Для школ с русским (родным) языком обучения (ОБРАЗЕЦ)




Рабочая программа

Пояснительная записка

Класс

 

Рабочая программа для основной школы, учреждений НПО, СПО составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и новых Требований к результатам основного общего образования. В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература».

В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Авторы рабочей программы рассматривают образование как смыслообразующую сферу общественной жизни. Потому первично – содержание образования, это особенно важно для образовательной области литература. Технологии обучения – важная, обеспечивающая новое содержание образования, делающие доступной для современного школьника проблемы современного мира сфера преподавания.

Кроме очевидных интегративных связей литература – язык – культура – история, в этот круг входят философия, священная история, искусство и искусствоведение. Интеграция указанных областей человеческого знания является не только важной целью обучения, но способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает не только филологическую компетентность учащегося, но и влияет на формирование целостной картины мира растущего человека.

Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа может осуществляться по следующим программам и УМК:

- под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень;

- под редакцией Ю.В. Лебедева, базовый уровень;

- под редакцией В.Г. Маранцмана, базовый уровень;

- под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, базовый уровень;

- под редакцией А.Г. Кутузова, базовый уровень;

- под редакцией В.В. Агеносова, базовый уровень;

- под редакцией И.Н. Сухих, базовый уровень;

- под ред М.В. Черкезовой для учреждений с родным (нерусским) языком обучения.

Целью изучения литературы в 9-11 классах является преемственное по отношению к предыдущему пропедевтическому этапу обучения систематическое изучение линейного курса на историко-литературной основе (от античной, древнерусской литературы, литературы 18 века, литературы первой половины 19 века с включением блока литературы ХХ века - в 9 классе; литература второй половины 19 века, литература 20 века - в 10-11 классах).

 

Доминирующая идея программы 9 класса:

- формирование целостной картины мира растущего человека.

- углубление и совершенствование основных читательских компетентностей;

- обретение навыков самостоятельности в процессе обучения предмету.

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

- становление достойных современного человека ценностных ориентаций.

- формирование гуманитарного стиля мышления, творческой деятельности в процессе приобщения к достижениям культуры.

- системная подготовка к итоговым испытаниям.

 

Акцент в программе в целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала сделан на движение от первоначального читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления о целостном развитии культуры.

В программе и указанных УМК сделан акцент не столько на формирование литературоведческих, читательских умений, сколько на осмысление нравственно-этической составляющей предмета, самовоспитания, самообразования учащихся.


Класс

Программа

и

примерное тематическое планирование основного содержания курса «Литература»

для школ с русским (родным) языком обучения (ОБРАЗЕЦ)

Условные обозначения:

* Произведения, входящие в инвариантную часть стандарта, предназначенные для чтения и изучения.

** Произведения, предлагаемые для обзора, чтения и обсуждения (вариативный компонент).

*** Произведения, предлагаемые для внеклассной работы, внеклассного чтения (на уроках), создания историко- культурного фона.

№№ п/п Основное содержание по темам Кол-во часов. Проставьте даты Контрольные, диагностические, проверочные, текущие работы Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий и предметных умений)
  Вводные занятия. ++ 9-11 классы – итоговый этап в изучении литературы в школе: линейный курс на историко-литературной основе. Определимся в целях, задачах, методах. Диагностическая работа.   Связные ответы. Формулирование выводов. Диагностическая работа. Формулирование задач саморазвития: зоны ближайшего развития. Проводить обзор программы, формулировать задачи и возможности их оптимального достижения. Участвовать в мозговом штурме, составлять индивидуальное и корпоративное «дерево целей». Работать с информацией учебника, участвовать в полемике. Формулировать итоги диагностирования, уточнять зону ближайшей корректировки и определять задачи на перспективу.
  Античная литература++. Эсхил «Прометей прикованный»***В сокращении Мировое значение античной культуры. Искусство древней Греции и Рима. Мифологическое сознание древних греков и римлян. Древнегреческий театр, его устроение, значение в жизни граждан. Сведения о творчестве Эсхила. Смысл подвига Прометея. Двойственная оценка обретения людьми благ цивилизации - Прометеем и Зевсом. Миф и его интерпретация в трагедиях Эсхила. Конфликт «Прометея прикованного». Вечные образы в мифологии и в мировой литературе. Интерпретация мифов о Прометее и Антигоне в литературе нового времени (лирика, Расин, Ануй, Кокто и др.).   Выразительное чтение, культурно-исторический комментарий. Собирание информации в разных источниках. Краткие и полные связные ответы. Собирание и проговаривание словаря темы. Выразительно читать фрагменты античной трагедии, интонировать. Выявлять жанровые особенности трагедии. Собирать информацию о древнегреческом театре, уметь презентовать в кратком и развернутом формате с использованием иллюстративных источников. Составлять вопросы. Выявлять признаки драматического рода в произведении. Определять функции мифологических образов в классической и современной литературе. Формулировать связные ответы. Узнавать вечные образы мифологии в произведениях нового времени. Создавать минимальный терминологический словарь темы.
  Древнерусская литература++. Особенности древнерусской средневековой литературы. Агиография. Житие Бориса и Глеба***. «Слово о полку Игореве»* Культурно-исторический путь Руси, определившийся в крещении. Характеристика периода русского средневековья. Спасение души – главная тема древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Жития святых** Ты и твое имя. Типология христианских святых. Сказание о Борисе и Глебе***. Сказание о житии Александра Невского***. Особенности житийного жанра. Отличие от биографии. Воспитательная роль житийной литературы. Святые страстотерпцы Борис и Глеб – первые канонизированные русской церковью святые. Характеристика святых братьев Бориса и Глеба и их антипода Святополка Окаянного. Роль деталей, психологических описаний. Противостояние добрых и злых сил в житии. «Слово о полку Игореве»* как образец воинской повести Древней Руси. Обстоятельства открытия, историческая основа. Спор о подлинности памятника. Соседство языческой картины мира и христианского мировидения. Сюжет и композиция «Слова». «Золотое слово Святослава» и основная идея «Слова…». Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…» Непреходящее значение памятника. Сопоставление со стихотворными переводами А.Майкова, Н.Заболоцкого, В.Сосноры, И.Шкляревского или др.   Связный ответ о средневековом идеале человека. Выразительное чтение. Сопоставление переводов. Характеристика персонажей. Изложение с элементами сочинения. Связный ответ в краткой форме: Почему русская земля встречает князя Игоря как героя? Тестовая проверка. Формулирование выводов по теме. Тренинг по материалам ГИА. Формулировать, обогащать имеющиеся сведения об идеале, типе человека русского средневековья. Представлять информацию в оптимально подобранных формах (рассказ, иллюстрирование, музыкальное сопровождение и др.) Воспринимать древнерусский текст в современной переводе (Д.С. Лихачева) и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать с остановками, интонировать, толковать средневековые тексты. Участвовать в исследовательском чтении «Слова…» Осваивать, характеризовать композицию, характеризовать персонажей. Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Предлагать фрагменты «Слова» для написания изложения, писать изложение с элементами сочинения, предлагать проблемный вопрос для создания части сочинения-рассуждения. Сопоставлять подлинник и различные переводы «Слова»… По желанию выполнять перевод фрагмента, осуществлять презентацию. Создавать тесты по теме. Выполнять тестовую работу, проводить при необходимости корректирование. Делать краткие выводы о роли древнерусской литературы в отечественной культуре.

 


Планирование учебного материала



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: