудит ДеЛозье, Стефен Гиллиган, Дэйвид Годон.

В 1980м году группа Бэндлера и Гриндера распалась. Многие участники этой группы пошли своим путем и стали развивать НЛП в разных направлениях. Печать книг Бэндлера и Гриндера была приостановлена ввиду спора между ними о том кому должно принадлежать авторство. Бэндлер даже пытался получить эксклюзивные права на термин НЛП, но оказалось, что такое словосочетание и не может быть чьей-то собственностью. Позже этот спор разрешился и создатели НЛП опубликовали совместное заявление, которое может быть найдено в приложении А к книге Гриндера и Бостик Сент-Клер “Шепот на ветру”.

Находясь под влиянием идей Грегори Бейтсона о недостатке экологии и участия работы подсознания в классическом НЛП, Гриндер начал создание “нового кода НЛП”. В сотрудничестве с Джудит ДеЛозье была проведена серия семинаров включая семинар “Черепахи до самого низа”, транскрипты которого были опубликованы в 1986-м году.

Позже Джон Гриндер вместе с Кармен Бостик Сент-Клер основал Quantum Leap Inc. Они вместе работают консультантами по корпоративной культуре в больших организациях и иногда ведут совместные семинары по НЛП. В 2001-м году ими была опубликована книга “Шепот на ветру”, в которой сделана попытка исправить недочеты, допущеные в классическом НЛП подходе. В этой книге Гриндер и Бостик Сент-Клер дают четкое описание контекста открытия, эпистепологии НЛП, и рамки будущих исследований. Гриндер призывает НЛП сообщество вернуться к основе НЛП – моделированию и указывает на общий низкий уровень современных тренингов НЛП



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: