МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению дипломного проекта по специальности
072501 Дизайн (по отраслям)
Москва 2016
ОДОБРЕНЫ Предметной (цикловой) Комиссией художественных дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | |
Председатель предметной (цикловой) комиссии Булатова Елена Сергеевна _____________/___________ |
Подпись Ф.И.О
Организация разработчик: ГБПОУ «1-й МОК»
Разработчики: Булатова Е.С
Малахова К.В.
Федотушкина А.А.
Аннотация
Настоящие методические рекомендации по выполнению курсового проекта по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) для очной формы обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» разработаны для оказания методической помощи студентам по выполнению требований, связанных с деятельностью по подготовке и защите курсового проекта.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура и содержание курсового проекта……………………………5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные разделы курсового проекта: Исследовательский раздел ….……………………………..…………….7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. | Проектно-композиционный раздел……………..………..……………14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к выполнению графической части……..…………………21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доклад на защите проекта……………………………………………….23 Основные требования к оформлению курсового проекта …………...23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки курсового проекта……………………………………31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложения: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образец оформления Титульного листа……………………………….33 Задание на курсовое проектирование………..........................................34 Отзыв руководителя КП…………………………………………………35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) обязательным этапом государственной (итоговой) аттестации являются выполнение и защита выпускной квалификационной работы - дипломного проекта.
Защита дипломного проекта является аттестационным испытанием выпускников, завершающих обучение по специальностям и должна обеспечивать не только оценку приобретенных в образовательном процессе знаний и умений, но и освоение компетенций.
Целью дипломного проекта является:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по специальности 072501 при решении конкретных профессиональных задач;
- углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование комплексной оценки готовности студента к выполнению основного вида трудовой деятельности с использованием профессиональных и общих компетенций;
- формирование умения проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов, осуществлять процесс дизайнерского проектирование с учетом современных тенденций в области дизайна, разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта, выполнять эскизы с использованием различных средств.
Тематика дипломнных проектов:
- проектирование коллекции моделей женской одежды различного назначения по заданию швейного предприятия;
- проектирование коллекции моделей детской одежды различных возрастных групп по заданию швейного предприятия;
- проектирование молодежной одежды по заказу швейных фирм;
- проектирование авторских коллекций моделей одежды;
- проектирование коллекций моделей одежды с применением ручной росписи;
- проектирование коллекций моделей мужской одежды по заданию швейного предприятия;
- проектирование коллекции женской одежды на конкретную фигуру.
По заданию кафедры могут выполняться дипломные проекты исследовательского характера.
Тему дипломного проекта студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя из разработанного перечня тем, с учетом их знаний, места практики и возможности получения информационного материала, необходимого для его написания. Закрепление выбранной темы производится решением предметной (цикловой) комиссией и утверждается зам. директора по УР комплекса. Каждому студенту выдается «Задание для дипломного проекта», подписанное руководителем.
В отдельных случаях допускается выполнение дипломного проекта группой студентов. В этом случае индивидуальное задание выдается каждому дипломнику. Обучающемуся предоставляется право выбора темы дипломного проекта, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Целесообразность определяется ПОО и работодателем.
Разработанные в установленные сроки дипломного проекты предоставляются руководителю за три дня до защиты для проверки и оформления отзыва и рецензии. Для защиты дипломного проекта студент должен подготовить выступление продолжительностью 10-15 минут, обосновать выбранные проектные решения. При определении оценки по защите проекта учитываются: практическая значимость и актуальность темы, исследовательская составляющая грамотное и выразительное решение коллекции, выразительность графических средств.
Структура и содержание дипломного проекта
По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части.
Содержание пояснительной записки определяется в зависимости от темы проекта и имеет следующую структуру:
- задание для дипломного проекта;
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- исследовательский раздел;
- проектно-композиционный раздел;
- заключение,
- список использованных источников.
Объем пояснительной записки должен составлять не менее 25 листов формата А4 (не считая эскизов). В пояснительной записке дается развернутый предпроектный анализ, описание работы над проектом (использование композиционных средств, современных тенденций в дизайне одежды, выбор колористического решения, обоснование принятых в проекте решений, актуальность выбранной темы).
Графическая часть должна быть представлена в виде:
-20 поисковых эскизов на листе формата А4.
- один экспозиционный эскиз формата А1
- плакат формата А1.
Введение и заключение являются обязательными разделами курсового проекта.
Введение -вступительная часть проекта.Объем введения должен быть небольшим - 1–2 страницы. Во введении осуществляется обоснование актуальности и практической значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи, объект и предмет курсового проекта, круг рассматриваемых проблем.
Введение к дипломному проекту в обязательном порядке содержит следующие элементы:
- Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что… ».
- Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель курсового проекта – разработка коллекции моделей ….изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) …
- Задачи дипломного проекта – это способы достижения цели. Следует выделить 1–2 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в дипломном проекте, были определены следующие задачи:
1. Разработать …
2. Провести…
3. Раскрыть сущность …
4. Проанализировать …
5. Сравнить …
6. Рассмотреть …
Заключение содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов (2-3 страницы). Заключение лежит в основе доклада обучающегося на защите.
Проект пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая
последовательность изложения, обеспечение точности, однозначности терминов и понятий.
Приложение включает в себя перечень документов, материалов и т.п., подтверждающих практический опыт, полученный на практике (фотографии коллекций моделей, выполненных обучающимися в процессе обучения, различных творческих работ, а также грамоты и дипломы, полученные за творческие успехи).
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
Проект пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая последовательность изложения, обеспечение точности, однозначности терминов и понятий.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа дизайнера может строиться по единой проектной методике.
Предпроектный анализ:
назначение коллекции;
изучение современных тенденций в дизайне костюма;
анализ моделей аналогов;
исследование творческого источника,
описание работы фирмы (предприятия, дизайн-бюро);
изучение технологических возможностей предприятия;
Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектирования: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эстетические и другие требования.
Задание на проектирование представляет собой своеобразную программу свойств, которыми должна обладать проектируемая коллекция как предмет потребления и объект производства. В то же время оно является связующим звеном между потребительскими свойствами и технико-экономическими возможностями производства. Поэтому в задании на проектирование необходимо так сбалансировать свойства будущего изделия, чтобы производство и сбыт одежды стали экономически целесообразными, выгодными и четко их сформулировать: для кого, для чего (назначение), из чего, как.
В зависимости от назначения одежды эти требования могут сильно отличаться. Так, например, эргономические и функциональные требования к повседневной и спортивной одежде отличаются от требований к нарядной одежде. Если проект выполняется на предприятии, то необходимо учитывать требования данного конкретного предприятия.
Проектирование дает необходимый эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:
-способностью увидеть и четко сформулировать задачу;
-способностью быстро выработать наибольшее количество идей за ограниченное время;
-умением отыскивать оригинальные решения.
Цель данного этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов.
Если обучающийся разрабатывает коллекцию по заданию работодателя, то надо дать описание фирмы, ее концепцию, технологические требования.
Затем необходимо представить общее направление моды на текущей период и ближайшую перспективу по данному ассортименту изделий (силуэты, пропорции, цветовая гамма, структура ткани и т. д.). Рекомендуется пользоваться несколькими источниками информации, сопровождая раздел рисунками моделей, фотографиями и иллюстрациями из журналов (рис. 1.9, 1.10). Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
В качестве источников творчества могут служить работы известных дизайнеров и художников, природа, образцы прикладного искусства, народного творчества, образцы исторического и этнографического костюма. Каждый источник творчества обладает своими, только ему присущими свойствами-признаками, обращая внимание на которые дизайнер может почерпнуть творческую мысль. Например, природные объекты дают нам богатство линий, форм, фактуры, напряженность тектонических образований, объекты архитектуры приковывают внимание гармонией целого, красотой силуэтных линий, этнографический костюм и исторический костюм - красочностью, декоративностью (рис. 1.1, 1.2)
Обучающийся должен дать описание источника, который послужил отправной точкой для его творческого процесса, подчеркнуть его наиболее характерные черты. Если на эту тему уже разрабатывались коллекции одежды другими дизайнерами, то можно привести примеры. Весь текст сопровождается иллюстрациями – копиями-зарисовками, фотографиями и т.п. Предметом исследования может быть и творчество какого-либо дизайнера (рис. 1.3- 1.9).
Необходимо также провести анализ современных тенденций в дизайне костюма. Его можно провести по журналам, каталогам или по наличию ассортимента в магазинах (рис. 1.10). В исследовании надо обратить внимание на особо модные детали, осмыслить их перспективу на следующий сезон. Нужно проанализировать модели-аналоги, т.е. существующие на рынке изделия данного назначения и ассортимента, проиллюстрировать рисунками или фотографиями.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Свойства материалов оцениваются сравнительной характеристикой (низкая, высокая, средняя). При выполнении дипломной работы необходимо разработать конфекционную карту для наиболее характерного изделия входящего в коллекцию. Конфекционная карта должна содержать эскиз модели (хорошо читаемый с точки зрения конструкции), описание внешнего вида модели, описание состава, расцветки и образцы материалов, входящих в пакет изделия, описание и образцы фурнитуры, швейных ниток, отделочных материалов, элементов принадлежности к бренду (если предусмотрено их использование). Все эти данные необходимо занести в конфекционную карту (табл. 2.2) (Приложение Д)
Таблица 2.2 Пример заполнения конфекционной карты
|
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Поисковые эскизы выполняются на листах формата А4, бумага может быть как белая, так и цветная или тонированная. Композиция – двухфигурная. Графические средства могут быть выбраны любые, важно, чтобы они были выразительные и соответствовали теме дипломного проекта. Если тема курсового проекта– разработка коллекции моделей одежды с использованием ручной росписи, то необходимо приложить 4-6 эскизов с образцами росписи и эскизы моделей должны быть выполнены в цветной графике. Можно также выполнить эскизы на компьютере (рис.3.3-3.4). Общее количество эскизов -12-14, эскизы должны быть пронумерованы, размещаются в конце проектно-композиционного раздела.
Рис 3.1 Графика эскиза
Рис 3.2 Графика эскиза
Рис 3.3 Эскизы, выполненные на компьютере
Рис. 3.4 Графика эскиза
Экспозиционный эскиз выполняется на листе формата А1 с использованием любых графических средств по выбору дипломника. Можно выполнить эскиз с использованием компьютерных технологий (рис.3.5).
Рис 3.5 Экспозиционный эскизы
Плакат выполняется на листе формата А1 с использованием любых графических средств или компьютерных технологий.