Рабочая программа
Пояснительная записка
Класс
Рабочая программа для основной школы, учреждений НПО, СПО составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и новых Требований к результатам основного общего образования. В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература».
В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.
Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.
Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.
Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК:
- под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень;
- под редакцией Ю.В. Лебедева, базовый уровень;
- под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень;
- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;
- под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень;
- под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень;
- под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень;
- под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения.
Целью изучения литературы в 9-11 классах является преемственное по отношению к предыдущему пропедевтическому этапу обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (от античной, древнерусской литературы, литературы 18 века, литературы первой половины 19 века с включением блока литературы ХХ века - в 9 классе; литература второй половины 19 века, литература 20 века - в 10-11 классах).
Доминирующая идея программы 9 класса:
- формирование целостной картины мира растущего человека.
- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей;
- обретение навыков самостоятельности в процессе обучения предмету.
Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:
- становление достойных современного человека ценностных ориентаций.
- формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры.
- системная подготовка к итоговым испытаниям.
Акцент в программе в целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала сделан на движение от первоначального читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры.
В программе и указанных УМК сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся.
Класс
Программа
и
примерное тематическое планирование основного содержания курса «Литература»
для школ с русским (родным) языком обучения (ОБРАЗЕЦ)
Условные обозначения:
* Произведения, входящие в инвариантную часть стандарта, предназначенные для чтения и изучения.
** Произведения, предлагаемые для обзора, чтения и обсуждения (вариативный компонент).
*** Произведения, предлагаемые для внеклассной работы, внеклассного чтения (на уроках), создания историко- культурного фона.
№№ п/п | Основное содержание по темам | Кол-во часов. Проставьте даты | Контрольные, диагностические, проверочные, текущие работы | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий и предметных умений) |
Вводные занятия. ++ 9-11 классы – итоговый этап в изучении литературы в школе: линейный курс на историко-литературной основе. Определимся в целях, задачах, методах. Диагностическая работа. | Связные ответы. Формулирование выводов. Диагностическая работа. Формулирование задач саморазвития: зоны ближайшего развития. | Проводить обзор программы, формулировать задачи и возможности их оптимального достижения. Участвовать в мозговом штурме, составлять индивидуальное и корпоративное «дерево целей». Работать с информацией учебника, участвовать в полемике. Формулировать итоги диагностирования, уточнять зону ближайшей корректировки и определять задачи на перспективу. | ||
Античная литература++. Эсхил «Прометей прикованный»***В сокращении Мировое значение античной культуры. Искусство древней Греции и Рима. Мифологическое сознание древних греков и римлян. Древнегреческий театр, его устроение, значение в жизни граждан. Сведения о творчестве Эсхила. Смысл подвига Прометея. Двойственная оценка обретения людьми благ цивилизации - Прометеем и Зевсом. Миф и его интерпретация в трагедиях Эсхила. Конфликт «Прометея прикованного». Вечные образы в мифологии и в мировой литературе. Интерпретация мифов о Прометее и Антигоне в литературе нового времени (лирика, Расин, Ануй, Кокто и др.). | Выразительное чтение, культурно-исторический комментарий. Собирание информации в разных источниках. Краткие и полные связные ответы. Собирание и проговаривание словаря темы. | Выразительно читать фрагменты античной трагедии, интонировать. Выявлять жанровые особенности трагедии. Собирать информацию о древнегреческом театре, уметь презентовать в кратком и развернутом формате с использованием иллюстративных источников. Составлять вопросы. Выявлять признаки драматического рода в произведении. Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Формулировать связные ответы. Узнавать вечные образы мифологии в произведениях нового времени. Создавать минимальный терминологический словарь темы. | ||
Древнерусская литература++. Особенности древнерусской средневековой литературы. Агиография. Житие Бориса и Глеба***. «Слово о полку Игореве»* Культурно-исторический путь Руси, определившийся в крещении. Характеристика периода русского средневековья. Спасение души – главная тема древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Жития святых** Ты и твое имя. Типология христианских святых. Сказание о Борисе и Глебе***. Сказание о житии Александра Невского***. Особенности житийного жанра. Отличие от биографии. Воспитательная роль житийной литературы. Святые страстотерпцы Борис и Глеб – первые канонизированные русской церковью святые. Характеристика святых братьев Бориса и Глеба и их антипода Святополка Окаянного. Роль деталей, психологических описаний. Противостояние добрых и злых сил в житии. «Слово о полку Игореве»* как образец воинской повести Древней Руси. Обстоятельства открытия, историческая основа. Спор о подлинности памятника. Соседство языческой картины мира и христианского мировидения. Сюжет и композиция «Слова». «Золотое слово Святослава» и основная идея «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…» Непреходящее значение памятника. Сопоставление со стихотворными переводами А.Майкова, Н.Заболоцкого, В.Сосноры, И.Шкляревского или др. | Связный ответ о средневековом идеале человека. Выразительное чтение. Сопоставление переводов. Характеристика персонажей. Изложение с элементами сочинения. Связный ответ в краткой форме: Почему русская земля встречает князя Игоря как героя? Тестовая проверка. Формулирование выводов по теме. Тренинг по материалам ГИА. | Формулировать, обогащать имеющиеся сведения об идеале, типе человека русского средневековья. Представлять информацию в оптимально подобранных формах (рассказ, иллюстрирование, музыкальное сопровождение и др.) Воспринимать древнерусский текст в современной переводе (Д.С. Лихачева) и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать с остановками, интонировать, толковать средневековые тексты. Участвовать в исследовательском чтении «Слова…» Осваивать, характеризовать композицию, характеризовать персонажей. Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Предлагать фрагменты «Слова» для написания изложения, писать изложение с элементами сочинения, предлагать проблемный вопрос для создания части сочинения-рассуждения. Сопоставлять подлинник и различные переводы «Слова»… По желанию выполнять перевод фрагмента, осуществлять презентацию. Создавать тесты по теме. Выполнять тестовую работу, проводить при необходимости корректирование. Делать краткие выводы о роли древнерусской литературы в отечественной культуре. |
Планирование учебного материала