Посмотрите обучающий фильм «Туберкулез».




Методическая разработка для дистанционного обучения студентов

Раздел Частая микробиология. Микробиология воздушно-капельных инфекций

Занятие 14

ТЕМА: Характеристика возбудителей, лабораторная диагностика и специфическая профилактика туберкулеза и дифтерии

 

Курс – II, IV семестр

Факультеты: лечебный, педиатрический, медико-профилактический

Продолжительность занятия: 3 часа

 

 

Пермь, 2020


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Таксономия возбудителя дифтерии

Семейство____________________________________________________________________

Род__________________________________________________________________________

Вид__________________________________________________________________________

 

2. Какой метод окрашивания применяется для возбудителей дифтерии? Что такое метохромазия?

3.

 
 

 

 

Зарисуйте и опишите особенности морфологии и окраски возбудителя дифтерии.

 

4. Перечислите основные факторы патогенности коринебактерий.

5. Назовите органы-мишени дифтерийного экзотоксина.

6. Перечислите методы лабораторной диагностики дифтерии.

7. Является ли бактериоскопический метод диагностики ориентировочным, и если да, то почему?

8. Какие питательные среды используются для культивирования возбудителей дифтерии?

9. Дайте характеристику культуральным свойствам коринебактерий на среде Клауберга. (Рис 1)

Какие колонии можно считать подозрительными и на какую среду сделать пересев для накопления чистой культуры?

 

Рис. 1

 

10. На какие биовары подразделяются возбудители дифтерии? Чем эти биовары характеризуются?

11. Каковы биохимические свойства возбудителей дифтерии? Что такое проба Пизу?

12. Каким методом изучается токсигенность выделенных в чистую культуру возбудителей дифтерии? Какую роль играет бактериофаг для токсигенности штаммов возбудителей дифтерии?

13. Используются ли при диагностике дифтерии серологические методы? Какие?

 

1. Как классифицируются микобактерии?

2. Какова морфология и каким способом окрашиваются микобактерии возбудителей туберкулеза?

3. В чем состоят физиологические особенности микобактерий?

4. Перечислите факторы патогенности возбудителей туберкулеза. Какой фактор патогенности является общим для коринебактерий и микробактерий. Какова его роль в патогенезе заболевания?

5. Каковы культуральные свойства возбудителей туберкулеза?

Посмотрите обучающий фильм «Лабораторная диагностика туберкулеза».

6. Какой материал для исследования необходимо забрать у больного? Расскажите об особенностях забора материала и о способах его обогащения.

7. Какие методы лабораторной диагностики туберкулеза применяются?

8. Какие питательные среды используются при бактериологическом методе диагностики туберкулеза?

9. В чем принцип работы и преимущества системы BACTEC по сравнению с классическими методами культивирования микобактерий?

 

Посмотрите обучающий фильм «Туберкулез».

Что такое метод аллергических проб? Какой тип гиперчувствительности лежит в основе этого метода? Как называются аллергические пробы при исследовании на инфицированность возбудителями туберкулеза in vivo? В чем разница препаратов, используемых для этих проб? Как и в какие сроки учитываются КАП?

10. Какая вакцина применяется для специфической профилактики туберкулеза? Когда ее необходимо сделать и почему? Кто подлежит ревакцинации?

 

Ситуационные задачи с э

Задача №1. У больного Н., 54-ех лет рентгенологически в шестом сегменте правого легкого определяется полость деструкции. Клинически: длительный субфебрилитет (в течение 1,5 месяцев), влажный кашель, в мокроте определяются прожилки крови, жалобы на слабость, общее недомогание, потливость в ночное время. Больной астеничен, кожные покровы бледные, влажные. Подозрение на туберкулез. Какой материал для исследования необходимо забрать у больного? Каким образом осуществить эту процедуру? Какой первичной обработке должен быть подвергнут материал и для чего? Какую питательную среду следует использовать для культивирования возбудителей? Каковы культуральные свойства возбудителей туберкулеза и сроки их роста на искусственных питательных средах?

 

Задача №2. У семилетнего ребенка выявлена отрицательная реакция Манту. Как она выглядит? Что необходимо назначить этому ребенку? Почему?

 

Задача № 3. Больной А., 22 года предъявляет жалобы на боли в горле, затрудненность дыхания, слабость, жар, головную боль. Объективно: температура 39,4 градусов Цельсия, в горле – пленки грязно-серого цвета, плотно спаенные с подлежащими тканями, при попытке их отделения возникает кровоточащая поверхность. Подлежащие ткани отечны. Из анамнеза: имелся контакт с больным дифтерией. Какой материал следует взять для исследования и каким образом выполнить эту манипуляцию? На какие питательные среды необходимо осуществить посев взятого материала? Какие колонии вырастут на этих питательных средах? Каким образом определить токсигенность выделенных штаммов? Что необходимо ввести больному в качестве специфической терапии дифтерии?

 

Задача № 4. У восьмилетнего ребенка, больного дифтерией, имеется отягощенный аллергологический анамнез. Каким способом нужно проводить у данного больного специфическую терапию (и чем именно), чтобы предотвратить развитие сывороточной болезни?

 

 

1. Какой вид микобактерий наиболее часто вызывает заболевание у людей: а

А. M. tuberculosis.

Б. M. bovis.

В. M.africanum.

2. Кем был открыт возбудитель туберкулеза: в

А. Д.И. Ивановским.

Б. Паулем Эрлихом.

В. Робертом Кохом.

3. Какой метод окраски применяют в отношении

возбудителей туберкулеза: б

А. Метод Грама.

Б. Метод Циль-Нильсена.

В. Метод Романовского-Гимзы.

Г. Метод Нейссера.

4. Что обуславливает устойчивость микобактерий туберкулеза к факторам окружающей среды: а

А. Наличием в их оболочке большого количества липидов.

Б. Спорообразованием.

В. Капсулой.

5.Какая питательная среда используется для культивирования микобактерий: в

А. Среда Борде-Жангу.

Б. Среда Клауберга.

В. Среда Левенштейна-Йенсена.

6. Колонии возбудителей туберкулеза, выросшие на плотной питательной среде, напоминают: а

А. Засохшие крошки хлеба.

Б. Булыжную мостовую.

В. Цветки маргариток.

Г. Капли ртути.

 

7. Какое животное является наиболее чувствительным к человеческому типу туберкулезной палочки: б

А. Белые мыши.

Б. Морские свинки.

В. Лягушки.

8. В основе реакции Манту лежит: б

А. Гиперчувствительность немедленного типа.

Б. Гиперчувствительность замедленного типа.

9. Вакцина БЦЖ относится к типу: г

А. Инактивированных корпускулярных.

Б. Химических.

В. Синтетических.

Г. Живых аттенуированных.

Д. Генноинженерных.

10. В каком случае необходима ревакцинации БЦЖ: а

А. Если проба Манту отрицательна.

Б. Если проба Манту положительна.

В. Если проба манту резко положительна.

 

1. Возбудитель дифтерии напоминает: б

А. Теннисную ракетку.

Б. Булаву.

В. Бамбуковую палку.

2. Назовите метод окраски, применяемый для возбудителя дифтерии: г

А. Циль-Нильсен.

Б. Гинс-Бурри.

В. Романовского-Гимзы.

Г. Нейссера

3. Основным фактором патогенности возбудителя дифтерии является: б

А. Дифтин.

Б. Экзотоксин.

В. Корд-фактор.

4. Дифтерийный токсин по механизму действия на клетку-мишень является: б

А. Активатором аденилатциклазной системы.

Б.Ингибитором синтеза белка.

В. Блокатором передачи нервного импульса.

Г. Эксфолиативным токсином.

5. При бактериологической диагностике дифтерии используются все

питательные среды, кроме: г

А. Среда Клауберга.

Б. Среда Тинсдаля.

В. Среда Леффлера.

Г. Среда Левенштейна-Йенсена

6. Колонии возбудителей дифтерии, выросшие на питательных

средах с добавлением теллурита калия, имеют цвет: г

А. Бледно-желтый.

Б. Ярко-красный.

В. Изумрудно-зеленый.

Г. Темно-серый или черный.

7. Наиболее тяжелое течение заболевания вызывают: а

А. Вариант gravis токсигенный.

Б. Вариант mitis токсигенный.

В. Вариант gravis нетоксигенный.

Г. Вариант mitis нетоксигенный.

8. Отношение к какому углеводу позволяет отличить биовар gravis

от биовара mitis: б

А. К сахарозе.

Б. К крахмалу.

В. К глюкозе.

9. Что используют для специфического лечения дифтерии: а

А. Антитоксическую противодифтерийную лошадиную сыворотку.

Б. Дифтерийный анатоксин.

В. Антибиотики тетрациклинового ряда.

10. Какой противодифтерийный иммунитет формируется при введении

вакцины АКДС: б

А. Противомикробный.

Б. Антитоксический.

 

 

- Рекомендованная литература:

Обязательная

1.Л.Б.Борисов Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.М:МИА,

2005,734 с.

2. В.И. Покровский, О.К. Поздеев Медицинская микробиология, М., 2006, 768 с.

3. А.Л. Воробьев /Микробиология и иммунология, М., 1999.

4. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии /Под ред. Л.Б. Павловича. - М., 1993, 242 с.

Дополнительная

1. Определитель бактерий Берджи, в 2томах. М, Мир 1997.

2. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии /Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова,- М., МИА 2003. -232 с.

3. Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований /Под ред. А.С. Лабинской и соавт.,-М., Медицина, 2005. –599 с.

4. А.Н. Маянский. Патогенетическая микробиология.- изд-во НГМА, 2006 – 518 с.

5. А.М. Королюк, В.Б. Сбойчаков Медицинская микробиология. – СПб:ЭЛБИ,2002.- 272с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: