по делу «Лашманкин и др. против России»,
заявление №57818/09 и 14 других
решение от 7 февраля 2017 г., окончательное решение от 29 мая 2018 г.
18 января 2022 г.
Введение и описание
1. 20 апреля 2020 года Правозащитный центр «Мемориал» (далее — «Мемориал») и ОВД-Инфо подали представление по статье 9.2 в Комитет Министров о применении мер общего характера по делу № 57818/09 «Лашманкин и другие против Российской Федерации» (далее — «Лашманкин»). В этом материале «Мемориал» и ОВД-Инфо предоставили подробное описание проблем, существующих в российских законодательстве и практике в отношении свободы собраний. 27 апреля 2021 года «Мемориал», ОВД-Инфо, Комитет против пыток и Фонд «Общественный вердикт» предоставили дополнительную информацию об этом представлении. Данное представление является актуализацией представления от 27 апреля 2021 года.
2. Это представление было подготовлено следующими российскими НПО и проектами, работающими, в частности, над вопросом свободы собраний в России и смежными вопросами:
• Правозащитный центр «Мемориал»,
• ОВД-Инфо,
• Комитет против пыток,
• Фонд «Общественный вердикт»,
• Московская Хельсинкская группа,
• Гражданский правозащитный проект «За права человека»,
• Информационный центр «Indigenous Russia»,
• Международный фонд развития и солидарности коренных народов «Батани» (Batani Foundation),
• Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так»,
• Благотворительный фонд социально-правовой помощи «Сфера»,
• Фонд «Справедливость для Журналистов» (JFJ).
3. Ниже констатируем, что проблемы, выявленные ЕСПЧ в деле Лашманкина, российскими властями не решались. Наоборот, ситуация со свободой собраний в России только усложнилась и стала ещё более серьёзной.
|
4. Кроме того, резко сужается пространство для диалога между государством и гражданским обществом. Несмотря на усилия НПО, Правительство никак не контактирует с нами и не предпринимает никаких действий, направленных на защиту права на свободу собраний в России. Наоборот, правительство преследует и наказывает НПО и активистов, пытающихся поднимать существующие проблемы со свободой собраний.
5. Более того, «ОВД-Инфо» было «наказано», среди прочего, за предоставление указанных отчетов по Правилу 9.2. 29 сентября 2021 года российские власти признали ОВД-Инфо «иностранным агентом», поскольку, согласно решению суда, этот проект получал иностранное финансирование и вел политическую деятельность, в том числе обнародовал доклады о свободе собраний через Совет Европы, в которых описывались проблемы в российском законодательстве и давался перечень рекомендаций по борьбе с ними. [1]
1. Законодательство о свободе собраний (обновление с апреля 2021 г.)
6. Необходимые реформы не были проведены. На сегодняшний день российские власти не внесли каких-либо изменений в законодательство, необходимых для исполнения судебного решения по делу Лашманкина. До сих пор запрещены стихийные несанкционированные акции протеста, всё ещё неудовлетворительна процедура согласования массовых мероприятий, за участие в несанкционированных мирных собраниях предусмотрены крупные административные штрафы и административные аресты, по-прежнему возможна уголовная ответственность за участие в несанкционированных мирных акциях протеста.[2] В большинстве регионов до сих пор действуют строгие антиковидные меры, запрещающие как массовые публичные собрания, так и любые публичные мероприятия, в том числе одиночные пикеты (например, в Москве и Санкт-Петербурге). Мы по-прежнему считаем, что эти правила несоразмерны, поскольку другие массовые мероприятия (например, культурные, спортивные) не запрещены, кафе и рестораны не закрыты.
|
7. Приняты дополнительные ограничительные законы. С 27 апреля 2021 года власти приняли новые законы, которые не касаются свободы собраний как таковой, но оказали или окажут на нее косвенное негативное влияние.
a) Иностранные соцсети теперь обязаны открывать представительства в России[3]. Соответствующий закон позволяет российским властям усилить контроль над интернетом и средствами связи, которые часто используются для мобилизации и организации протестов.[4]
b) Законом от 4 июня 2021 г.[5] введен пятилетний запрет на участие лидеров и руководителей экстремистских организаций выборах всех уровней, а также аналогичный трехлетний запрет для сторонников и сотрудников таких организаций. Точного определения «сторонников» нет, поэтому оно может касаться участников публичных собраний, анонсированных такими организациями (например, собраний, организованных Фондом борьбы с коррупцией (далее — «ФБК») в январе и апреле 2021 года).
c) Закон от 30 декабря 2021 года допускает внесудебный запрет веб-сайтов, предположительно оправдывающих экстремизм.[6] Решение о том, оправдывает сайт экстремизм или нет, принимается Генеральным прокурором или его заместителями и может быть немедленно исполнено Роскомнадзором[7]. Существует риск того, что такая быстрая процедура и неопределенные основания для запрета могут быть использованы для оперативного удаления онлайн-объявлений о несанкционированных мирных собраниях.
|
d) Проект поправок позволяет полиции устанавливать ограждения в местах проведения публичных собраний.[8] Проект одобрен Госдумой во втором чтении и еще не принят окончательно.
8. Позиции Конституционного суда:
a) Никакого морального ущерба за незаконное несогласование проведения публичных собраний. Суды отказали в присуждении компенсации морального вреда организаторам публичных протестов, которым было отказано в согласовании, несмотря на то, что отказы были признаны незаконными в судебном порядке. Конституционный суд не усмотрел в данном деле нарушений Конституции и отказал в рассмотрении заявления.[9]
b) Конституционный суд подтвердил запрет на проведение «серийных» несанкционированных одиночных пикетов.[10]
c) Свобода собраний на практике (обновление с апреля 2021 г.)