Свидетельства о троичности в Ветхом Завете
Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге
В Ветхом Завете имеются как указания собственно на троичность Божественных Лиц, так и свидетельства о множественности Лиц в Боге без указания на Их конкретное число.
На множественность Божественных Лиц прикровенно указывается уже в первом стихе Библии: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Глагол bāѴ4;āʼ (сотворил) стоит в единственном числе, a ʽElôhim (букв, «боги») – во множественном. Свят. Филарет Московский отмечает: «В сем месте еврейского текста слово «элогим», собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем как речение «сотворил» показывает единство Творца... Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения».
Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих стихах:
И сказал Бог: сотворим (множественное число. – О. Д.) человека по образу Нашему (множественное число. – О. Д.) и по подобию Нашему (множественное число. – О. Д.) (Быт. 1:26).
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (Быт. 3:22); «из Нас» – тоже множественное число.
О Вавилонском столпотворении: И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их (Быт. 11:6-7); слово «сойдем» – во множественном числе. Свят. Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно».
Указанием на Три Лица в Боге, но без различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.: Быт. 18:1). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве».
В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят. Иларий Пиктавийский, Евсевий Кесарийский, блаж. Иероним и др.) считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов.
Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества. Св. Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому – исповедал Единого Бога в Трех Лицах».
|
Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная»).
К числу ветхозаветных Откровений о триединстве Божием может быть отнесено и видение пророка Исаии (см.: Ис. 6:1-7), которому открылось в Иерусалимском храме, как серафимы, окружая Престол Бога, взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3). Слово «свят» повторяется здесь трижды, а «Господь Саваоф» именуется единожды, в чем древние христианские авторы видели указание на триединство Бога.
В Новом Завете видение пророка Исаии осмыслено как Откровение о Пресвятой Троице. В Ин. 12 видение пророка отнесено к Сыну Божию: Исайя видел славу Его (Божию) и говорил о Нем, т. е. о Сыне. В Деян. 28:25-26 говорится, что Исайя слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам. Таким образом, согласно Новому Завету, видение Исаии было явлением Сына и Духа Святого, а следовательно, оно было Откровением Троицы.
В общем в Ветхом Завете нет не только собственно тринитарного богословия, но и сколько-нибудь четких свидетельств о троичности божественных Лиц, имеются лишь разрозненные указания, смысл которых раскрывается только в свете новозаветного Откровения.
|
Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца
Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен.
Во-первых, Сын Божий открывался как «Ангел Господень», о котором говорится при описании некоторых ветхозаветных теофаний: явление Агари на пути в Суру (см.: Быт. 16:7-14), явление Аврааму во время принесения в жертву Исаака (см.: Быт. 22:10-18), явление Бога Моисею в огненной купине (см.: Исх. 3:2-15).
Пророк Исаия говорит: Он (Господь) был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их (израильтян), и Ангел лица Его спасал их (Ис. 63:8-10).
Во-вторых, Сын Божий в Ветхом Завете открывается как «Божественная Премудрость».
Откровение указывает на теснейшее единство Премудрости с Богом.
В Книге Притч.говорится, что Господь имел Премудрость началом пути Своего, прежде созданий Своих (Притч. 8:22), Премудрость родилась, когда еще не существовали бездны,.. когда Он не сотворил... начальных пылинок вселенной (Притч. 8:24-26).
В Прем.7о Премудрости говорится, что она есть дух разумный, святый, единородный. В Сир. 24:3 Премудрость говорит о себе: Я вышла из уст Всевышнего. В Прем. 7:25-26 сказано, что Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... Она есть... образ благости Его. В Прем. 8:3-4 говорится, что она имеет сожитие с Богом и есть таинница ума Божия и избирательница дел Его. В Прем. 9:4 сказано, что она «приседает» Престолу Божию. Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.
Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии делах Божественного Промысла. В Книге Притч.Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его (Притч. 8:30). В Прем.7Она также названа художницею всего. В Прем.9прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем. 7:26-27). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла.
Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все).
Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать (Сир. 24:20). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15:1, 5). Премудрость говорит: Приступите ко мне (Сир. 24:21), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... (Мф. 11:28).
В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово».
|
Это наименование встречается в Псалмах:
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их (Пс. 32:6).
Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их (Пс. 106:20).
На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества:
Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7).
Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (Пс. 109:1, 3).
В этих стихах указывается, с одной стороны, на ипостасное отличие Сына от Отца, а с другой – на образ происхождения Сына от Отца – посредством рождения.