Планы практических занятий по «Психолого-педагогической диагностике»
050400.62 -«Психология и социальная педагогика»
3 семестр, 2012-2013 уч.год
Занятие 1. Предмет, история и профессионально-этические нормы психодиагностики
1. Психодиагностика как область психологических знания. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность.
2. Этика и правовые основы психодиагностики:
- основные принципы психодиагностики;
- требования, предъявляемые к профессиональным и непрофессиональным пользователям методик.
- использование методик специалистами смежниками.
3. Предыстория развития психодиагностики, основные источники его становления (экспериментальная, дифференциальная прикладная психология и тестология).
4. История развития психодиагностики за рубежом и в России.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.: ил.
3. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 640 с. – (Серия «Gaudeamus»).
Дополнительная литература
1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психолог в детском саду.–1999.– №1.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург 1998.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
4. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина // Вопр. пс–1994.– №2.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.
6. Гуревич К.М. Перспективы развития психологической диагностики //Психологическая диагностика. –2003. –№1.
7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. Журнал. – 1991.– Т. 12. – № 2.
8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути реализации // Вопр.психол. –1982.– №1.
9. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. проблемы развития современной психологической диагностики // Вопр. Психол. – 2006. – №5.
10. Кадневский В.М. История тестов: Монография. М.: Народное образование, 2004.– 464 с.
11. Косов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психол. Журнал. – 1985.– Т. 6. –№ 4.
12. Психодиагностика: теория и практика/ Пер. с нем. Общая ред. И вступит. Статья чл.-кор. АПН СССР Н.Ф.Талызиной. – М.: «Прогресс», 1986. – 208с.
13. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
Занятие 2. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики
1. Основания и критерии классификации психодиагностических методов.
2. Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки.
а) тесты, их классификация. Требования, предъявляемые к их разработке.
б) опросники, их виды. Специфика метода экспертной оценки в психодиагностике.
в) Психофизиологические методики, их назначение и характеристики.
3. Малоформализованные методы психодиагностики, их отличительные особенности, достоинства и недостатки.
а) Метод наблюдения, его виды. Схема наблюдения.
б) Беседа как метод сбора первичных данных, специфика ее проведения. Интервью.
в) Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
2. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): Учебное пособие. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 272 с. («Gaudeamus»).
3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.: ил.
4. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 640 с. – (Серия «Gaudeamus»).
Дополнительная литература
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2006. – 440с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999.
4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – 272с.
5. Куравский Л.С., Малых С.Б., Кравчук Т.Е. и др. Методы классификации в психодиагностическом исследовании // Вопросы психологии. – 2006. – №1
6. Психологическая диагностика /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. М.,1997.
7. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М.Борисова и др. / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
Занятие 3. Этапы и организация психодиагностического процесса
1. Основные этапы психодиагностического процесса: этап сбора данных, этап переработки и интерпретации, этап принятия решения, диагностическое заключение.
2. Психологический диагноз, его качество. Объекты диагноза. Уровни диагноста. Психологический прогноз.
3. Психодиагностическая задача и ситуация. Типология психодиагностических задач.
4. Понятие психологического заключения, его структура.
Литература
1. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М.: "Ось-89", 2006. – 192 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика– СПб.: Речь, 2006. – 440с. – С.27-35, 79-157.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).– С.126-131, 150-176.
4. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/ Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.: ил. – С. 78-104.
5. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 640 с. – (Серия «Gaudeamus»).– С.92-216.